Современное состояние банковского сектора РК

курсовая работа

Глава III. Перспективы развития банковского сектора РК в современных условиях

Тенденции дальнейшего реформирования банковской системы в Казахстане

Дальнейшее развитие банковской системы Казахстан должно сопровождаться принятием следующих мер:

1. Выработать и принять к руководству республики осмысленную концепцию развития банковской системы на 5 лет вперед.

На сегодняшний день отсутствует стратегия развития банковской системы на ближайшие 5 лет. Все меры, осуществляемые в рамках текущего регулирования или в более долгосрочном плане, необходимо увязать с теми целями и задачами, которые планируется достигнуть в перспективе. Эти меры не должны быть хаотичными и противоречивыми, они должны быть нацелены на стимулирование достижения результата.

Данная программа должна быть разработана Национальным Банком Казахстана совместно с Правительством Республики Казахстан, так как она должна определять задачи развития банковского сектора и меры государственной политики по их решению, причем широкое участие в ее подготовке и согласовании должны принимать непосредственно банки второго уровня.

Примером такой программы может служить принятая 30 декабря 2001 года Правительством Российской Федерации и Банком России «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации». Данный документ определяет стратегию развития банковского сектора страны на ближайшую перспективу и как сказано в предисловии вышеуказанного документа при стабильных экономических условиях для достижения целей развития банковского сектора потребуется около 5 лет.

Основными разделами российской стратегии являются:

- цели и условия развития банковского сектора;

- оценка текущего состояния банковского сектора;

- политика государства в отношении банковского сектора;

- структурные аспекты развития банковского сектора;

- функциональные аспекты развития банковской деятельности;

- развитие системы корпоративного управления и внутреннего контроля в кредитных организациях;

- регулирование банковской деятельности, банковский надзор, внешний аудит;

- взаимодействие в банковском сообществе и сотрудничество с международными организациями.

Считается, что российская стратегия может послужить фундаментом для разработки Казахстаном собственной программы развития банковской системы.

2. Разработать и реализовать программу работы с просроченной задолженностью у коммерческих банков.

В соответствии с международным опытом программа реструктуризации банковской системы в тех странах где она была реализована эффективно в обязательном порядке включает в себя масштабную программу выкупа просроченной задолженности у коммерческих банков специализированными государственными органами, осуществляющими реализацию программы реструктуризации. Такая программа, к примеру, в соответствии с корейским опытом включает в себя выкуп с установленным, равным для всех участников программы дисконтом просроченной задолженности или прав требования по активным операциям у коммерческих банков.

Она позволяет:

- освободить балансы банков от лишнего груза просроченной задолженности и соответственно снизить резервы на возможные потери по ссудам и увеличить капитал;

- улучшить ликвидность банковской системы в целом, предоставив коммерческим банкам денежные средства или ликвидные ценные бумаги взамен неработающих активов.

Такой опыт имеется в странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и др. Как нам представляется, выкуп просроченной задолженности по кредитам, выданным предприятиям, в условиях Казахстана должен быть произведен у коммерческих банков с дисконтом не менее 50% для обеспеченных и не менее 70-80% для необеспеченных кредитов. Высокий размер дисконта обеспечит предостережение коммерческим банкам на будущее при «некачественном» кредитовании.

Выкуп просроченной задолженности может быть проведен для всех коммерческих банков по единообразной схеме: банки проходят аудит по международным стандартам бухгалтерского учета, определяется их аудированный капитал; специализированная организация проводит выкуп просроченной задолженности у коммерческих банков с учетом минимальной суммы.

В этой связи возникает вопрос о создании соответствующей легитимной организации, которая бы занималось выкупом долгов у коммерческих банков.

3. Осуществить рекапитализацию банков второго уровня.

Целесообразно разработать специализированную программу, предусматривающую временное вхождение специализированной государственной структуры в капитал коммерческого банка с целью увеличения капитала и соответственно кредитного потенциала. Государственное участие должно быть осуществлено на период реализации специальных бизнес-планов коммерческих банков, после чего доля участия государства должна быть реализована на рынке, возможно, в определенных рамках иностранным инвесторам. Такая мера позволит укрепить банковскую систему и повысить ее жизнеспособность. Положительный международный опыт в этом плане также имеется.

Банкам второго уровня:

Принимать только оправданные риски, исходя из результатов тщательного анализа всех экономических и правовых аспектов соответствующих операций.

В качестве приоритетных направлений взаимодействия с реальным сектором экономики рассматривать:

- кредитование экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;

- кредитование проектов в сельском хозяйстве;

- участие в инвестиционных проектах по развитию передовых технологий и финансировании разработок молодых ученых;

- развитие кредитных операций с розничными клиентами - кредитование малого и среднего бизнеса, жилищного строительства (ипотеки) и потребительского кредита.

С целью более рационального использования ресурсов и снижения банковских рисков расширять практику синдицированного кредитования.

Принять меры по наращиванию капитала, привлечению стратегических инвесторов, в том числе нерезидентов.

Создать службу маркетинга и более активно внедрять в свою практику концепции банковского маркетинга для успешного продвижения на рынок банковских продуктов.

При принятии управленческих решений больше внимания уделять адекватности капитала банка принятым рискам.

Осуществлять мероприятия, направленные на укрепление взаимного доверия между банками, имея в виду развитие межбанковского рынка.

В целях повышения качества управления рисками активно использовать рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, а также передовые методы управления рисками, используемые в международной банковской практике, включающие экономико-статистические оценки вероятности наступления неблагоприятных для банка событий.

В целях адекватной оценки финансового состояния формировать резервы на возможные потери по ссудам и резервы под сомнительные активы в размере не менее предусмотренного требованиями Национального Банка Казахстана.

При разработке стратегии деятельности и принятии решений анализировать и учитывать макроэкономические тенденции развития рынков услуг и капиталов, в том числе международных.

Существенного повысить уровень раскрытия информации о своей деятельности, достоверность учета, отчетности и информации о финансовом состоянии банка, предоставляемой партнерам, клиентам, регулирующим и надзорным органам.

Уделять более пристальное внимание работе по повышению профессионального уровня всех работников банков и этике межбанковских отношений.

Делись добром ;)