Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в современной экономике

курсовая работа

3.2 Современные тенденции развития российского рынка государственных ценных бумаг

рынок ценный фондовый ликвидность

Рынок государственных ценных бумаг можно рассматривать как одну из важнейших составляющих фондового рынка. На макроэкономическом уровне всегда более приоритетным является инструмент привлечения средств в бюджет посредством выпуска ценных бумаг по сравнению с увеличением налогов. Это обусловлено двумя факторами: во-первых, организация государственного займа занимает гораздо меньше времени по сравнению с изменением законодательной базы в налоговой сфере; во-вторых, меры по увеличению налогов всегда «ложатся» на плечи налогоплательщиков, а при системе заимствований государство берет на себя ответственность по возврату привлеченных средств.

В настоящий момент наибольшую долю в объеме государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, занимают ОФЗ с амортизацией долга. Их доля составляет около 70% от общего объема госдолга в ценных бумагах. ОФЗ-АД являются сравнительно новым инструментом; впервые они выпущены Правительством РФ в мае 2002 г. Главная особенность ОФЗ-АД состоит в том, что погашение номинальной стоимости облигаций предусматривается частями и в разные даты; при этом проценты начисляются на оставшуюся сумму долга. Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу, помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций, также и величину накопленного купонного дохода.

Наряду с ОФЗ-АД, немалый интерес у инвесторов вызывают и облигации с фиксированной доходностью (ОФЗ-ПД и ОФЗ-ФК). Их суммарная доля в общем объеме государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, достигает 30%.

Обоснованные выводы об основных тенденциях биржевого оборота российского рынка государственных ценных бумаг можно сделать, проанализировав основные обобщающие индикаторы, рассчитываемые аналитиками ММВБ - ведущей торговой площадкой данного сегмента фондового рынка России. Такими индикаторами являются индекс государственных облигаций России (RGBI), рассчитываемый как ценовой индекс без учета накопленного купонного дохода и купонных платежей, и индекс государственных облигаций России (RGBI-tr), рассчитываемый как ценовой индекс с учетом реинвестирования накопленного купонного дохода и купонных платежей.

Так же можно сделать вывод об устойчивой повышательной тенденции и устойчивом интересе инвесторов к российским государственным ценным бумагам.

Основным держателем государственных ценных бумаг в России остается банковский сектор. Высокая надежность государственных ценных бумаг по-прежнему является привлекательным фактором при формирования инвестиционного портфеля банков. Однако необходимо отметить уменьшение доли банковского сектора - на 1 января 2004 г. этот показатель составлял 81,1%. Вторым по величине, но не по значимости, является не банковский сектор. Его доля на начало текущего года составляла 34%.

Доля вложений нерезидентов в российские государственные ценные бумаги сохраняется на низком уровне - всего 0,2% (на 1 января 2004 г. -1,2%). Снижение интереса этой категории инвесторов к российским государственным ценным бумагам объясняется снижением доходности по данным видам вложений. Если в начале 2004г. средняя доходность по государственным облигациям составляла около 12%, то к 2006 г. она снизилась до 6%.Снижение доходности от вложений в российские госбумаги заставляет нерезидентов уходить с российского рынка государственных ценных бумаг и инвестировать в другие, более доходные инструменты, в том числе и других стран.

Наряду с ценными бумагами, эмитированными Правительством РФ, на фондовом рынке обращаются субфедеральные и муниципальные облигации. Появление облигаций субъектов РФ было связано со стремлением преодолеть негативные последствия для российской экономики, которые имели место вследствие неплатежей государственных предприятий и региональных администраций. В настоящее время к облигационным займам субъекты РФ прибегают в основном для покрытия бюджетного дефицита или для выполнения конкретных целевых программ.

Делись добром ;)