Рынок пластиковых карт в России

дипломная работа

1.3 Преимущества и недостатки использования пластиковых карт для участников системы расчетов

Быстрое распространение банковских карт, их превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения служит свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным категориям участников системы.

1. Основные привлекательные черты карт для их держателей в следующем.

Удобство пользования - держателю карты не нужно иметь при себе крупных денежных сумм при посещении магазинов и предприятий сервиса, что снижает риск потери или хищения наличных денег, и в любой момент он может сделать крупную покупку, о которой заранее не известно, где она может произойти. Вместе с тем, удобство применения карт лишь тогда может быть реализовано в полной мере, если существует широкая сеть торговых и сервисных предприятий, которые принимают карты в оплату за товары и услуги.

Дебетовая карта предоставляет клиенту главным образом технические удобства: возможность проведения безналичных платежей, снятий наличных, управления счетом через автоматические устройства. Финансовая привлекательность может заключаться в начислении процентов на остаток на счете и, возможно, получении скидок при покупках.

Если карта кредитная, то ее второе достоинство - возможность получения кредита. В карточной системе расчетов кредит предоставляется покупателю автоматически, без специального обращения в банк. В момент покупки используется кредитная линия - согласие банка предоставлять заемщику ссуды в пределах заранее оговоренного лимита, причем этот лимит восстанавливается по мере погашения долга. Покупатель пользуется кредитом без взимания процентов в течение срока от 20 до 60 недель (в соответствии с особенностями конкретного банка). Кроме того, он может по желанию отсрочить выплату долга за пределы льготного периода, уплачивая банку проценты. Выгода держателя в этом случае принимает форму финансовых удобств.

Еще одно достоинство карточных расчетов - получение пользователем информации от банка в форме выписки со счета, что позволяет проверить каждую операцию и предъявить претензии в случае неправильного оформления сделок. Строже становятся контроль за состоянием счета и планированием своего бюджета.

Не нужно заботиться о конвертировании валюты. Это сделает банк.

Денежные средства, находящиеся на карт-счете, не надо декларировать при пересечении границы.

Имеются и другие достоинства: льготы при приобретении товаров, восстановление потерянных или украденных карт, льготы при бронировании мест в гостиницах, при заказе авиабилетов и т.д.

К недостаткам для клиента можно отнести следующие:

- за удобство, которое дает применение карт, приходится платить, оплата представляет собой тариф за годовое обслуживание, а также иные возможные комиссии;

- карты принимают не во всех магазинах (других организациях торговли и сферы обслуживания), как правило, мелкорозничные сети в России не принимают.

2. Для представителей торговой сферы карточные расчеты имеют следующие преимущества:

- расширение продаж и привлечение новых покупателей;

- не нужно заботиться о конвертации денег и инкассации выручки;

- возможность предоставления кредита без использований собственных средств и ведения специальных систем учета;

- снижение риска получения фальшивых купюр;

- человек с картой более склонен совершить покупку, чем владелец наличных;

- повышается безопасность работы (так как чеки (слипы) с подписями клиентов, которые остаются в магазине и означают поступление денег на его счет, не представляют интереса для грабителей);

- повышается престиж, рейтинг магазина.

Вместе с тем, магазину придется пойти и на некоторые дополнительные издержки:

- нужны начальные затраты на закупку или аренду соответствующего оборудования и последующие текущие затраты на поддержание его в рабочем состоянии, обслуживание;

- определенную сложность могут представлять процесс авторизации карт, вообще отношения с процессинговым центром, обслуживающим карты данного эмитента.

3. Инициаторами внедрения кредитных и других видов карт выступают банки, рассчитывая получить следующие выгоды:

- увеличение объема потребительских ссуд;

- увеличение привлеченных ресурсов (деньги на счетах, страховые депозиты);

- расширение своей сферы деятельности на отдаленные районы;

- организация более быстрых и удобных для клиентов расчетов;

- уменьшение объема используемой в расчетах наличности и, следовательно, снижение стоимости операций;

- отработка новой, более прогрессивной безбумажной технологии;

- разгрузка центрального офиса банка от наплыва клиентов;

- комиссионные, которые банк берет за все карточные операции. Кроме того, клиент платит за получение карточки, за ее годовое обслуживание;

- повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота наличных денег.

Однако, чтобы карточные проекты были эффективны, банки вынуждены идти на большие расходы: плата за вступление и членство в платежных системах или затраты на организацию собственного процессингового центра, затраты на создание инфраструктуры для обслуживания карт.

Делись добром ;)