Риски в банковской деятельности

курсовая работа

Глава 2. Нормативно-правовое обеспечение банковских рисков

В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Нацбанка РК в области надзора за КБ ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы республики, в связи с чем, будет продолжена реализация политики повышения требований к уровню капитализации банков второго уровня. Кроме того, в целях обеспечения адекватного надзора за деятельностью крупных банков, а также банков, входящих в состав финансово-промышленных групп, будет активизирована деятельность по внедрению надзора на консолидированной основе. Одним из основных направлений деятельности НБРК является проведение мероприятий, направленных на повышение доверия населения к банковской системе и привлечению временно свободных средств населения в банки второго уровня, к которым, прежде всего, относится развитие системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц.

Развитие фондового рынка, а также соответствующий рост операций банков с ценными бумагами диктуют необходимость активизации сотрудничества с Национальной комиссией РК по ценным бумагам по регулированию операций банков на рынке ценных бумаг. Также большое внимание будет уделено стимулированию расширения перечня и объемов ценных бумаг, эмитируемых банками, и обеспечению прозрачности операций на фондовом рынке с данными ценными бумагами. В части совершенствования нормативной правовой базы банковского надзора особое внимание будет уделено совершенствованию внутри банковских процедур управления рисками, а также процедур надзора за организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций. Основным и важным моментом, обуславливающим формирование эффективной системы банковского надзора, является нормативная правовая база, регулирующая деятельность банков. В связи этим, а также принимая во внимание внесение изменений в действующие и принятие новых законодательных актов в 1999 году значительное внимание уделялось созданию и совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. При этом следует отметить, что в целях наибольшего приближения принципов осуществления деятельности банками РК к международным стандартам, нормативные правовые акты разрабатывались с учетом международной практики. Политика банковского надзора, применяемая НБРК, направлена на максимальное достижение соответствия двадцати пяти принципам эффективного банковского надзора Базельского Комитета.

В свете проводимой политики укрепления и оздоровления банковской системы НБРК большое внимание уделяет созданию системы внутреннего контроля в банках. В связи с этим, разработаны Правила организации внутреннего (аудита) контроля в КБ, определяющие общий для всех банков порядок организации внутреннего контроля. Создание надлежащих систем внутреннего контроля будет способствовать лучшей защите законных интересов как банков, так их инвесторов и клиентов. Также, основными задачами данного нормативного правового акта являются минимизация банковских рисков и предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем.

На фоне развития банковской системы, задач ее оздоровления и укрепления, происходит закономерный процесс расширения рынка банковских услуг. В направлениях деятельности банков получили развитие такие направления как привлечение внешних займов, создание консорциумов и выдача синдицированных (консорциальных) кредитов. Учитывая это, были утверждены Правила об особенностях создания консорциумов банков и выдачи синдицированных (консорциальных) кредитов, Инструкция об условиях привлечения банками второго уровня внешних займов. Кроме того, в связи с внесением изменений и дополнений в закон, "О банках и банковской деятельности в РК" в части установления ответственности банков и их должностных лиц за нарушения, которые связаны с банковской деятельностью. Также в части наложения и взыскания Нацбанком штрафов за выявленные нарушения, разработаны и утверждены Правила наложения и взыскания НБРК штрафов за нарушения, связанные с банковской деятельностью. В связи с активизацией банков на рынке ценных бумаг принят нормативный правовой акт, регламентирующий порядок и условия выдачи банкам второго уровня согласия на осуществление брокерской, дилерской, кастодиальной деятельности на рынке ценных бумаг. Также, в свете проведения в республике реформы пенсионной системы были приняты соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие некоторые аспекты деятельности банков, оказывающих услуги накопительным пенсионным фондам в качестве кастодианов. Международное сотрудничество в области банковского надзора является одним из наиболее эффективных путей совершенствования процедур регулирования банковской деятельности, очень актуально на настоящем этапе становления и развития банковского сектора в Республике Казахстан. В связи с наступлением срока подведения итогов по достижению БВУ, отнесенными к первой группе, определенных результатов согласно Программе перехода банков второго уровня к международным стандартам приняты изменения и дополнения в Положение о порядке перехода банков второго уровня к международным стандартам. Следуя общей экономической стратегии и в соответствии с "Программой дальнейшего реформирования банковской системы на 1996 -1998 годы", направленной на достижение финансовой стабилизации и коренных преобразований экономики Казахстана, усилия НБРК были направлены на безусловное выполнение стратегии развития Казахстана до 2030 года.

