logo
Система внутреннего контроля в кредитной организации. Внутренний аудит банка

1.1 Понятие и сущность внутреннего контроля

Внутренний контроль в современном его понимании в мировой банковской практике начинался с комитетов по аудиту при советах директоров (audit committee of the board of directors). Эти комитеты состояли, в основном, из внештатных сотрудников и независимых внешних аудиторов. Впервые подобные комитеты появились в Канаде на основании акта о банках 1980 года с целью предварительной проверки достоверности финансовой отчетности банков до ее утверждения администрацией. Также, комитеты по аудиту проверяли действенность системы внутрибанковского контроля, осуществляли анализ целесообразности инвестиций и других операций, которые могут существенно повлиять на финансовое положение банка. Позднее такие комитеты были образованы в Великобритании и США.

По сравнению с другими сферами деятельности банковский бизнес характеризуется более высоким уровнем риска. Под банковским риском понимают - возможность негативного воздействия ожидаемых или непредвиденных событий на доходы или капитал банка. Тогда наличие оптимальной системы контроля, несущей в себе функции предупреждения, обнаружения, распознавания, предотвращения и локализации последствий реализации (материализации) рисков является основой успешного функционирования кредитной организации и, таким образом, ключевым направлением банковского менеджмента. При этом функции системы контроля должны быть реализованы в отношении прошлого, настоящего и будущего периодов.

В общепринятом смысле контроль представляет собой процесс наблюдения за объектом, проводимый для обнаружения в нем отклонений от установленных стандартов. Обнаружение аномалий позволяет выполнить своевременное вмешательство с целью трансформации состояния объекта или эталонов, не доводя до возникновения кризисных явлений.

В качестве неблагоприятного события могут рассматриваться всевозможные явления, которые препятствуют осуществлению главных целей (например, крупные убытки, связанные с коммерческой деятельностью, подрыв репутации, осуществление сделок в ущерб кредитной организации, нарушение норм законодательства и прочее). Кроме того, допустимо возникновение неблагоприятных событий в результате изменения количества в качество, при котором накопление несерьезных по отдельности недостатков может в совокупности приводить к тяжелым проблемам.

В системе банковского менеджмента контроль в зависимости от того, кем он осуществляется, подразделяется на внешний, проводимый внешним органами управления и надзора, и внутренний, реализуемый самими банками в процессе управления. Вследствие этого, перед тем как приступить к исследованию места и роли внутреннего контроля в системе управления банком, основываясь на перечисленные выше подходы, необходимо провести границу между внешним и внутренним контролем.

Необходимость внешнего контроля определяется наличием государственного надзора за деятельностью кредитных организаций, который предполагает разработку и применение специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности, включая контроль за соблюдением этих норм. Функции внешнего контроля за деятельностью кредитных организаций, помимо государственных контрольных органов (Центрального банка Российской Федерации, Государственной налоговой инспекции, Государственного таможенного комитета и других), реализовывают также организации аудиторов.

Внешний аудит проводится аудиторской фирмой на договорной основе с экономическим субъектом с целью получения независимой, квалифицированной оценки достоверности его бухгалтерского учета и отчетности, а также выдачи рекомендаций по укреплению финансового состояния экономического субъекта, повышению эффективности его деятельности.

Итак, внешний контроль осуществляется, как правило, лишь в форме последующего контроля, носит эпизодический и ретроспективный характер, ограничен в использовании внутренней информационной базы и проводится специалистами, не связанными с объектом проверки.

Наоборот, внутренний контроль в кредитной организации - это процесс, который должен реализовываться постоянно, всеми работниками кредитной организации, с применением всей доступной информации. Он должен быть, в первую очередь, сконцентрирован на:

- безусловное соблюдение принятых процедур и полномочий при принятии управленческих решений, затрагивающих интересы банка, его акционеров и клиентов;

- выполнение банком требований федерального законодательства, нормативных актов Банка России, других государственных органов, а также стандартов профессиональной деятельности;

- осуществление контроля за рисками, возникающими в банковской деятельности; принятие своевременных и эффективных мер, способствующих предупреждению потенциальных угроз;

- устранение и локализацию последствий скрытых пробелов и нарушений в деятельности банка;

- обеспечение готовности к конкретным действиям в случае реализации тех или иных рисков.

Теоретической базой для практической организации внутреннего контроля на современном этапе принимаются рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, определяющие внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и сотрудниками всех уровней. Это не только и не столько процедура или политика, которая действует в определенный отрезок времени, сколько процесс, который постоянно идет на всех уровнях внутри банка.

