Система страхования вкладов физических лиц в России

дипломная работа

1.1 Понятие, цели и принципы системы страхования банковских вкладов

Государство в первую очередь заинтересовано в стабильном экономическом росте, одним из условий которого является мобилизация внутренних ресурсов и, прежде всего, вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс. Для решения этих целей создана Система страхования вкладов населения.

Для того чтобы раскрыть суть и понятие системы страхования вкладов, необходимо дать следующие определения: банк, банковский вклад и вкладчик.

Банк - кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»

Банковский вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами или в их пользу в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада.

Вкладчик - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, либо любое из указанных лиц, в пользу которого внесен вклад Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». СПС КонсультантПлюс..

Система страхования вкладов (ССВ) - это специальная государственная программа, реализуемая в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее «Закон №177-ФЗ»). ССВ представляет собой целый комплекс мер, направленных органами государственной власти, а также Банком России на защиту вкладов физических лиц и гарантирующих возврат этих вкладов при банкротстве кредитной организации. Ее основная задача - защита сбережений населения, размещаемых в банках, то есть, быстрая выдача всех выплат вкладчикам из независимого финансового источника (специально созданного страхового фонда) при наступлении страхового случая.

Механизм страхования вкладов максимально прост и не требует от вкладчика никаких предварительных действий: вклады и счета физических лиц страхуются «автоматически» со дня вхождения банка в ССВ.

Система страхования банковских вкладов является неотъемлемым элементом системы страхования в целом и представляет собой:

1) взаимосвязь и взаимодействие между вкладчиками, банками и Агентством по страхованию вкладов по возврату денежных средств, размещенных в кредитных организациях, в случае банкротства последних;

2) способ обеспечения эффективного управления привлеченными средствами с целью достижения устойчивости кредитной организации;

3) инструмент обеспечения надлежащего управления рисками в банках - участниках системы страхования вкладов.

Система страхования обладает всеми признаками системного объекта:

1) система страхования банковских вкладов является частью другой, более сложной системы комплексной защиты сбережений населения; она может быть дополнена системой государственных гарантий сохранности денежных накоплений населения в кредитных организациях, системой гарантий со стороны саморегулируемых организаций в финансовом секторе, страховых компаний в случае заключения с банками соответствующих договоров и т.д.;

2) целостность системы страхования банковских вкладов обеспечивается совокупностью взаимозависимых ее участников, основными из которых являются коммерческие банки, физические лица - вкладчики, Агентство по страхованию вкладов и Банк России;

3) единство с внешней средой. Эффективность системы страхования банковских вкладов зависит от состояния банковской сферы и экономики в целом. В свою очередь экономика не может успешно развиваться без эффективно работающей банковской системы.

Очевидно то, что ССВ повышает привлекательность банковских услуг для населения, закрепляет доверие к кредитным организациям и создает равные конкурентные условия для банков, привлекающих вклады физических лиц. Что касается самих вкладчиков, то их заинтересованность в системе страхования заключается в стремлении получить надежный, безопасный и доходный способ хранения своих сбережений.

Закон №177-ФЗ последовательно называет те цели ССВ, которые отвечают интересам населения, банков и государства:

1) защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации;

2) укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации;

3) стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.

При этом следует учитывать тесную взаимосвязь указанных целей, ни одна из них не может быть достигнута в ущерб другой. Как только банковская система выходит из равновесия (что мы можем наблюдать в кризисные периоды), сразу возрастает риск потери вкладов физическими лицами.

Основой для достижения указанных в законе целей является наличие стабильной и развивающейся банковской системы. Непременное условие этого - надлежащая законодательная база и сильный орган банковского регулирования и надзора.

Концепция страхования вкладов разрабатывалась на основе анализа как позитивного, так и негативного опыта различных государств в этой сфере. В основу российской системы страхования банковских вкладов положены следующие основные принципы:

1. Обязательность участия в системе страхования для банков, привлекающих вклады населения.

Для привлечения вкладов населения банкам выдается лицензия ЦБ РФ, после чего они автоматически становятся участниками ССВ. Обязательный характер необходим не только для равной защиты вкладчиков, но и для формирования одинаковых конкурентных условий для всех банков, в том числе и принадлежащих государству.

2. Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств.