Основными целями Программы является создание необходимых условий для дальнейшего повышения внутренней и внешней устойчивости национальной валюты РК и укрепление системы банков второго уровня для расширения возможностей финансирования экономики страны. Одной из главных задач, на которое Нацбанк направит усилия для достижения указанной цели - кардинальное улучшение системы банковского надзора и принципов регулирования банковской деятельности. Проводимая в настоящее время реформа системы банковского надзора должна быть в основном завершена к 1998 - 2000 годам. Дальнейшее развитие банковского надзора тесно связано со становлением и укреплением самой банковской системы Казахстана. Пока в системе банковского надзора имеется и недостатки, но за последнее время достигнуты значительные успехи в организации надзора, применении новых инструментов документарного надзора, совершенствовании законодательной базы. Уменьшение количества банков, нарушающих пруденциальные нормативы, вызвано продолжающимся в рамках Программы по переходу БВУ к международным стандартам повышением уровня капитализации банков. Практика пруденциального регулирования направлена на соблюдение банками второго уровня пруденциальных нормативов, формирование надежных систем внутреннего аудита, проведение разумной кредитной политики и политики ликвидности.

Ежеквартально предоставляется ежеквартальная финансовая (регуляторная) отчетность банков, основанная на международных стандартах.

Были проведены реорганизации отдельных банков Единственным банком со 100%-ным участием государства остается ЗАО "Эксимбанк Казахстан". Доля банков, в уставном капитале которых участие государства сохранилось на уровне менее 100% (ОАО "Народный Сберегательный Банк Казахстана", ОАО Банк "ЦентрКредит"), в совокупных активах банковского сектора сократилась с 25,5% до 20,8%, собственном капитале - с 12,7% до 9,6%.

Расширяется присутствие иностранного капитала в банковском секторе Казахстана. В частности, в 1999 году было выдано разрешение на открытие ЗАО "Дочерний банк "Национального Банка Пакистана в г.Алматы". Кроме того, было открыто 1 представительство иностранного банка.

Глава 3. Казахстанский опыт устранения банковских рисков

Анализ рисков банковского сектора Республики Казахстан:

Основные факторы, влияющие на уровень рейтингов:

Позитивные:

· по-прежнему благоприятные макроэкономические условия и перспективы роста;

· достаточно хорошие, хотя и требующие дальнейшей доработки, принципы регулирования банковской деятельности;

· растущая диверсификация банковского бизнеса -- особенно в направлении развития розничных услуг;

· хороший доступ наиболее крупных банков к международным рынкам капитала, способствующий удлинению сроков погашения обязательств;

· достаточная, хотя и зависящая от устойчивости роста бизнеса, прибыльность банков.

Негативные:

· небольшая и сильно концентрированная экономика, чувствительная к внешним потрясениям и колебаниям цен на сырьевые товары;

· риски, связанные с недостаточной прозрачностью и высокой концентрацией структуры собственности;

· давление на капитал банков, вызванное очень быстрым ростом их активов;

· значительный рост кредитования -- при том, что возвратность кредитов не проверена в стрессовых экономических и политических условиях и в период экономического спада;

· высокая концентрация кредитных портфелей и ресурсной базы.

Для поддержания темпов развития казахстанской банковской системы необходим новый импульс.

Казахстанские банки вступают в критический период своего развития. существенный прогресс в развитии нормативно-правовой базы, постепенная диверсификация бизнеса -- все это благоприятно отражается на показателях коммерческой деятельности, прибыльности и кредитоспособности национальных банков. Однако удастся ли казахстанской банковской системе остаться самой передовой в Содружестве Независимых Государств (СНГ -- альянс бывших республик Советского Союза)? Это будет во многом зависеть от возможности дальнейшего повышения качества, оперативности и восприимчивости системы банковского регулирования и надзора. Укрепление системы регулирования необходимо для обеспечения дальнейшего быстрого роста казахстанских банков, чтобы противостоять значительным экономическим и отраслевым рискам. Следует также отметить, что рост бизнеса банков опережает финансовые возможности отечественных акционеров, которым нелегко производить свежие вливания в их капитал в размере, необходимом для поддержания роста активов.

