Рынок услуг страховых брокеров в России

курсовая работа

1.2 Специфика деятельности страховых брокеров

Развитие риск-менеджмента на предприятиях и повышение качества спроса на страховые услуги постепенно увеличивает значимость роли таких страховых посредников, как страховые брокере. На Западе высокий уровень развития института страховых брокеров способствует росту эффективности всей системы страхования в целом.

Роль страховых и перестраховочных брокеров, как и прочих посредников, заключается в минимизации трансакционных издержек и нейтрализации существующей на рынке неопределенности. Кроме того, клиент, обратившийся к страховому брокеру, получает более подходящий для него страховой продукт, который без его помощи было бы трудно разработать (оптимизационная функция). За последнее время функции страховых брокеров на мировом страховом рынке несколько трансформируются: все более увеличивается роль сервисной составляющей их деятельности - повышается значимость услуг по урегулированию убытков и риск-менеджменту.

Все разнообразие услуг страховых брокеров можно классифицировать по различным параметрам. Во-первых, услуги различаются в зависимости от типа клиента страхового брокера:

· услуги страхователю;

· услуги перестрахователю;

· услуги страховой компании.

Услуги страхователю, по сути, мало отличаются от услуг, оказываемых перестрахователю. В первом случае брокер представляет интересы страхователя перед страховыми компаниями, во втором случае - интересы самого страховщика перед другими страховыми и перестраховочными организациями. Услуги, оказываемые брокером страховым компаниям, сводятся в основном лишь к консультациям в сфере актуарных расчетов, андеррайтинга и юридической помощи. Страховой брокер не имеет право представлять интересы страховщика перед его клиентами.

Вторая классификация разработана в зависимости от этапа действия договора страхования (перестрахования):

· услуги при заключении договора страхования (перестрахования);

· услуги ведения договора страхования (перестрахования) (policy administration);

· услуги по урегулированию убытков (claims management).

Из 69 страховых брокеров, предоставивших информацию в ФССН, 56 брокеров (81,2%) оказывали услуги, связанные только с заключением договоров страхования (перестрахования), 35 брокеров (50,7%) - услуги, связанные с заключением договоров страхования (перестрахования) и их исполнением/см. приложение А/.

И, наконец, последняя классификация строится в зависимости от типа услуги:

1. консультационные услуги (консультации по риск-менеджменту, актуарным расчетам, андеррайтингу, оценке финансового состояния контрагента, юридические консультации);

2. организационные услуги (ведение переписки и переговоров в интересах клиента, представление интересов клиента при заключении договоров, при урегулировании убытков, проведение открытых и закрытых тендеров среди страховых (перестраховочных) компаний);

3. услуги по работе с документами (подготовка и передача в страховую (перестраховочную) компанию всей документации, необходимой для заключения договора страхования (перестрахования), внесение в договор всех необходимых изменений и дополнений, сбор и передача в страховую (перестраховочную) компанию необходимых справок и документов при наступлении страхового случая);

4. помощь в осуществлении денежных расчетов (при уплате страховых взносов, страховых выплат, осуществлении возврата страховой премии при досрочном прекращении договора, перечислении возврата денежных средств, поступивших по регрессным искам, от реализации возвращенного имущества);

5. иные услуги (предложения на сайтах страховых брокеров):

a) осмотр имущества, принимаемого на страхование, оценка имущества;

b) b) оценка ущерба, исследование обстоятельств страхового события, выяснения характера и причин наступления убытка;

c) c)розыск пропавшего имущества;

d) d) организация процесса реализации поврежденного имущества;

e) e)ремонт автотранспортного средства;

f) f) услуги службы аварийных комиссаров.

На Западе в число прочих услуг страховых брокеров входят консультации по альтернативным способам управления рисками (alternative risk management advice), в том числе созданию кэптивных страховых компаний (captive management), слияниям и поглощениям (merger and acquisition advice), услуги по управлению активами, стратегическому планированию, управлению персоналом. Крупные страховые брокеры участвуют в разработке компьютерных систем по управлению рисками (risk-management information system) для различных предприятий. Страховые и перестраховочные брокеры оказывают также услуги по секьюритизации рисков и статистическому моделированию катастрофических рисков/4/.

В 2008 году более половины российских страховых брокеров получали денежные средства в связи с заключением договоров страхования (перестрахования), то есть оказывали помощь в проведении денежных расчетов. Из них 10 страховых брокеров (14,5% от общего числа брокеров) получали денежные средства от физических лиц, 36 брокеров (52,2%) - от юридических лиц. 31 страховой брокер осуществлял прием денежных средств в связи с заключением договоров страхования (перестрахования) от страховых организаций/ см. приложение Б/.

