Рынок государственных ценных бумаг Кыргызской Республики

дипломная работа

1.3 Государственные ценные бумаги как источник государственного долга

В условиях рыночной экономики финансовое здоровье государства, его перспективы определяются, прежде всего, состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга.

Выпуск государственных ценных бумаг для финансирования государственных расходов в переходной период кажется более привлекательным в сравнении с роста денежной массы за счет эмиссии или кредитов центрального банка:

- размещение ценных бумаг позволяет правительству финансировать свои расходы без увеличения совокупной денежной массы;

- продажа ценных бумаг часто является дешевым путем (по сравнению с увеличением налоговой нагрузки или денежной массы) финансирование государственных расходов;

- рынок государственных ценных бумаг является составляющей частью национальных финансовых рынков;

- выпуск ценных бумаг позволяет правительству приспособить структуру и время займов к своим теперешним и будущим потребностям;

- активная торговля государственными ценными бумагами способствует уменьшению разницы между рыночными ставками привлечения и предоставления в заем денежных ресурсов и снижению расходов финансовых посредников;

- обращение государственных ценных бумаг способствует росту ликвидности и гибкости экономики в целом;

- существование хорошо развитых вторичных рынков дает возможность использования государственных ценных бумаг при проведении денежной политики центрального банка страны;

- развитие первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг позволяет правительству полной мерой контролировать высокие темпы инфляции;

- обращение государственных ценных бумаг отвечающий существующим международным стандартом делает экономику более стабильной и привлекательной для иностранных инвесторов.

В тоже время некоторые недостатки интенсивного использования продажи ценных бумаг для финансирования государственных расходов, например:

- новые выпуски государственных ценных бумаг могут увеличить государственный долг и таким образом переносить часть финансовой нагрузки на будущее поколение;

- развитие первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг может вызвать нежелательное распределение финансовых ресурсов и иметь негативное влияние (эффект вытеснения других инвестиций) на развитие других финансовых рынков страны;

- большие суммы займов могут привести к увеличению номинальных процентных ставок и сделать расходы бюджета восприимчивыми к изменением процентных ставок;

- использование ценных бумаг ослабляет желание правительства и других органов власти контролировать свои расходы и, кроме того, может увеличить зависимость правительства от своих кредиторов.

Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее - правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

Внутренний государственный долг рассматривается как "заем нации сам себе" и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны.

В развитых странах мира накоплен большой опыт в управлении государственным долгом, прежде всего рыночными методами, связанными с использованием различных финансовых инструментов, призванных обеспечивать результативное воздействие на величину государственного долга и его структуру. Одним из таких инструментов являются государственные ценные бумаги.

Ценные бумаги - это в основном государственные облигации, купленные центральным банком. Эти государственные ценные бумаги правительство выпускает для финансирования прошлого и текущего дефицита государственного бюджета, поэтому они являются частью государственного долга.

Государство, как правило, выпускает ценные бумаги с целью привлечения средств для:

Ш финансирования текущего бюджетного дефицита;

Ш погашения ранее размещенных займов;

Ш обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

Ш сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

Ш обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;

Ш финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти.

Основное назначение государственного долга быть инструментом регулирования экономики.

Эта функция достигается с помощью решения двух задач:

Ш фискальной - получить финансовые средства для нужд государства

Ш регулирующей - использовать эти средства для стабилизации экономики и стимулирования ее роста Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. Пособие. - М.:Дело,2005, стр. 69.

Двойственная природа государственного долга, определяемая его целевым назначением, обуславливает противоречивое воздействие государственной задолженности на экономику - стимулирующее и дестабилизирующее. Отсюда возникает необходимость регулирования государственного долга и определения его границ, чтобы снять его дестабилизирующее воздействие на экономику. От методов регулирования государственного долга во многом зависит, будет ли государственная задолженность бременем или стимулом для экономического развития.

Реальное бремя государственной задолженности можно уменьшить с помощью непопулярной меры-повышения уровня инфляции, однако это может привести к подрыву доверия к государству, как заемщику.

