logo
Современное состояние использования экономических нормативов в банковской практике Узбекистана

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

1.1 Научно-теоретические взгляды о сущности банковского надзора и этапы его становления в Республике Узбекистан Основой развития и надежного устойчивого функционирования банковской системы является формирование гибкого механизма регулирования и надзора за деятельностью банков

Необходимость регулирования банковской деятельности обусловливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития экономики страны.

Во-первых, банк -- это финансовый институт, аккумулирующий и размещающий денежные средства и осуществляющий систему платежей, а потому его деятельность затрагивает интересы практически всего общества.

Во-вторых, банк в рыночной экономике -- коммерческое предприятие, зарабатывающее прибыль и подвергающее себя разнообразным рискам. Причем банк функционирует в микросреде, которая порождает множество внешних рисков, воздействующих на банк.

Учитывая эти обстоятельства, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется законодательными органами посредством принятия соответствующих законов, касающихся банков, а также уполномоченным государством специальным органом, устанавливающим регулятивные нормы и требования к кредитным институтам. Таким образом выстраивается особая система, называемая банковским надзором, включающая совокупность по установлению и проведению в жизнь требований к кредитным институтам, направленных на обеспечение стабильного функционирования всей банковской системы.

Банковский надзор могут осуществлять как центральные банки, так и другой орган, уполномоченный государством. В настоящее время в мировой практике тенденция такова, что банковское регулирование и банковский надзор осуществляют разные органы. В нашей стране органом банковского регулирования и надзора в соответствии с законом «О Центральном Банке Республики Узбекистан» является Центральный банк.

Независимо от того, выполняет ли эту деятельность один орган или несколько, банковское регулирование и банковский надзор есть единый процесс, поскольку имеют единую сферу и цели регулирования, различны лишь способы и инструменты, технологии и процедуры достижения этих целей.

В ряде публикаций банковский надзор сводится к контролю за соблюдением кредитной организацией законодательных актов и регулятивных норм надзорного органа.

Так, В.А. Поляков и Л.А. Московкина отмечают: «Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями». Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Организация деятельности центрального банка. 2008, М: «Кнорус» - С. 5

Аналогичную позицию выражает и А.Г. Братко: «Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность…».Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Организация деятельности центрального банка. 2008, М: «Кнорус» - С. 6

В этой связи следует отметить, что контроль действительно присущ надзору, но как проявление одной из его функций. По сути, это надзор за реализацией нормативности в банковской деятельности. Его значение заключается в том, что он используется Центральным Банком для управления рисками в банковской системе.Банковский надзор необходим и самим банкам. Он является важным элементом обеспечения доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности. Надзор также полезен тем банкам, которые выступают в качестве кредиторов на межбанковском рынке.Банковский надзор существует в различных формах более 100 лет, особый смысл он приобрел в США и странах Западной Европы. Страны с рыночной экономикой осознали важную роль банковского контроля в финансовом секторе и в общем экономическом росте: правительство, государственные органы, субъекты хозяйствования, кредиторы, вкладчики, должны быть убеждены в том, что банковская система страны стабильна; нестабильность банковской системы приводит к краху банков, и как следствие, к подрыву доверия общества к финансовой системе в целом. Банковский надзор в широком смысле является системой, которую использует правительство для обеспечения стабильности финансовой системы, ее безопасности и здоровья. В некоторых странах применяют различные способы создания структур, выполняющих функцию банковского надзора, как правило, под эгидой центрального банка, министерства финансов или независимого агентства. Например, в Германии и Японии создан надзорные структуры при Министерстве финансов, которые тесно сотрудничают с центральным банком (Федеральное ведомство по контролю за банками в Германии и Бюро банков в Японии). Во Франции функционируют три специальные структуры под эгидой Банка Франции и Министерства финансов и экономики (Комитет банковской регламентации, Комитет кредитных учреждений и Банковская комиссия по распределению регулятивно-надзорных полномочий между ними). В США структура банковского надзора разветвленная, подотчетна Конгрессу и не зависит от центрального банка (Федеральная резервная система, Служба контролера денежного обращения при Министерстве финансов, Федеральная корпорация по страхованию депозитов, 50 банковских департаментов штатов) В Великобритании функции банковского регулирования и надзора выполняет Банк Англии.Особенности организации банковского надзора в разных странах приведены в Таблице 1.Институциональное построение системы банковского регулирования и надзора определяется особенностями исторического и экономического развития данной страны, традициями и в значительной мере характером банковской системы. Так, в Великобритании благодаря отсутствию антимонопольного законодательства и жесткого контроля за слиянием банков была достигнута высокая степень концентрации банковского капитала. Образовались крупные банковские объединения с развитой сетью филиалов. Формирование основ банковского надзора в Узбекистане началось сразу после создания двухуровневой банковской системы. Этот процесс продолжается и в настоящее время, отражая развитие банковского регулирования и надзора, сближение узбекской практики с международной.Правовую основу банковского регулирования и надзора составляет, прежде всего, законодательство Республики Узбекистан, в частности Конституция Республики Узбекистан, закон «О Центральном банке Республики Узбекистан» и закон «О банках и банковской деятельности».Первые банковские законы, регулирующие деятельность Центрального Банка Узбекистана и коммерческих банков, были приняты в 1990 г. Уже в первой редакции этих законов содержалось указание на то, что Центральный банк осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, устанавливает для них обязательные нормативы, проводит проверки на месте соблюдения кредитными организациями и их филиалами действующего законодательства и нормативных актов Центрального Банка Узбекистана. Вместе с тем в банковском законодательстве 90-х годов не был четко прописан порядок надзора за деятельностью коммерческих банков. Новая редакция этих законов, принятая в 1995 и 1996 г., существенно расширила изложение этих вопросов.

