Российская практика денежно-кредитного регулирования экономики

курсовая работа

2.1 Основные направления денежно-кредитной политики

Изменение темпов прироста денежной массы происходит в результате применения различных инструментов денежно-кредитной политики. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на спрос и предложение на денежном рынке. Выбор тех или иных инструментов, а также характер их применения зависит от фазы экономического цикла. Например, чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения, а это, в свою очередь, влияет на темпы инфляции, увеличивая или уменьшая их [11, с.164].

В условиях второго и третьего вариантов денежной программы формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения объема чистых международных резервов (ЧМР), а не за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования, как в первом варианте.

В соответствии с третьим вариантом денежной программы, предполагающим высокие цены на нефть, увеличение ЧМР в 2012 - 2013 годах составит 2,2 трлн. рублей ежегодно, в 2014 году - 2,3 трлн. рублей. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что в 2012, 2013 и 2014 годах снижение ЧВА по данному варианту должно составить 1,0; 1,0 и 0,9 трлн. рублей соответственно. В рамках данного сценария предполагается, что в 2012 году чистый кредит банкам увеличится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,4 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей [4, с.25-28].

Одной из ключевых задач Банка России на 2012 - 2014 годы по-прежнему останется формирование необходимых условий для повышения эффективности проводимой процентной политики. Для этого Банк России продолжит осуществление мер, направленных на сокращение прямого вмешательства в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, а также, в целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики, Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям.

В 2010 году улучшились внешние условия для российской экономики. Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение в 2011 - 2013 годах роста мировой экономики темпами, близкими к ожидаемым в 2010 году показателям (не менее 4%). Восстановление внешнего спроса будет поддерживать положительную динамику отечественного производства и экспорта товаров. Однако не исключаются более пессимистичные сценарии выхода мировой экономики из рецессии и развития международной торговли.

В экономике европейских стран - торговых партнеров России, входящих в зону евро, сохранение в прогнозный период отрицательных разрывов выпуска будет способствовать сдерживанию развития инфляционных процессов. Это ограничит риск ускорения роста цен в стране. В 2011 году не предполагается существенного изменения среднегодового уровня процентных ставок на денежных рынках по инструментам, номинированным в евро и долларах США. Ожидается, что в среднесрочный период соотношение между процентными ставками в России и зарубежных странах будет служить созданию условий для притока капитала в российскую экономику. Тем не менее сохраняется риск оттока капитала.

Одним из основных факторов, влияющих на развитие российской экономики, является цена на нефть. В этой связи Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2011 - 2013 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2011 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 60 долларов США за баррель.

В этом случае в 2011 году темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения может замедлиться до 2,5%, инвестиции в основной капитал могут возрасти на 2,9%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,6%.

В качестве второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2011 году цена на российскую нефть может составить 75 долларов США за баррель.

Предполагается также, что меры по стимулированию экономического роста и модернизации, рост банковского кредитования будут способствовать восстановительным процессам в экономике. Согласно этому варианту в 2011 году прогнозируется увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,6%. Прирост инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 10,0%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 4,2%.

В рамках третьего варианта Банк России предусматривает повышение в 2011 году цены на нефть сорта «Юралс» до 90 долларов США за баррель.

В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров ожидается повышение инвестиционной активности. В 2011 году прирост инвестиций в основной капитал может составить 11,0%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения - 4,8%. Объем ВВП в этом случае может увеличиться на 4,8%.

В 2012 - 2013 годах увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,7 - 5,0%.

Делись добром ;)