Благодаря фонду обязательного страхования, ССВ сокращает риск наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств, но при этом увеличивает риск безответственного поведения банков и вкладчиков, перераспределяет индивидуальные риски в пользу недобросовестных банков, повышает издержки банков и неспособно сократить риск системного банковского кризиса ввиду заведомой недостаточности фонда страхования вкладов для выполнения значимой части обязательств банковской системы. Противоречие ССВ заключается в нежелании банков, считающих себя стабильными и осмотрительными, компенсировать потери вкладчикам недобросовестных банков. При этом также возрастает риск чрезмерно агрессивной депозитной политики сравнительно мелких банков, входящих в фонд страхования вкладов на равных правах с крупными банками - донорами системы гарантирования.

3. Прозрачность деятельности системы страхования вкладов.

На реализацию рассматриваемого основного принципа системы страхования вкладов направлен целый ряд положений Закона №177-ФЗ, среди которых следует упомянуть положения, устанавливающие:

- обязанности банков по представлению и размещению информации (ст. 6 Закона);

- составление, представление Правительству Российской Федерации и Банку России Агентством отчетности и обязательную публикацию в "Вестнике Банка России" и "Российской газете" (ст. 24 Закона);

- аудит Агентства (ст. 25 Закона);

- получение Агентством отчетности банков и иной информации (ст. 29 Закона);

- систему контроля за функционированием системы страхования вкладов (ст. 42).

4. Накопительный характер формирования резервов системы.

В России в качестве финансовой основы системы страхования вкладов создается специальный фонд обязательного страхования вкладов, за счет которого осуществляются выплаты возмещения по вкладам и покрываются расходы, связанные с организацией выплат. Размер страхового фонда по состоянию на начало 2012 г. составляет 153,8 млрд руб. (за вычетом сформированного резерва для выплат по наступившим страховым случаям - 151,1 млрд руб.) Официальный сайт Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»: www.asv.org.ru..

Страховые взносы едины для всех банков и уплачиваются ими ежеквартально. Ставка страховых взносов банков устанавливается Советом директоров Агентства. В обычных условиях она не может превышать 0,15 процента средней величины вкладов за квартал. В настоящее время ставка страховых взносов составляет 0,1 процента от среднего значения ежедневных остатков вкладов за календарный квартал года. Уплата страховых взносов производится в течение 25 дней со дня окончания расчетного периода путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов (ст.36 Закона №177-ФЗ).

Источниками формирования фонда являются регулярные денежные взносы банков, а также первоначальный взнос государства в размере 2 млрд руб. Другие источниками его пополнения - доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств фонда, средства, получаемые в результате удовлетворения требований, приобретаемых системой страхования после выплаты возмещения по вкладам, а также пени за несвоевременную или неполную уплату банками взносов.

Инвестирование средств фонда страхования вкладов осуществляются на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Агентством по страхованию вкладов финансовых инструментов. Направления и порядок размещения средств фонда определены в законе и близки к условиям инвестирования пенсионных накоплений. Вложения допускаются в ограниченный набор финансовых инструментов:

- государственные ценные бумаги Российской Федерации и ее субъектов;

- облигации и акции российских эмитентов;

- ипотечные ценные бумаги;

- паи индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в ценные бумаги иностранных эмитентов;

- ценные бумаги государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития;

- депозиты и ценные бумаги Банка России.

Принципиальной позицией в инвестиционной политике размещения средств фонда является исключение вложений в финансовые инструменты кредитных организаций во избежание конфликта интересов.

В юридической литературе называются еще три принципа организации ответственной системы страхования вкладов, не закрепленные в качестве таковых в ст.3 Закона №177-ФЗ, но выводимые из других его норм. Это принципы допуска в систему только финансово устойчивых банков; ограничительный характер выплат возмещения по вкладам; максимальная скорость выплат.

5. Допуск в систему только финансово устойчивых банков.

Одной из главных проблем при формировании системы страхования вкладов является ограничение принимаемых ею финансовых рисков. Для ее решения в систему страхования вкладов будут допускаться только финансово-устойчивые, стабильно развивающиеся и адекватно управляемые банки. Закон о страховании вкладов предусматривает, что вхождение банков в систему страхования вкладов осуществляться на основании лицензии Банка России на проведение операций со средствами физических лиц (ст.43-44 Закона №177-ФЗ).

