Роль банковской системы в экономике Республики Казахстан

курсовая работа

1.1 Теоретические и практические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан

банковская система казахстан

Начать хотелось бы с того, что под системой вообще понимается нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей [3, c.719]. Термин "система" в переводе с греческого означает "целое, составленное из частей". Любая система таким образом, представляет собой целостную органичную связь между ее субъектами (элементами). Взаимодействие элементов системы может иметь формы не только горизонтального (например, в форме реализации договорных отношений между ними), но и вертикального характера (например, в форме односторонне-властного контроля и надзора одного элемента над другим)[4, c.101]. Наличие взаимосвязи между элементами системы позволяет также иметь представление о системе просто как о совокупности отдельных ее элементов, но и как органически цельной структуре. В этой связи, я полагаю, что понятие банковской системы необходимо раскрывать через призму этих и других свойств системы вообще. Совершенно верно выделяют Д.Г.Алексеева, С.В.Пыхтин четыре свойства системы: иерархичность, целостность, структурность и синергитичность. Иерархичность банковской системы означает наличие в ней подсистем. Например, подсистемами банковской системы являются система государственных органов, осуществляющих регулирование, контроль и надзор; система лиц, непосредственно осуществляющих банковскую деятельность и пр. В свою очередь сама банковская система представляет собой часть или подсистему финансовой системы страны.

Целостность банковской системы означает затруднительность или невозможность функционирования всей банковской системы без наличия какого-либо ее элемента. Существование какого-либо элемента в отрыве от связи с другими элементами в рамках данной системы теряет смысл. Так, невозможно представить себе реализацию функций Национального Банка РК или АФН без наличия банков второго уровня.

Свойства структурности банковской системы позволяет выявить не только уровни банковской системы, но и все элементы, входящие в состав этих уровней. Хотя вопрос о составе элементов банковской системы не получил однозначного разрешения в специальной литературе, необходимо заметить, что Закон "О банках" относит к элементам банковской системы РК Национальный Банк РК (первый уровень) и иные банки (второй уровень, за исключением Банка Развития Казахстана).

Синергичность как свойство банковской системы означает ее способность к самоорганизации, противодействию деструктивным влияниям извне. С помощью способности к самоорганизации банковская система поддерживает свою структуру в достаточно устойчивом состоянии [5, c.41-44].

Таким образом, понятие банковской системы можно охарактеризовать в узком и широком смысле. В узком смысле понятие банковской системы вытекает из легального определения состава ее субъектов. Норма ст.3 Закона "О банках" содержит в себе указание на то, что:

Национальный Банк РК является центральным банком государства и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы;

все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы, за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус.

Таким образом, Закон ограничивает состав банковской системы только Нацбанком и иными банками; банковская система в узком смысле понимается как упорядоченная совокупность Нацбанка и иных банков [4, c.103]. Недостатком такого подхода является то, что закон оставляет за пределами банковской системы, как минимум таких субъектов, как кредитные товарищества, ломбарды, клиринговые организации и другие организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.

Необходимо сказать, что за последние 10 лет банковская система РК претерпела существенные изменения, и это касается не только факта изменения количества, состава банков второго уровня и государственных органов, осуществляющих регулирование, контроль и надзор за ними. Указанное будет включать в себя также и изменения в механизме, формах и методах банковского регулирования, контроля и надзора, правовом статусе и функциях субъектов банковской системы, содержании банковской деятельности, принципах правового регулирования банковской деятельности и пр.

Таким образом, в широком смысле под банковской системой следует понимать систему ее участников (субъектов), а также институциональные и функциональные связи между ними, складывающиеся в сфере банковского регулирования, контроля и надзора, и в процессе осуществления банковской деятельности.

Ученые выделяют три модели построения банковской системы:

- государственная;

- внегосударственная;

- смешанная [6, c.148].

Ярким примером первой модели построения банковской системы может служить период времени в Советской России сразу же после революции до 1920 года. Декрет Центрального исполнительного Комитета от 14 декабря 1917 года о национализации банков установил, что "в интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковской спекуляции и всемерного освобождения рабочих и крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковским капиталом и в целях образования служащего интересам народа и беднейших классов единого Народного Банка Российской Республики", во-первых, объявил банковское дело монополией государства, во-вторых, объединил все существовавшие в момент издания декрета частные акционерные банки и банковские конторы с государственным банком, причем активы и пассивы ликвидируемых банков передал последнему [7, c.15]. Аналогичная государственная модель существовала в Советском Союзе также в период с 30-хх и до конца 80-хх годов.

Вторая модель банковской системы основана на частных банках. Данная модель складывалась почти во всех странах, так как само дело зарождалось как частная деятельность.

Наиболее характерной моделью построения банковской системы современных государств является третья модель с одновременным присутствием государственных и частных банков [8, c.11]. Как правило, первые наделены в большей или меньшей степени властно-распорядительными полномочиями по отношению к частным банкам, проводя денежно-кредитную политику государства. Частные же банки представляют собой не что иное, как особый вид субъектов предпринимательской деятельности.

Что касается нашей страны, то в Республике Казахстан банковская система в целом построена по третьей модели: наряду с государственными существуют и частные банки. Деление исторических типов банковских систем на государственные, частные и смешанные использует в качестве классифицирующего критерия форму собственности банков.

Как отмечалось раннее, Закон "О банках" относит к субъектам банковской системы Республики Казахстан Нацбанк и иные банки. Однако не следует отграничивать субъектный состав банковской системы только указанными лицами. Как считает, Д.К.Абжанов, круг субъектов банковской системы должен быть дополнен, как минимум, следующими лицами.

1. Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций входит в состав первого уровня банковской системы наряду с НБ РК. Агентство, обладая установленными Законом целями и задачами, занимает самостоятельное место в государственном механизме регулирования, контроля и надзора за банковской деятельностью. Такая самостоятельность требует определить место Агентства не только в системе государственных органов, но и в банковской системе страны [4, c.106].

2. Ко второму уровню банковской системы РК относятся помимо банков также организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций. К ним относятся, в частности, Национальный оператор почты, кредитные товарищества, клиринговые организации и др. Указанные субъекты, хотя и не обладают статусом банков, тем не менее, осуществляют часть банковской деятельности. Их предпринимательская деятельность в конечном итоге удовлетворяет потребности общества в финансовых услугах.

3. Ряд российских авторов предлагает включить в понятие банковской системы также объединения юридических лиц в форме ассоциации, поскольку он представляют собой важный элемент механизма самоуправления банковской системы [9, c.20].

Норма статьи 10 Закона "О банках" допускает образование банками ассоциаций и союзов для координации своей деятельности, защиты представления общих интересов, осуществления совместных проектов и решения иных общих задач. Применительно к казахстанской банковской системе к таким объединениям можно отнеси Ассоциацию финансистов Казахстана, Ассоциацию банков Казахстана. Общеизвестна активная позиция Ассоциации финансистов Казахстана: обсуждения проектов нормативных актов, организация банковских конференций, круглых столов и пр. - все это, несомненно, оказывает влияние на развитие банковской системы республики.

4. Таким образом, по мнению Д.К.Абжанова, в состав банковской системы следует также включить крупных участников банков, банковские холдинги и банковские конгломераты, поскольку они в той или иной мере оказывают влияние на деятельность банков и сами в той или иной мере выступают объектом банковского контроля и надзора. Итак субъектами банковской системы РК являются:

Национальный Банк РК

Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

банки второго уровня, их филиалы и представительства

Банк Развития Казахстана

организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций

ассоциации финансовых организации (в том числе банков)

крупные участники банков, банковские холдинги, банковские конгломераты.

Продолжая разговор о развитии банковской системы нашей страны, необходимо сказать и о принципах, на которых и основано ее построение.

Принцип двухуровневого построения банковской системы РК является, как уже было замечено выше, наиболее распространенным принципом построения современных банковских систем в мире. Первому уровню банковской системы присущи функции, связанные с осуществлением денежно-кредитной политики государства, государственного контроля за банковской деятельностью, а также с обслуживанием государственного бюджета. Второму уровню банковской системы предписаны функции связанные с осуществлением предпринимательской деятельности [4, c.94].

Принцип двухуровневого построения банковской системы РК провозглашен в статье 3 Закона "О банках".

Следующий принцип - это принцип независимости НБ РК и АФН в своей деятельности от иных органов государственной власти и управления. Согласно ст.21 закона "О нацбанке" НБ РК независим в своей деятельности в пределах предоставленных ему в пределах законодательных актах полномочий. Органы исполнительной представительной власти не вправе вмешиваться в деятельность НБ РК, его филиалов, представительств и организаций по реализации его законодательно закрепленных полномочий. Аналогичная норма о независимости АФН от других органов власти содержится в статье 15 Закона РК "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций".

Систему субъектов банковской системы РК можно схематично представить следующим образом:

Таблица 1 - Банковская система РК: 1 и 2 уровни

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Принцип независимости Нацбанка и Агентства означает следующее.

Во-первых, ни один из органов власти не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции НБ РК и Агентства.

Во-вторых, ни один из органов государственной власти не вправе принимать решения или давать указания, обязательные для исполнения НБ РК и Агентством по вопросам, отнесенным к полномочиям последних.

НБ РК и Агентство подотчетны лишь Президенту РК. Отношения между НБ, Агентством и Парламентом нельзя считать вертикальными. Вмешательство в деятельность НБ, Агентства со стороны Правительства вообще исключено. Их отношения между собой носят лишь координационный характер и построены как горизонтальные.

Разрешительный принцип осуществления банковской деятельности заключается в том, что необходимым условием осуществления банковской деятельности является наличие:

1) разрешения на открытие банка;

2) лицензии на осуществление соответствующих банковских операций.

Необходимо заметить, что отсутствие данного принципа позволяло бы практически любому субъекту осуществлять банковскую деятельность без получения каких-либо разрешений. Органом, осуществляющим выдачу разрешений на открытие банков является АФН. Оно же наряду с НБ РК является и лицензиаром, то есть государственным органом выдающим лицензии на осуществление банковских операций.

Принцип исключительной правоспособности банков предполагает:

во-первых, запрет на осуществление банками иной деятельности в качестве предпринимательской, кроме как прямо разрешенной законом;

во-вторых, запрет на участие банков в уставных капиталах других юридических лиц, кроме случаев, прямо разрешенных законом;

в третьих, возможность осуществления банковских, а также иных операций, указанных в законе.

Принцип недопустимости вмешательства в оперативную деятельность банков со стороны органов государственной власти и их должностных лиц провозглашен п3 ст.7 Закона "О банках и банковской деятельности в РК". В соответствии с которым запрещается вмешательство в любой форме государственных органов и их должностных лиц в деятельность банков, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством РК,

Подытоживая, необходимо заметить, что банковская система РК, под которой следует понимать систему ее участников (субъектов), а также институциональные и функциональные связи между ними, складывающиеся в сфере банковского регулирования, контроля и надзора, и в процессе осуществления банковской деятельности, претерпела существенные изменения механизмах, формах и методах банковского регулирования, контроля и надзора, правовом статусе и функциях субъектов банковской системы, содержании банковской деятельности и принципах правового регулирования банковской деятельности.

Делись добром ;)