Трастовые операции в коммерческих банках

курсовая работа

1. 4. Услуги, предлагаемые банками клиентам в комплексе доверительных операций

Большинство коммерческих банков промышленно развитых стран в комплексе услуг доверительного характера предлагает и ряд других, сопутствующих, услуг, наиболее весомой из которых является кредитование клиентов в целях проведения тех или иных инвестиционных операций в случае нехватки средств на клиентском счете в данный момент. Так, предоставление кредита может иметь место при нехватке денег на счете клиента для приобретения акций промышленной компании, курс которых стабильно растет, что может принести значительную прибыль в будущем. В этом случае, после совещания с клиентом, работник отдела доверительных операций обращается с заявкой в кредитный отдел банка. В заявке содержится подробная информация о счете клиента, в том числе о портфеле ценных бумаг на счете, сроке кредита, дате погашения, форме кредита и т. п. Таким образом, работник отдела доверительных операций несет ответственность за принятие решения о необходимости кредитования клиента. После принятия решения о выдаче кредита обязанность подтверждения или отказа в нем, а также ответственность за техническое исполнение переходит к работникам кредитного отдела, чья работа состоит из следующих этапов.

1. Все ценные бумаги разделены на несколько групп. В зависимости от портфеля инвестиций клиента рассчитывается так называемая сумма кредитования, т.е. максимальный предел предоставляемого кредита. Для этого используется специальное программное обеспечение.

2. Работник кредитного отдела заполняет специальную документацию с информацией о клиенте и предоставляемом кредите. При этом рассчитывается сумма:

-содержащихся на счете клиента ценных бумаг по рыночному курсу;

-ценных бумаг по рыночному курсу с учетом риска (максимальный предел);

-предоставляемого кредита. Сумма кредита не должна превышать максимальный предел. Как правило, банки ограничивают и минимальную сумму кредита.

3. При полном соответствии всех параметров требуемым условиям кредитной деятельности банка работник кредитного отдела подписывает полученную форму-заявку (подтверждая тем самым свое согласие с решением о выдаче кредита) и передает ее руководителю этого отдела, а тот - в дирекцию (правление) банка. Решения о выдаче кредита свыше определенной суммы принимаются только членами совета банка.

4. В случае принятия на всех уровнях положительного решения о выдаче кредита клиенту работник кредитного отдела направляет ему для подписи особый договор, подписываемый также одним из членов правления банка. Кроме того, клиент обязан удостоверить факт своего согласия с тем, что он должен продавать принадлежащие ему ценные бумаги в данном банке лишь с банковского согласия, с помощью специального заверения. Эта мера предусмотрена в связи с тем, что инвестиционный портфель клиента служит обеспечением предоставляемого кредита, своеобразным залогом, изменение которого может произойти лишь с ведома работников отдела доверительных операций. Заверение отсылается банком в специальную юридическую контору, где ведется учет выданных кредитов, и клиент не сможет получить кредит в другом банке под обеспечение теми же ценными бумагами.

Таким образом, при кредитовании клиентов отдела доверительных операций происходит зачисление на счет клиента дополнительных средств, с помощью которых осуществляется приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и др. Важнейшая особенность данного вида кредитования состоит в том, что сумма кредита не покидает пределы банка в отличие от обычной ссудной деятельности.

Очевидная выгода кредитования клиентов отдела доверительных операций для банка состоит в том, что с увеличением доходов клиентов растут доходы и самого банка, которые в будущем могут использоваться для расширения спектра предлагаемых услуг и последующего роста прибылей банка. Так, приобретая высоколиквидные и доходные активы в пользу клиента за счет выданных ему заемных средств, банк производит своеобразные инвестиции, с помощью которых стремится к достижению сразу нескольких целей. Во-первых, это получение прибыли для клиента, которая может быть направлена как на дальнейшее приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и пр., так и на другие нужды - по указанию клиента. Во-вторых, извлечение комиссии для самого банка, что улучшает показатели его ликвидности и баланса и приносит дополнительный доход. В-третьих, повышение интереса у данного клиента к расширению сотрудничества с банком, улучшение репутации последнего, привлечение новых клиентов, а значит, дополнительных средств. При этом нельзя не отметить незначительную степень риска подобного кредитования для банка вследствие того, что средства, инвестируемые в пользу клиента, остаются в сущности под контролем банка на счете этого клиента.

Другое, не менее актуальное, направление деятельности отделов доверительных операций коммерческих банков в странах с развитой рыночной экономикой состоит в аккумуляции средств клиентов, не могущих себе позволить зачисление суммы на счет для проведения управления инвестиционным портфелем вследствие высокого минимального лимита. Нередко число таких клиентов бывает достаточно велико для того, чтобы банк мог бы с ними легко расстаться, и, по мнению банковских специалистов, гораздо выгоднее не снижать этот предел, а найти другой, более оптимальный способ привлечения средств клиентов. К числу наиболее распространенных таких способов относится создание банком инвестиционной компании (или инвестиционного фонда) в соответствии с требованиями законодательства страны его пребывания.

Как правило, банки стремятся к созданию инвестиционного фонда акций и инвестиционного фонда облигаций в рамках единой инвестиционной компании. Данные фонды образуются за счет взносов небольших сумм, принадлежащих тем клиентам, которые не могут себе позволить инвестировать сумму, превышающую минимально допустимый предел. Основная деятельность инвестиционных фондов заключается в купле-продаже ценных бумаг на рынке и получении дохода, распределяемого между клиентами при удержании банком комиссии в свою пользу. Жуков А.И. Услуги коммерческих банков. Зарубежный опыт и практика./ Серия «Международный банковский бизнес». М.: Изд-во АО «Консалтбанкир»,1995

Делись добром ;)