По данным ФССН, в 2007 году 20 страховых брокеров (29% от общего числа брокеров) оказывали своим клиентам иные услуги, связанные со страхованием.

Страхование, наряду с такими основополагающими явлениями, как деньги и кредит, сопровождает жизнь нашего общества уже несколько тысячелетий, и спрос на эту услугу всегда только рос и развивался.

Особенно мощно этот бизнес стал развиваться в информационную эпоху благодаря развитию информационных технологий, значительно облегчивших работу страховых компаний. Основная цель и задача страхования на протяжении всей истории осталась неизменной - это уменьшение рисков путем гарантирования возмещения потенциальных убытков пострадавшей стороне. В разное время с этим справлялись с различными результатами, не всегда выдающимися, кстати, но сама идея прошла все-таки все испытания в веках и дошла до наших дней/5/.

Развитие страхового бизнеса в наше время возможно благодаря революционным открытиям в области информационных технологий. Это привело к тому, что страхование стало чрезвычайно распространенным во всех областях нашей жизни. К сожалению, разобраться в реальном качестве и целесообразности предлагаемых множеством страховых компаний услуг и предложений трудно даже специалисту, не говоря уже о нас, обычных потребителях. Возник спрос на независимых от страховщиков консультантов, способных помочь разобраться в предлагаемых на страховом рынке услугах. Так появились страховые брокеры - компании или отдельные консультанты, специализирующиеся на помощи конкретным гражданам и компаниям в подборе, удовлетворяющих именно их особенные интересы страховых предложений. Страховые брокеры стали своеобразными лоцманами в океане страховых продуктов.

Страховой брокер занимается, по сути, посреднической деятельностью, которая оплачивается комиссией или иными способами, оговариваемыми при составлении договора о предоставлении услуг. Дело страхового брокера последнее время пользуется возрастающей популярностью, признанием и повсеместно распространяется. А причины тому следующие:

· Брокер знает состояние рынка, в том числе финансовую устойчивость и позиции страховых компаний на рынке, какие страховые услуги продаются на рынке и их цены. Кроме того, брокер знает все нюансы страхования и те «подводные камни», на которые может «нарваться» клиент, заключая напрямую договор страхования со страховой компанией. Страховой брокер всегда может дать рекомендацию и разъяснения клиенту по вопросам страхования, в том числе по вопросу «Какую страховку и в какой страховой компании лучше купить?».

Страховой брокер, исходя из потребностей клиента, сам отбирает ему надежную страховую компанию и оптимальную для клиента страховку, при необходимости проводя переговоры со страховой компанией и внося изменения в условия стандартного договора страхования.

При этом у страхового брокера, как правило, всегда есть несколько вариантов страховок, который он сам может выдать клиенту, и тогда последнему не придется обзванивать страховые компании и ездить по их офисам. В некотором (а иногда и прямом) смысле брокер проводит конкурс среди страховых компаний.

Кроме того, в отдельных случаях, когда надо, допустим, застраховать имущественный комплекс от нескольких рисков, выгоднее одни риски разместить в одной страховой компании, а другие - в другой, либо организовать совместное страхование несколькими страховщиками данного комплекса, когда в отдельности ни один из них не состоянии принять на себя все риски и большую страховую ответственность…. Такую координационную работу - организацию страхования комплекса - лучше всего поручить страховому брокеру.

· Брокер ведет договор страхования и контролирует выполнение страховой компанией ее обязательств перед клиентом.

В частности, что немаловажно, брокер окажет поддержку клиенту при наступлении страхового события: даст разъяснения, что надо сделать, чтобы получить страховую выплату, поможет в сборе документов и в ином.

При окончании срока действия страховки, брокер напомнит клиенту о желательной пролонгации; клиенту очередной раз не придется самому думать о страховании - все за него сделает брокер.

· Настоящий брокер не зависит от страховой компании, поэтому всегда, в том числе, в случае спора между страховой компанией и клиентом, должен помочь последнему в разрешении спора.

При этом страховые компании не идут, как правило, на конфликт с клиентом страхового брокера, так как страховой брокер реализует страховые продукты данных компаний, тем самым принося им доход. В случае же конфликта страховой брокер может профессионально защитить интересы клиента - вплоть по судебных инстанций. Однако такие случаи редко, когда случаются: страховым компаниям невыгодно идти на конфликт, т.к. брокер может перестать реализовывать их страховые услуги.

· Брокер проводит консультирование и информирование Клиента по вопросам страхования.

