Трастовые операции коммерческих банков

курсовая работа

2.1 Анализ развития доверительных операций в РФ

С переходом к системе рыночных отношений в банковском деле одной из актуальных становится проблема детального изучения роли и места банковских услуг в общей совокупности операций коммерческих банков, причин появления и развития новых услуг, а также их влияния на показатели доходности и ликвидности банков. Поиски ответов на эти вопросы будут способствовать развитию банковского дела в нашей стране, более полному удовлетворению потребностей субъектов экономики и государства в банковских услугах. Развитие трастовых операций в России, по существу, началось одновременно с созданием коммерческих банков. Трудности их развития обусловлены отсутствием законодательного обеспечения самого института доверительной собственности.

Российская система, основанная на гражданском праве, не содержит понятия «траст». Доверительные операции российских банков, наверное, одно из самых слабо развивающихся направлений банковского дела сегодня. Уже на начальной стадии формирования системы коммерческих банков в России появилась заинтересованность в трастовых операциях. В начале 1990-х годов россияне стали приобретать оффшорные компании для открытия иностранных счетов и работы на российском рынке в безналоговом режиме. Это и было первым соприкосновением российского бизнеса с трастами. В 1991 - 1992 гг. трастовые операции практически не использовались за исключением операций, связанных с получением по доверенности средств с лицевого счёта или операций по хранению ценностей. Операции же по управлению имуществом физических и юридических лиц ещё не применялись. Для оказания таких услуг в то время необходимо было соответствующее правовое обеспечение. Всё же банкам разрешалось оказывать некоторые услуги по продаже и хранению ценных бумаг и осуществлять завещательное распоряжение суммами акционерных счетов. Интерес банка при этом заключался в получении максимально возможного вознаграждения от клиентов за точное и быстрое исполнение их поручений. Интерес контрагентов - в получении комплексного обслуживания, быстром исполнении своих поручений, в точном представление своих интересов на общих собраниях акционеров. Банк при этом организовывал: хранение бланков ценных бумаг; учёт хранящихся ценных бумаг, выпущенных в виде бухгалтерских записей (для этого банк открывает внебалансовые счета «депо»); приём, выдачу ценных бумаг, их перевод, пересылку со счета на счёт, из хранилища в хранилище; многосторонние расчёты (по поручению клиента) по заключаемым между клиентами сделками с ценными бумагами.

Процессы приватизации и накопления капитала, появление крупных институциональных инвесторов создали условия для диверсификации коммерческих банков. В 1993-1994 г. возникает возможность развития инвестиционного банковского дела, в том числе трастовых услуг. Первая реализация услуг доверительного управления началась с принятия указа Президента РФ №2296 от 24.12.93г. «О доверительной собственности (трасте)». Это был первый юридический акт, регулирующий трастовые отношения в России. Он ограничивал сферу осуществления трастовых операций лишь с пакетами акций акционерных обществ, созданных при приватизации государственных предприятий. При этом бенефициарием траста является федеральный бюджет. В указе подчеркивалось, что действие указа ограничено рамками проводимой реформы. Более того, определенные ограничения вводились до вступления в силу нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Первая часть ГК РФ была утверждена 30 ноября 1994 года, вторая - 26 января 1996 года. Но понятие доверительной собственности ни в первой, ни во второй части не закреплялось, так как речь в ГК РФ шла о понятии доверительного управления. То есть одновременно существовали два понятия - доверительная собственность и доверительное управление. Различие между ними можно свести к тому, что при учреждении доверительной собственности вместе с передачей имущества передается и право собственности на него, а ГК РФ специально оговаривает, что при учреждении доверительного управления факта перехода права собственности не происходит.

В то время трастовые услуги использовалась банками, как правило, для ухода от резервирования, возникающего при стандартных банковских операциях. Такие банки как Менатеп, «Российский кредит», Инкомбанк посредством дочерней компании «Траст-инвест» стали осуществлять доверительные операции. Банк «Российский кредит» оказывал траст-услуги путём создания для клиентов инвестиционного портфеля из спекулятивных вложений в мягкие валюты, более длительных вложений в зарубежные ценные бумаги. Оказание трастовых услуг через дочерние компании помимо явных положительных моментов, таких как, например, независимость от подразделений, способствующая созданию собственного имиджа, имеет и отрицательные стороны. Дочерняя компания не имеет маркетинговых преимуществ, которые есть у трастовой группы. В 1994 же году началось и правовое регламентирование процессов, связанных с осуществлением доверительного управления имуществом. Российское законодательство очень осторожно подходит к трастовым операциям, между тем, трастовые операции относятся скорее к "не-банковским", так как преследуют интересы прежде всего клиента и требуют колоссальных затрат на расширение и развитие трастовых отделов в банках.