Для сохранения лицензии действующими банками к ним предъявляются дополнительные требования относительно прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками, качества внутреннего контроля. Их финансовая устойчивость оценивается также с учетом состояния активов, пассивов, ликвидности, доходов, расходов, финансового результата, собственных средств, состояния бухгалтерского учета и отчетности.

Характерно, что требования к участию в системе страхования вкладов носят не разовый, а постоянный характер и обязательны для соблюдения банками все время их участия в системе страхования вкладов.

Вхождение банка в ССВ является в каком-то смысле добровольным решением, вытекающим из бизнес-политики банка, и оформляется ходатайством в Банк России о проверке его соответствия к участию в системе. Банки, в отношении которых было сделано отрицательное заключение, а также банки, отказавшиеся от участия в системе, будут в установленном порядке лишены права на работу с вкладами населения и по истечении 21 месяца обязаны ввести запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц (ст.46 Закона №177-ФЗ).

6. Принцип ограничительного характера выплат возмещения по вкладам.

В России возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей (ст.11 Закона №177-ФЗ). Введение принципа ограничительного характера выплат возмещения по вкладам, позволяет отнести отечественную систему страхования вкладов к системам с ограниченной компенсацией. Отличия между системами с полной и частичной компенсацией заключаются в том, что в первом случае гарантируется весь вклад независимо от его суммы, а во втором - лишь его часть в пределах определенной максимальной суммы.

7. Наконец, наличие принципа максимальной скорости выплаты страхового возмещения обусловлено тем, что способность системы страхования вкладов предотвращать массовое изъятие средств из банков в значительной мере зависит от сроков, в течение которых владельцы депозитов получают возможность воспользоваться своими средствами. В международной практике оптимальным сроком являются 30 дней с момента наступления страхового случая. Считается, что при более длительных сроках выплат может произойти подрыв доверия к системе страхования и возникнуть паника среди населения. «Банковское право: Учебное пособие / Д.Г. Алексеева, Е.Г. Хоменко, С.В. Пыхтин. - 4-e изд., перераб. и доп., (Гриф)» Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г., 2011.

Российский Закон предусматривает, что Агентство в течение семи дней со дня получения из банка, в отношении которого наступил страховой случай, реестра обязательств банка перед вкладчиками направляет в этот банк, а также для опубликования в «Вестник Банка России» и печатный орган по месторасположению этого банка сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам. В течение месяца со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками Агентство направляет также соответствующее сообщение вкладчикам банка, в отношении которого наступил страховой случай. Непосредственно, выплаты вкладчикам должны начаться по истечении 14 дней со дня наступления страхового случая, что позволяет решить задачу быстрого доступа граждан к своим средствам. Выплата возмещения по вкладам производится Агентством в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай, в течение трех рабочих дней со дня представления вкладчиком в Агентство документов (заявление по форме, определенной Агентством и документы, удостоверяющие его личность), но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая (ст.12 Закона №177-ФЗ).

Для проведения выплаты возмещения по вкладам Агентством по страхованию вкладов в порядке конкурсного отбора назначается банк-агент и передает ему реестр обязательств ликвидируемого банка перед вкладчиками. Для осуществления выплаты возмещения по вкладам Агентство перечисляет на корреспондентский счет банка-агента, открытый в Банке России, денежные средства. Выплата осуществляется в день обращения вкладчика (его представителя) при условии предоставления им предусмотренных для этого Федеральным законом документов. В случае необходимости осуществления дополнительной проверки документов допускается проведение выплаты возмещения по вкладам в течение трех рабочих дней.

Построение системы страхования банковских вкладов должно базироваться на двух группах принципов: организационные и финансовые (рис. 1).

В июне 2009 года Базельский комитет по банковскому надзору и Международная ассоциация страховщиков депозитов утвердили набор «Основополагающих принципов для эффективных систем страхования депозитов», определяющий минимальный набор требований, которым должны соответствовать национальные системы страхования депозитов. Российская система страхования вкладов по своим ключевым параметрам соответствует этим международным стандартам.

Рисунок 1 - Принципы системы страхования банковских вкладов

Делись добром ;)