Страхование строительных рисков

курсовая работа

2.2 Страхование строительной техники

Как правило, выход строительной техники из строя относят к группе строительно-монтажных рисков. Ее страхование в ряде случаев осуществляется вне соответствующих договоров. Ведь техника - вещь недешевая, с каждым годом она становится более производительной и, соответственно более сложной и дорогой. Поэтому вопросы ее сохранности становятся все более актуальными. Уже мало у кого вызывает сомнение целесообразность страхования техники от случайной гибели, повреждений или хищения, ведь в строительстве помимо качества работ важно еще и соблюдать определенные сроки.

Страховать строительную технику можно двумя способами. Первый подразумевает комплексное страхование в рамках строительно-монтажных рисков конкретного оборудования в пределах одной стройки на весь период строительства. Второй подход заключается в страховании всего парка строительной техники, принадлежащего подрядчику или лизинговой компании, на годовой основе. Как первый, так и второй способы имеют определенные преимущества и обусловлены особенностями проекта. Так, строительство крупных и специфических объектов может длиться несколько лет. За этот период техника способна выработать свой ресурс, даже находясь на одном месте. Часто строительная фирма преднамеренно закупает оборудование для работы на подобном объекте, и страховать его предпочтительнее первым способом. В то же время, если подрядчик одновременно обслуживает несколько строительных площадок, постоянно перебрасывая технику, то отследить ее перемещение технически сложно. Это неудобно как страхователю, так и страховщику. В этом случае разумнее страховать весь имеющийся машинный парк без упоминания конкретной стройки, ограничив действие полиса лишь той территорией, где компания ведет работы. Также можно сделать отдельную оговорку и застраховать строительную технику на время ее передвижения с одного объекта на другой. Таким образом, будут учтены и риски, связанные с ДТП. Подобное условие повышает стоимость полиса, но является очень существенным, ведь, по существующей статистике, большинство техники выходит из строя именно в момент ее транспортировки. Страховка будет распространяться и на место постоянной стоянки машин, где они могут быть припаркованы в промежутках между строительствами. Страхованию подлежит как мобильная, так и стационарная строительная техника, то есть все оборудование и средства производства, которые использует подрядчик для осуществления тех или иных работ:

спецавтомобили, прицепы, полуприцепы, тракторы (включая мотоблоки и мини-тракторы);

землеройные машины (экскаваторы, бульдозеры, скреперы, корчеватели, планировщики, рыхлители, траншеекопатели и трубоукладчики);

дорожно-строительные машины (автогрейдеры, гудронаторы, катки, бетоно- и асфальтоукладчики, виброплиты и виброуплотнители, щебнераспределители, компрессоры, передвижные электростанции, насосы различного вида) и т.д.

Исключение составляют автомобили и любой другой транспорт с государственными номерными знаками, имеющий разрешение на свободное передвижение по дорогам - их страхуют лишь на период нахождения на территории строительной площадки. Таким образом, учитывая особенности объекта страхования и работы, условия, оговоренные в подписанном подрядчиком контракте на строительство, и порядок финансирования производимых операций, можно обеспечить полноценную страховую защиту строительной техники.

Грамотная страховая защита базируется на правильном определении рисков, которые условно делят на три группы: природные, стандартные внешние имущественные и специфические. Природные риски включают в себя все многообразие стихийных бедствий и нанесенные ими убытки. Стандартные внешние имущественные риски подразумевают пожар, преднамеренные действия третьих лиц, кражи и т.п. Специфические риски, связанные с особенностями работы на строительной площадке, учитывают тесноту территории, сложность рельефа, неудобство временных дорог и так далее.

Причем если после поломки застрахованное оборудование не подлежит ремонту, страховая компания просто выплачивает компенсацию предприятию в размере фактической стоимости поврежденного оборудования за вычетом остатков. Если его можно отремонтировать, страховщик возмещает стоимость восстановительных и ремонтных работ, а также берет на себя обычные расходы по перевозке машины или оборудования в ремонтную мастерскую и обратно, возможные таможенные пошлины, правда, если эти расходы были учтены в размере страховой суммы.. Если ремонт производится силами страхователя, то возмещаются затраты на приобретение материалов и частей, включая согласованные со страховщиком накладные расходы. Возмещение производится в пределах суммы по каждому предмету страхования, однако не выше общей страховой суммы, установленной по договору страхования, с учетом франшизы. Страхование машин и механизмов от поломок позволяет дополнить страхование имущества предприятий специализированными рисками, связанными с повреждением строительного оборудования во время его использования, произошедшим вследствие внутренних неисправностей деталей, агрегатов и узлов машин и механизмов. Так, например, САО «ГЕФЕСТ» предлагает своим клиентам - крупным строительным компаниям - комплексную страховую защиту машин и оборудования, при которой покрывается ущерб от воздействия внешних факторов (пожар, стихийные бедствия, противоправные действия третьих лиц) и вследствие внутренних поломок. Тарифные ставки при страховании оборудования на случай поломки составляют 0,8-3% от стоимости техники, в зависимости от сложности оборудования, страны-изготовителя, срока и условий эксплуатации, опыта и квалификации обслуживающего персонала и других факторов, влияющих на степень риска. Полис страхования на случай поломки можно адаптировать и для совсем нового оборудования, с неоконченным гарантийным сроком. По такому договору страховая компания может принять на себя риски, за которые не несет ответственность завод-изготовитель, к примеру, поломку оборудования из-за непреднамеренных ошибок персонала, неумышленных нарушений правил эксплуатации, падения. Разумеется, подрядчик обязан соблюдать правила эксплуатации техники, умышленное нарушение, повлёкшее поломки, не страхуется.

Расходы на страхование строительной и дорожно-коммунальной техники (в том числе и арендованной) включаются в себестоимость в размере фактических затрат (статья 263 Налогового кодекса РФ), уменьшая таким образом налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.. Страховая компания может застраховать строительную технику и оборудование, находящиеся в собственности или в распоряжении по доверенности, а также взятые в аренду, лизинг или находящиеся в залоге и являющиеся обеспечением кредита.. Страховать приобретаемую в лизинг технику может как лизингополучатель, так лизингодатель. Аналогично в тех случаях, когда техника выступает в качестве залогового имущества по кредитным договорам с банками, страховать технику может и залогодатель, и залогодержатель.

Делись добром ;)