В конце 1995 - 96 гг. появились так называемые паевые фонды инвестирования, которые оттягивали на себя деньги инвесторов. Такие фонды (ПИФы) оказывали услуги доверительного управления временно свободными средствами. Так как ПИФ не является юридическим лицом, то при привлечении средств частных инвесторов паевые фонды не платят налог на прибыль, что и является основным их преимуществом. Предоставляя трастовые услуги ПИФы помогали предприятиям оптимизировать финансовые потоки, сохранять валютную стоимость инвестированных средств, снижать налоговые платежи. Управляющая компания анализирует возможности рынка и осуществляют вложения средств ПИФа с установленными фондами целями. Сразу несколько различных по структуре паевых фондов могут находиться в управлении одной компании. Законодательно зафиксировано разделение управление средствами фонда и их хранение во избежание попыток злоупотребления средствами со стороны управляющей компании. Специализированный депозитарий контролирует операции со средствами пайщиков. Для пайщика инвестирование в ПИФ означает приобретение инвестиционного пая, который покупается, продаётся, передаётся по наследству и т. п. Приобретённый инвестиционный пай перепродаётся по более высокой цене. Путём покупки акций предприятия ПИФы осуществляют прямое инвестирование в производство. Через покупку ПИФом корпоративных облигаций осуществляется кредитование предприятий. Предприятие имеет при этом возможность сохранить валютную стоимость своих временно свободных средств в рублях, покупая паи фондов, формирующих портфели из валютных инструментов.

1995 - 1997 гг. ознаменовались созданием отделов по работе с доверительными услугами (траст-отделы) в надежных банках с большым опытом ведения бизнеса. Значительный уставный капитал и обширная диверсификация вкладов этих банков позволяли им активно работать на биржевом и внебиржевом рынках кредитов, ценных бумаг, недвижимости. Осенью же 1997 года вышли нормативные документы, которые регламентировали проведение траст-операций. Основным нормативным документом для коммерческих банков по данному вопросу стала Инструкция Центрального Банка Российской Федерации № 63 от 02.07.97 г. «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации». В настоящем документе даны четкие определения учредителя управления, доверительного управляющего, выгодопреобретателя, договора доверительного управления имущества. С появлением данного документа понятие траста в России как «услуги по доверительному управлению имуществом» окончательно закрепилось. Окончательное определение траста как «доверительного управления» очень важно, так как ранее необоснованно понимание траста как доверительной собственности приводило к противоречию с нормами российского законодательства и тормозило развитие рынка. С этого момента коммерческие банки стали развивать услуги по доверительному управлению. Стали создаваться специальные отделы, занимающиеся доверительным управлением, разрабатываться схемы оказания таких услуг. С активизацией развития трастовых услуг возникли различные трудности в организации этих услуг. Западные банки в то время оказывали эти услуги через дочерние компании и через трастовые отделы. Опыт зарубежных банков российскими банками едва ли мог успешно использоваться из-за различий в регламентируемости отношений траста.

Положение ФКЦБ №37 «О доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги» от 17 октября 1997 г. вводит два дополнительных понятия: «деятельность по доверительному управлению ценными бумагами» и «деятельность по доверительному управлению средствами инвестирования в ценные бумаги». Второе понятие является новым, развивающим законодательство, регулирующее доверительное управление в ином направлении. В понятии «деятельность по доверительному управлению средствами инвестирования в ценные бумаги» права доверительного управляющего существенно ограничены - вместо предоставления права осуществлять любые юридические и фактические действия с объектом доверительного управления ему вменяется в обязанность обеспечение строго целевого использования полученных средств. Кроме того, если в отношении ценных бумаг доверительный управляющий обязан действовать только в интересах выгодоприобретателя, то в отношении средств инвестирования в ценные бумаги приоритет отдается интересам учредителя управления.

Положительные изменения в экономике 1997-1998 гг. вызвали некоторые изменения в банковской деятельности, возросла потребность в получении большего количества банковских услуг в связи с углублением рыночных отношений. Появились проблемы с поддержкой ликвидности банков, усилилась конкуренция. В 1998 г. возникли общие фонды банковского управления (ОФБУ), привлечение активов которых является одной из форм работы банков с клиентами по доверительному управлению их имуществом. ОФБУ - имущественный комплекс, состоящий из денег и ценных бумаг, которые передаются в доверительное управление. Коммерческий банк выступает в качестве управляющего ОФБУ. Заинтересованность банка в формировании ОФБУ заключается в получении прав не создавать резервы, находящиеся в доверительном управлении и не принимать их в расчёт при определении экономических нормативов, а также в дополнительном доступе к ресурсам населения. ОФБУ имеет право совершать срочные сделки и работать с производными ценными бумагами, что запрещено ПИФ. В существующем законодательстве четко не определено, какие типы ОФБУ может создавать коммерческий банк (открытые, закрытые или интервальные). Однако, при этом должна существовать четкая система контроля со стороны государства за деятельностью каждого вида ОФБУ. Решение о создании ОФБУ принимается правлением или иным исполнительным и распорядительным органом кредитной организации, выполняющим аналогичные функции, одновременно с утверждением Инвестиционной декларации и Общих условий создания и доверительного управления имуществом ОФБУ.

Кредитная организация может образовывать несколько ОФБУ ,операции и учет по которым ведется отдельно.