С начала этого десятилетия, благодаря устойчивому экономическому подъему, обусловленному значительным оживлением внутреннего спроса и быстрым ростом производства во всех сферах хозяйственной деятельности, казахстанская банковская система динамично развивается. В среднесрочной перспективе высокие темпы экономического роста должны сохраниться. Важнейшими факторами роста богатства страны стали феноменально высокие цены на нефть, значительный спрос на сырьевые ресурсы. По мере повышения доверия к банковской системе выросла ликвидность. Тот факт, что президент Нурсултан Назарбаев в декабре 2005 г. был переизбран подавляющим большинством голосов (91%) на новый семилетний срок, является определенной гарантией продолжения экономических реформ и, надо полагать, выполнения обещания -- собственно президента, равно как и исполнительной власти -- продолжать развивать банковский сектор. В банковской системе Казахстана насчитывается 35 банков. Для страны размером с Западную Европу и населением 15 млн человек это, пожалуй, очень много. В системе доминируют три банка -- ОАО «Казкоммерцбанк» (ККБ; ВВ+/Стабильный/В), Банк «ТуранАлем» (БТА; ВВ/Стабильный/В) и Народный банк Казахстана («Халык»; ВВ/Позитвный/В), на долю которых приходится примерно 60% всех банковских активов. Уровень задолженности домашних хозяйств и предприятий несырьевого сектора (отрасли экономики, не связанные с добычей и переработкой минерального сырья) быстро растет, увеличивая кредитные риски казахстанских банков. Быстрый рост объемов кредитования увеличивает доходы банков, однако в целом рост капитализации за счет внутренних источников отстает от роста рисковых активов, что ведет к ухудшению показателей достаточности капитала. Большинство казахстанских банков выросли настолько, что их владельцы уже не в состоянии увеличивать капитал темпами, необходимыми для поддержания расширяющихся операций кредитования. Для финансирования своих кредитных портфелей банки все активнее пользуются относительно хорошим доступом к иностранному капиталу: об этом свидетельствует рост их заимствований на международных рынках, в том числе выпуск еврооблигаций. Однако данный процесс может привести к высокой концентрации обязательств по срокам выплат и рискам рефинансирования.

Несмотря на достигнутые успехи, уровень кредитоспособности банков Казахстана по-прежнему сдерживают такие факторы, как недостаточная прозрачность структуры собственности, нуждающийся в реструктуризации корпоративный сектор, стремительный рост кредитования, высокая степень концентрации ссуд по отраслям и отдельным заемщикам, а также значительная доля кредитования в иностранной валюте. Все эти факторы подвергают банки риску дестабилизации экономики, процентных ставок и валютного курса. Настораживает также усиливающаяся экспансия казахстанских банков на другие рынки стран СНГ с более высоким уровнем рисков, главным образом в Россию. Несмотря на экономические и отраслевые риски, которые хотя и снизились, но сохраняются, потенциал для повышения рейтингов казахстанских банков в кратко- и среднесрочной перспективе существует. В то же время маловероятно, что любое повышение суверенных рейтингов Казахстана автоматически приведет к увеличению рейтингов национальных коммерческих банков. В дальнейшем уровень рейтингов казахстанских банков будет определять динамика их финансовых результатов и показателей коммерческой деятельности, степень диверсификации бизнеса, а также эффективность систем риск-менеджмента.

Рейтинги наиболее надежных банков в среднесрочном периоде могут достичь инвестиционного уровня при условии, что система плавно выйдет из текущего, переходного этапа бурного роста, а сами банки сумеют надолго удержать хорошие финансовые результаты и показатели коммерческой деятельности благодаря более зрелому и опытному менеджменту, способному вырабатывать жизнеспособные долгосрочные стратегии развития и с их помощью адаптироваться к изменениям операционной среды -- например, связанным с ожидаемыми замедлением темпов роста и сокращением маржи в банковском секторе. Переход контрольного пакета акций банка к сильному иностранному стратегическому инвестору, по-настоящему желающему работать на казахстанском рынке, также мог бы способствовать повышению рейтингов соответствующего банка до инвестиционной категории.