Основными целями осуществления внутреннего контроля являются:

- производственная и финансовая деятельность (производственно-финансовые цели) - касаются того, насколько действенно и продуктивно банк управляет своими активами и ресурсами, какая вероятность допущения убытков. Процесс внутреннего контроля обращен на то, чтобы сотрудники организации стремились к эффективному и честному достижению целей, при этом избегая неоправданных или чрезмерных расходов или не ставя другие интересы (например, интересы сотрудника, партнера или клиента) выше интересов банка.

- надежность, полнота и своевременность финансовой и управленческой информации (информационные цели) - касаются подготовки своевременных, достоверных и адекватных отчетов, необходимых для принятия решений в кредитной организации. Они также затрагивают необходимость составления достоверных годовых отчетов, прочей финансовой отчетности и других финансовых документов для акционеров, надзорных органов и сторонних организаций.

- соблюдение действующих законодательных и нормативных актов (комплаенс-цели) - касаются вопросов соблюдения всеми банковскими учреждениями положений действующего законодательства, требований надзорных органов, а также документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка.

Законодательством Российской Федерации, исходя из текста статьи 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», определяется, что внутренний контроль для российской банковской системы - это совокупность процессов, которые обязана организовать каждая кредитная организация для обеспечения собственной финансовой надежности на уровне, адекватном характеру и масштабам проводимых операций.

Важность и необходимость надлежащей организации внутреннего контроля может быть показана на примере банковской системы Российской Федерации, демонстрировавшей в период с 1991 по 1998 годы относительно высокие темпы своего развития. Августовский финансовый кризис 1998 года обнаружил ее слабость, выявил многие проблемы в ее деятельности, вынудил кардинальным образом модифицировать подходы к вопросам управления кредитными организациями. Это видится нормальным, так как именно кризисы позволяют стремительно и показательно выявлять проблемы, назревшие в общественных и экономических системах. Не секрет, что особенно серьезным последствием данного кризиса для российской экономики стало «замораживание» ГКО, а также более чем трехкратное обесценение национальной валюты. Также видится очевидным, что тяжелее всех пострадали банки, которые вели наиболее рискованную политику в части беспредельного сосредоточения активов в ГКО, а пассивов - в иностранной валюте. На этом фоне сразу же обострились накопленные проблемы, главными из которых были невозвраты ранее выданных кредитов в крупных размерах. Беря во внимание то, что кризис 1998 года уничтожил далеко не всю банковскую систему, и многие банки пережили его сравнительно без потерь, перечисленные выше факторы, в конечном счете, можно отнести к недостаткам в менеджменте обанкротившихся банков. Как раз неэффективное управление стало одним из первых оснований того, что банки не смогли противостоять данному финансовому кризису.

Кризис 1998 года, причинивший банковской системе сокрушительный урон, обусловил объективную необходимость принятия безотлагательных мер по совершенствованию управления кредитными организациями, так как без кардинального пересмотра методов управления невозможно обеспечить конкурентоспособность банков в жестких условиях рыночных отношений.

Кроме того, необходимость совершенствования управления банками следует и из формирующейся сейчас новой психологии владельцев банков, не желающих оставаться в стороне от процессов управления, активно приступающих к решению вопросов стратегического управления, полного и эффективного контроля их деятельности. С учетом накопленных знаний все большее число участников банковских отношений начинают понимать, как много в работе банков зависит от установления правильных отношений между собственниками банка (представляющим их Советом директоров) с одной стороны и исполнительным аппаратом банка (менеджерами) с другой. Несомненно, что в равной степени опасны как игнорирование делами банка со стороны Совета директоров (из-за недостатка специальных знаний либо из-за недооценки своей роли), так и избыточное, ничем не оправданное вмешательство в вопросы оперативного управления банком. Следствием чего зачастую является подчинение его кредитной, инвестиционной политики узким интересам собственников в ущерб надежности банка, интересам его клиентов. Практика показывает, что конфликты между владельцами банка и его менеджерами могут приводить к резкому ухудшению финансового положения банка, вплоть до банкротства.

Суммируя сказанное, представляется бесспорным, что необходимость непрерывного и эффективного решения одновременно множества задач немалым количеством субъектов в процессе реализации внутреннего контроля, требует построения отчетливой системы взаимоотношений между ними, непременно способной к постоянному самотестированию, самоанализу и самосовершенствованию.