Таблица 1

Особенности организации банковского надзора в странах мира Васюренко О. Б. Организация системы банковского надзора. Смоленск, 2001 г., С. 13.

Ссылка:http://uchebnikionline.ru/bankovskoedelo/bankivskiy_naglyad__vasyurenko_ob/organizatsiya_sistemi_bankivskogo_naglyadu.html

Страна

Основные органы контроля

Бельгия

Министерство финансов; Банковская комиссия; Банк Бельгии

Великобритания

Банк Англии

Италия

межминистерские комитеты по кредитам и сбережений (во главе с министром казначейства) Банк Италии

Канада

Бюро надзора за финансовыми учреждениями

Германия

Федеральное ведомство по контролю за банками (при Министерстве финансов) Банк Германии

США

Федеральная резервная система; Служба контролера денежного обращения (при Министерстве финансов); Федеральная корпорация по страхованию депозитов; 50 банковских департаментов штатов

Франция

Комитет банковской регламентации; Комитет кредитных учреждений; Банковская комиссия (все комитеты возглавляет управляющий Банком Франции)

Швейцария

Федеральная банковская комиссия

Япония

Бюро банков (при Министерстве финансов) Японии

Узбекистан

Центральный Банк Республики Узбекистан

С тех пор законодательно зафиксированы процедуры выдачи и отзыва лицензий на банковскую деятельность; порядок представления отчетности в Центральный Банк Узбекистана; способы обеспечения стабильности банковской системы; экономические нормативы, которых должны придерживаться коммерческие банки; основные подходы к организации и проведению инспекционных проверок. Законодательство четко определило и цель банковского регулирования и надзора, которая состоит в поддержании стабильности банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов. Наряду с развитием банковского законодательства за эти годы была создана серьезная нормативная база, касающаяся банковского регулирования и надзора, существенно расширившая правовую основу банковского регулирования и надзора. В целом процесс становления и развития банковского надзора в Узбекистане характеризуется следующими особенностями:- начиная с 1990-х годов происходил процесс формирования отдельных элементов системы банковского надзора, адекватной рыночным условиям;- в настоящее время уже сложилась система банковского надзора, все элементы которой в значительной мере соответствуют международным стандартам;- особенностями современной узбекской системы банковского надзора являются: сосредоточение этой функции у ЦБ; превалирование централизованного регулирования банковской деятельности по сравнению с саморегулированием; в основном экстенсивный характер надзора; отсутствие достаточного опыта и квалификации у сотрудников надзорного блока ЦБ и его территориальных управлений.В целом, подводя итог, организацию банковского надзора и его подразделения можно схематично отобразить следующим образом:

Цель

Рис.1. Методы надзора и регулирования ЦБ Республики Узбекистан за деятельностью коммерческих банков Рисунок составлен автором самостоятельно на основе публикаций СМИ

Из вышеприведенной схемы, утвержденной Центральным банком Республики Узбекистан, можно сказать, что в настоящее время слабо осуществляется межбанковский надзор. По нашему мнению это обусловлено отсутствием рынка межбанковских кредитов и вторичного рынка ценных бумаг.