Экономический риск. Положительная фаза экономического цикла продолжается, однако структурные диспропорции в экономике создают угрозу. Укрепление банковского сектора Казахстана во многом обусловлено снижением уровня экономических рисков за последнее десятилетие. Экономика страны имеет хорошие перспективы развития, несмотря на зависимость от цен на нефть, благодаря стабилизации инфляции (в настоящее время она не превышает 9%), быстрому росту производства, экспорта, инвестиций. По нашим оценкам, рост ВВП страны превысит 7% в 2005-м и 2006 г.. Макроэкономические рост и стабилизация достигнуты благодаря взвешенной финансовой и налогово-бюджетной политике правительства, а также непрерывному притоку прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в нефтяной сектор. Конкурентоспособность на внешнем рынке, повысившаяся после девальвации тенге в 1999 г., сохраняется и сейчас, несмотря на повышение реального курса тенге, особенно по отношению к доллару США. Несмотря на эти позитивные тенденции, вклад несырьевых отраслей в обеспечение экономического роста остается небольшим, что говорит о необходимости реструктуризации промышленных предприятий и (или) ликвидации некоторых из них. В экономике непропорционально велика доля нефтяной, газовой и металлургической промышленности, которые вместе обеспечивают почти половину национального ВВП. Мы считаем, что в корпоративном секторе существуют следующие проблемы, требующие решения:

· неэффективная защита прав собственности и непредсказуемость их реализации в дальнейшем;

· концентрированная структура собственности;

· явно выраженная коррупция;

· недостаток взаимодействия между органами власти разных уровней, приводящий к засилью бюрократии.

По имеющимся данным, только десять финансово-промышленных групп контролирует порядка 80% казахстанской экономики. Крайне централизованное и непрозрачное политическое и административное управление в сочетании со слабой институциональной и правовой системой делают формирование экономической политики относительно непредсказуемым. Тем не менее основные государственные и политические институты проявляют единодушие, поддерживая рыночную направленность реформ.

Риск, связанный с кредитованием: особое внимание к росту кредитования в новых сегментах рынка и регионах:

Установившаяся благоприятная макроэкономическая конъюнктура скрывает потенциальную уязвимость казахстанских банков к рискам, связанным с их операциями кредитования. В случае экономического спада (который, впрочем, в ближайшие годы не ожидается) эти риски могут материализоваться и создать для банков серьезные проблемы. Общий объем внутренних кредитов частному сектору и государственным нефинансовым организациям увеличился с 4,6% ВВП в 1997 г. до 37% в 2005 г. Однако большинство средств все же поступает не из банковского сектора. Это частично обусловлено динамикой благосостояния страны, по-прежнему невысоким, хотя и растущим, доверием населения к банковской системе, необходимостью более глубокой перестройки корпоративного сектора и обеспечения его прозрачности, а также тем обстоятельством, что многие казахстанские дочерние предприятия транснациональных корпораций финансируются из-за рубежа. В середине 2005 г. примерно 60% всех средств, привлеченных казахстанскими нефинансовыми организациями, представляющими, как правило, экспортно-ориентированные отрасли промышленности -- такие как нефтяная и газовая, были получены от международных материнских компаний напрямую, в форме внутрикорпоративных кредитов. Тем не менее система финансового посредничества продолжает быстро развиваться, и ожидается, что в ближайшие четыре года отношение банковских ссуд к ВВП может увеличиться до 100%, что будет также означать общий рост задолженности и долговой нагрузки в экономике.

Быстрый рост банков Казахстана в ближайшие годы, вероятно, продолжится, но в дальнейшем его темпы замедлятся в связи с выходом экономики на более зрелый этап развития. Хотя замедление темпов роста в банковской отрасли не должно привести к каким-либо серьезным системным сбоям, некоторым банкам, возможно, будет нелегко адаптировать свои бизнес-модели, системы управления, стратегии коммерческой деятельности и финансовые показатели, ориентированные на быстрое развитие, к более стабильной и конкурентной среде. В общей структуре ссудной задолженности банковской системы в 2005 г. доля кредитов, выданных предприятиям нефтяной, газовой и металлургической промышленности, не превысила 10%, так как многие из них либо получают средства напрямую от международных материнских компаний и банков, либо финансируют свою деятельность за счет собственных денежных потоков. Гораздо больше средств поступает в отрасли, косвенно связанные (посредством вертикальной или горизонтальной интеграции) с нефтегазовым и металлургическим комплексами. Сколько-нибудь продолжительное падение цен на нефть может иметь негативные последствия для экономики из-за сокращения государственных и корпоративных расходов, а это, в свою очередь, может отрицательно сказаться на качестве кредитных портфелей банков. Поскольку более 50% ссуд номинированы в иностранной валюте или привязаны к доллару США, банки могут столкнуться с негативными последствиями для качества активов при девальвации тенге. Кроме того, для банковских кредитных портфелей, отражающих состояние экономики, характерна концентрация на отдельных отраслях и клиентах, что повышает кредитные риски