Между кредитной организацией, создающей ОФБУ, и учредителями

управления, средства которых аккумулируются, заключается договор. Данный договор заключается в письменной форме в порядке, установленном гражданским законодательством. Для заключения договора доверительного управления кредитная организациям может опубликовать Общие условия (публичная оферта).

Доверительный управляющий обязан выдать на сумму внесенного имущества сертификат долевого участия.

Общие условия должны содержать описание прав и обязанностей учредителей доверительного управления, доверительного управляющего и выгодоприобретателей ОФБУ, описание видов имущества, принимаемого доверительным управляющим в ОФБУ, в случае принятия в доверительное управление ценных бумаг - описание механизма оценки их стоимости, сроки и объем предоставляемой учредителям доверительного управления отчетности, размер вознаграждения доверительного управляющего, порядок выплаты доходов выгодоприобретателям и порядок ликвидации ОФБУ.

В 1998 г. российские коммерческие банки создают в основном ОФБУ открытого типа. Единственным примером организации ОФВУ закрытого типа являлось создание такого Фонда Инкомбанком.

Дальнейшее развитие ОФБУ позволяет клиентам банков осуществлять выбор между различными способами инвестирования, а коммерческим банкам диверсифицировать риски, возникающие при проведении доверительных операций.

Следует отметить, что доходность размещения активов в ОФБУ превышает доходность размещения активов в банковские депозиты и даже в ПИФы. Это объясняется, несколькими факторами:

1.Преимущества ОФБУ по сравнению с банковскими депозитами: портфель Фонда формируется из разных видов активов (т.е.существует

диверсификация вложений, а следовательно можно регулировать доходность инвестиций);

2.Преимущество ОФБУ по сравнению с ПИФами: снижение инфраструктурных расходов (на содержание отдельно управляющей компании, специализированного депозитария, агента по размещению паев).

В 1999 г. стала активно использоваться другая форма работы через специальные трастовые отделы банка. Преимущество оказания трастовых услуг через траст-отделы заключается в возможности предложить клиенту более широкий спектр услуг и в уменьшении стоимости обслуживания. Выделение в отдельную структуру трастового отдела - важный принцип регулирования банковской деятельности в области трастовых операций. Это позволяет избежать “конфликта интересов” между клиентом и банком. “Правило стены” заключается в сознательном и официально объявленном банком организационном разделении трастового отдела и отделов, занятых текущими коммерческими операциями с клиентурой. Следуя «правилу стены» ни персонал трастовых отделов, ни их информация и документация не могут передаваться и не могут обсуждаться с сотрудниками других отделов, а также запрещен переход сотрудников коммерческих отделов в трастовые и наоборот. Банки стремятся минимизировать расходы на изучение финансового состояния компаний и фирм, а также иметь возможность участия в управлении ряда компаний и контроля над их деятельностью.

В 2001 году выросло количество ПИФов (до 44). Количество управляющих компаний, которые фактически управляют фондами в значительной мере уступают количеству компаний, имеющих лицензию на доверительное управление имуществом паевых инвестиционных фондов. Это является показателем того, что возможен потенциальный рост спроса на их услуги.

На начало 2002 года в России работало 57 ПИФов. Сумма их чистых активов по результатам восьми месяцев составляла около 11 млд. рублей. А в 2004 гг. общие чистые активы ПИФов увеличились на 246 млн.

В настоящее время, не смотря на все преимущества, доверительное управление развивается достаточно медленно. Одними из основных причин можно назвать неподготовленность персонала банков, недостаточная разработка процедур проведения данных операций, а также недоверие потенциальных инвесторов.

Медленное развитие трастовых услуг в России также обусловлено нежеланием инвестировать денежные средства в реальный сектор экономики. Проблема в существовании реального риска невозврата кредитов, которые банк выдаёт предприятию или другой организации. Поэтому банки рискуют не получить рассчитанную норму прибыли.

Следовательно, для совершенствования доверительных услуг в коммерческих банках необходимо доработать механизмы проведения данных операций, улучшить организацию процесса их проведения, создать полноценную нормативную базу, проводить работу среди потенциальных клиентов по разъяснению принципов проведения операций доверительного управления.

Услуги доверительного управления являются, как правило, более доходным для клиентов, а значит перспективными для банков по сравнению с другими способами размещения свободных активов. Развитие трастовых услуг даёт возможность банкам конкурировать с другими профессиональными участниками рынка ценных бумаг ( например с ПИФами). Как показывает практика на Западе, именно банки должны в будущем вызвать у потенциальных клиентов наибольший интерес в качестве доверительных управляющих, так как клиент может спокойно доверить свои средства в управление банку, обладающему достаточным уровнем капитализации, с безупречной репутацией.

Почвой для процветания доверительного управления может стать только стабильно растущий рынок. В настоящее время доверительные операции - лишь малая часть всей массы операций банка. На сегодняшний день основными операциями являются те, которые приносят стабильный доход: депозитно-ссудные и расчетное обслуживание клиентов. Однако прослеживается тенденция универсализации функций коммерческих банков, расширения предоставляемых ими клиентам услуг, в число которых включаются и операции по доверительному управлению имуществом.

Делись добром ;)