В мировой практике накоплен большой опыт в управлении государственным долгом рыночными методами, связанными с использованием различных финансовых инструментов, призванных обеспечивать воздействие на величину государственного долга и его структуру. Одним из таких инструментов являются государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств. Рынок государственных ценных бумаг является, с одной стороны, одним из индикаторов состояния всей экономики, а с другой - инструментом, воздействие на который может замедлить или ускорить процессы рыночных преобразований.

Финансирование государственного долга посредством государственных ценных бумаг является более дешевым вариантом, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов Ценные бумаги: Учебник/под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. - 2е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. стр. 57. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой надежностью и ликвидностью, и инвесторы испытывают меньшие затруднения при их реализации на вторичной рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных государству.

Под внутренним государственным долгом понимается задолженность Правительства Кыргызской Республики перед юридическими и физическими лицами, оформленная срочными долговыми обязательствами. К заимствованию государство прибегает, как уже было отмечено, для финансирования дефицита бюджета. По материальному содержанию внутренний государственный долг - это сумма выпущенных, но не погашенных Правительством своих денежных обязательств, выраженных в облигациях и других ценных бумагах.

Доля внутренних заимствований в общем портфеле государственного долга Кыргызской Республики незначительна и не превышала 10 процентов. Основным фактором, сдерживающим увеличение доли внутренних заимствований, является низкий уровень развития рынка государственных ценных бумаг Кыргызской Республики.

Управление государственным долгом заключается в определении условий выпуска, размещения, обращения и погашения государственных денежных обязательств. Эти функции относятся к совместной компетенции Министерства финансов и Национального банка. Причем порядок и сроки погашения внутреннего государственного долга определяются Правительством Кыргызской Республики.

Обслуживание внутреннего государственного долга заключается в выплате процентов по государственным денежным обязательствам и погашении долга путем выкупа, либо иного изъятия государственных долговых обязательств из обращения. Обслуживание производится за счет республиканского бюджета, либо иных активов, находящихся в республиканской собственности. Операции по обслуживанию долга осуществляются Национальным банком.

В процессе управления внутренним государственным долгом складываются отношения между Правительством и Минфином. Минфином и Национальным банком, Правительством и Национальным банком.

Управление государственным долгом содержит ряд указаний относительно прав эмитента (государства). В частности, для выполнения обязательств перед владельцами ГЦБ Министерство финансов может прибегнуть к новой эмиссии ГЦБ. Это общепринятая практика; такая акция получила название-рефинансирование.

Мировой опыт свидетельствует о возможности внесения государством изменений в первоначальные условия выпуска относительно размера дохода (процентов). Государство правомочно сократить или удлинить сроки обращения государственных облигаций, такие действия определяются, как консолидация. Это означает, что обязательства перед инвесторами - владельцами ГКО с короткими сроками обращения фактически погашаются за счет средств, получаемых от владельцев ГКО с более длительными сроками погашения.

В настоящее время в Кыргызской Республике используются только государственные краткосрочные векселя и долгосрочные государственные облигации. Перечень инструментов заимствований на внутреннем рынке ограничен, как и круг инвесторов в государственные ценные бумаги - как правило, это банки.

Государственные займы являются одной из форм мобилизации свободных денежных средств граждан и юридических лиц и одновременно формой государственного долга, они осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Этот инструмент привлечения денежных средств в бюджет используется многими современными государствами и является своеобразной альтернативой прямым кредитам, в том числе кредитам центральных банков.

В заключении нужно отметить, что значение государственных ценных бумаг как формы государственного долга различно в зависимости от того, где они размещаются. Учитывая то обстоятельство, что кредиты Национального банка Кыргызской Республики не привлекаются для финансирования бюджетного дефицита, а средства, предоставляемые банками под гарантии Правительства, не поступают в бюджет, государственные ценные бумаги являются единственной формой долговых обязательств, посредством которых осуществляется привлечение денежных средств государством на внутреннем рынке.

Делись добром ;)