· Клиент в случае страхования через брокера тратит не только меньше времени и нервов. Клиент, как правило, тратит меньше денег, чем при прямом контактировании со страховыми компаниями.

· Решение страховой компании о выплате клиенту во многом зависит от того, перестраховала ли страховая компания риск (риск выплаты клиенту). Поэтому в целях контроля за выполнением страховой компанией ее обязательств перед страхователем - клиентом брокера - брокер иногда договаривается со страховой компанией о том, что ее страховая ответственность будет перестрахована через него у перестраховщика. Соответственно, будучи уверенной в том, что перестраховщик возместит страховой компании ту сумму, которую ей придется выплатить клиенту, эта страховая компания скорее примет положительное решение о выплате клиенту, чем отрицательное решение об отказе клиенту в выплате.

· При наличии желания у клиента многие брокеры заключают с ним договоры о брокерском абонентском обслуживании клиента. Цель такого договора, как правило, в письменном принятии на себя брокером обязательств по обслуживанию (обычно - бесплатному) клиента в страховой сфере. По такому договору на Клиента, как правило, не налагается каких-либо денежных и иных материальных обязательств.

Услуги страхового брокера позволяют значительно уменьшить риски, связанные с угрозой приобретения услуг у ненадежных страховых компаний, которые неохотно и без должного рвения относятся к выполнению взятых на себя страховых обязательств. Страховой брокер в курсе всех дел на рынке страхования и, конечно же, не допустит обмана своего клиента мошенниками/6/.

Услуги современных страховых брокеров нашей страны - это всё то, что так или иначе касается страхования, но всё же основная задача страхового брокера - это поиск страховой компании, которая способна предложить наиболее оптимальные условия заключения договора и дальнейшего сотрудничества на лучших из представленных рынком условиях. Брокеры просчитают все нюансы и тонкости, связанные с предметом страхования клиента. Зачастую специалисты брокерских контор способны едва ли не в разы сократить стоимость страхового договора, при этом не нанося абсолютно никакого ущерба качеству страховых услуг, представленных компанией страховщиком. В страховании многие мелочи и хитрости известны только специалистам, в том числе и специалистам страховых брокеров. Довольно часто можно наблюдать, как сэкономленный объем денежных средств на порядок превосходит стоимость услуг, оказываемых страховым брокером клиенту. Например, подбирая наиболее приемлемый договор автокаско, страховой брокер, зная все мельчайшие нюансы автострахования, способен подобрать идеальные варианты, позволяющие крайне экономно и эффективно вложить имеющиеся средства даже среди стандартных предложений.

На базе правильного понимания сущности брокерской деятельности в страховании, места и роли брокеров в страховых отношениях становится понятным, что страховые брокеры - это не конкуренты страховым компаниям, а часть рыночного механизма, позволяющего оптимизировать взаимодействие между страхователями и страховщиками. Таким образом, брокеры не разрушают уже сложившиеся отношения между потребителями и страховыми компаниями, а способны сделать их более эффективными и выгодными для потребителей страховых услуг.

В нашей стране, в силу ограниченности платежеспособности потенциальных потребителей, особенно возрастает значение именно профессиональных брокеров, как рыночных структур, объективно наиболее приспособленных к оптимальному удовлетворению индивидуальных потребностей страхователей. Можно со всей уверенностью утверждать, что сегодня без активной деятельности брокеров не удастся включить новые группы потребителей в орбиту страховых отношений.

В России, не очень любят страховых брокеров. Брокер, профессионально выражающий и защищающий интересы потребителя (особенно в процессе урегулирования убытков), мешает тем страховщикам, которые видят в своем клиенте не равноправного партнера по рыночным отношениям, а лишь источник для решения собственных постоянно существующих финансовых проблем. Однако, страховой рынок - это не совокупность страховщиков, а система отношений между страхователями, страховщиками и государством, где главную роль играют те, на чьи деньги существует и развивается эта система, т.е. страхователи. Модель рынка, в которой интересы страхователей подчинены интересам страховщиков, в которой интересы страхователей фактически игнорируются, уже исчерпала себя, она - нежизнеспособна.

Сегодня вернуть жизнь российскому рынку реального страхования можно только на деле обеспечив приоритет интересов новых групп страхователей и на этой основе сделать их участниками страховых отношений. Деятельность квалифицированных страховых брокеров, способных профессионально представлять и реализовывать интересы страхователей, и является тем относительно новым для современной России механизмом вовлечения новых групп потребителей в орбиту страховых отношений, а значит, - механизмом развития страхового рынка, нужда в котором становится все более острой.

Делись добром ;)