Отраслевой риск

По международным меркам банковский сектор Казахстана относительно невелик по размерам и характеризуется высокой степенью концентрации. В конце 2005 г. в нем насчитывалось 35 банков, включая два специализированных банка, полностью принадлежащих государству, -- Банк Развития Казахстана (ВВВ-/Стабильный/А-3) и Жилстройбанк (рейтинга нет). Три крупнейших банка страны -- ККБ, БТА и «Халык» -- доминируют в банковской системе: в конце 2005 г. на их долю приходилось 68% совокупных клиентских средств, 61% ссудной задолженности и 59% активов. Хотя совокупная доля рынка, принадлежащая трем указанным банкам, постепенно сокращается, менее крупным кредитным организациям нелегко сократить существующий разрыв. Учитывая довольно низкий уровень финансового посредничества в Казахстане, количество банков представляется избыточным, что способствует росту конкуренции. В рамках программы рационализации число коммерческих банков в Казахстане в 1990-е гг. сократилось со 184 в 1994 г. до 35 в настоящее время благодаря отзыву более 100 лицензий и слиянию нескольких средних банков. За последние три года случаев реорганизации в форме слияний и приобретений, а также принудительной ликвидации банков по распоряжению регулирующих органов было мало. Объединение банков мог бы подтолкнуть экономический спад, который пока ничто не предвещает.

Самые сильные коммерческие позиции имеют три крупнейшие банка Казахстана. Ряд небольших и средних банков также наращивают свой бизнес, пользуясь поддержкой акционеров и благоприятным макроэкономическим климатом. Хотя разница в размерах рыночных долей наиболее быстроразвивающихся средних кредитных организаций и трех крупнейших банков должна постепенно сокращаться, лидерство последних едва ли будет кем-либо оспорено в ближайшие годы. В розничном сегменте рынка доминирует «Халык», который в прошлом специализировался на сберегательном бизнесе. Хотя несколько лет назад более 20% его филиалов было закрыто в рамках программы мероприятий по сокращению издержек, «Халык» владеет примерно третью всех точек общенациональной банковской сети. Вторая по величине филиальная сеть -- около 200 отделений -- принадлежит БТА. В ряде сельских районов некоторые базовые банковские услуги предоставляет оператор почтовых услуг «Казпочта» (ВВ+/Стабильный/--). Через свою обширную, охватывающую все страну сеть, «Казпочта» привлекает вклады населения (у нее имеется соответствующая банковская лицензии). Несмотря на то, что «Казпочта» получает специальные государственные гарантии по привлекаемым ею вкладам населения, ее коммерческая позиция и объемы бизнеса невелики, поскольку ее коммерческой деятельности в банковской сфере недостает динамизма. В среднесрочной перспективе «Казпочта» не должна составить сколько-нибудь серьезной конкуренции коммерческим банкам.

Большинство банков Казахстана -- частные, в собственности государства остаются только Жилстройбанк и Банк Развития Казахстана. Владельцами большинства банков являются влиятельные казахстанские предприниматели, нередко тесно связанные с промышленными группами. Непрозрачность структуры частной собственности в банковской системе Казахстана создает серьезные риски с точки зрения информации и корпоративного управления.

В частности, существует риск занижения банками данных о размерах кредитования связанных с ними сторон. Имена подлинных владельцев, зачастую скрывающихся за различными подставными или действующими компаниями, не всегда публично раскрываются. Частая смена компаний -- владельцев акций банков -- вряд ли отражает реальную смену подлинных владельцев. Несмотря на требование регулирующего органа раскрывать имена подлинных собственников для целей регулирования, в открытых источниках эти сведения не появляются. Такое раскрытие информации едва ли можно назвать полноценным. Казахстанская банковская система уже постепенно открывается для иностранных инвестиций. Иностранных миноритарных акционеров имеют ККБ и БТА, а «Халык» в настоящее время занимается поиском иностранного стратегического инвестора. ККБ и АТФ-Банк планируют провести IPO.

На динамику развития сектора едва ли повлияют потенциальные конкуренты из соседних стран СНГ, так как барьеры для их доступа в Казахстан довольно высоки, учитывая инсайдерский характер рынка, довольно высокий уровень профессионализма казахстанских банков, большое количество банков в стране, а также популярность ведущих банков В декабре 2005 г. регулирующие органы разрешили Сбербанку (крупнейший российский банк; рейтинга нет) приобрести средний по размеру Тексакабанк (рейтинга нет). Хотя Сбербанк -- очень крупная кредитная организация со значительными финансовыми ресурсами, он не слишком стремится выходить на рынки стран СНГ, и в частности Казахстана. Крупный российский частный Альфа-Банк (ВВ-/Стабильный/В) также имеет в Казахстане средний по размеру дочерний банк.

Несмотря на отсутствие в Казахстане общепринятого определения нефункционирующих, или проблемных ссуд, две подкатегории ссуд самого низкого качества (сомнительные 5-й группы и безнадежные) соответствуют по своим характеристикам определению нефункционирующих ссуд (НФС), принятому в большинстве других стран (подробнее о методологии классификации ссуд говорится ниже, в подразделе «Учетная политика»). По состоянию на конец 2005 г. НФС, соответствующие данному определению, составляли 3,4% совокупной ссудной задолженности банковской системы против 8,1% в 2000 г. и более 50% в середине 1990-х гг. Хотя мы наблюдаем явную положительную динамику, следует учитывать, что приведенные показатели не вполне сопоставимы из-за изменений, внесенных в методологию классификации в последние годы.

Риск ликвидности в банковской системе Казахстана всегда вызывал серьезную озабоченность. Однако в последнее время структура фондирования казахстанских банков улучшилась благодаря увеличению ликвидности на рынке, расширению доступа к иностранному капиталу и росту привлекаемых вкладов, обусловленному благоприятной макроэкономической конъюнктурой и появлением системы страхования вкладов, которая способствует повышению доверия к банковскому сектору. Структура ресурсной базы диверсифицируется, в ней возрастает доля внешних источников средне- и долгосрочного финансирования, а именно кредитов международных финансовых организаций, кредитных линий иностранных банков, долговых ценных бумаг и субординированных займов. Межбанковский рынок очень мал по объему торгов и узок -- основными видами операций на нем являются сделки репо, а кредитование (без обеспечения) производится в ограниченных масштабах, что усложняет задачу управления краткосрочной ликвидностью. По этим причинам ставки по межбанковским кредитам весьма волатильны.

Казахстанские банки все активнее обращаются за необходимыми ресурсами на международные рынки долговых инструментов (через привлечение синдицированных кредитов, выпуски облигации и секьюритизацию активов). Это позволяет им удлинять сроки заимствований и сокращать разрывы по срокам между требованиями и обязательствами. Благодаря высокому конъюнктурному инвестиционному спросу совокупный объем еврооблигаций, выпускаемых казахстанскими банками (см. табл. 4), намного превышает общую сумму еврооблигационных займов корпоративного сектора и правительства страны (на сегодняшний день в обращении находится всего один выпуск казахстанских государственных еврооблигаций объемом в 350 млн долл.). Впрочем, доступ к мировому рынку заимствований имеют лишь крупные и некоторые средние банки, и их желание привлекать средства иностранных кредиторов вряд ли ослабеет. Поскольку среди крупных источников фондирования банков иностранные заимствования являются одним из важнейших, успешность политики фондирования банков во многом зависит от уровня доверия иностранных инвесторов к казахстанской банковской системе. Другой проблемой, связанной с этими заимствованиями, является концентрация обязательств по срокам погашения, которая может осложнять управление банковской ликвидностью и перспективы развития банков.

Положительное влияние на развитие банковского сектора Казахстана оказывают значительные усовершенствования нормативно-правовой и регулятивной базы. Недостатки, сохраняющиеся в системе регулирования (основной -- это неспособность обеспечить прозрачность структуры собственности), постепенно устраняются. В частности может потребоваться изменить действующий Закон об акционерных обществах, который не требует публичного раскрытия данных о структуре собственности. Регулирующие и надзорные функции в отношении банков и других финансовых учреждений Казахстана выполняет Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН). В январе 2004 г. АФН выделилось из состава НБК, который в настоящее время занимается преимущественно вопросами денежно-кредитной политики. В связи с бурным развитием ипотеки в Казахстане АФН в июле 2005 г. дополнило и ужесточило правила расчета нормативных коэффициентов достаточности капитала банков. В частности, норма взвешивания риска по ипотечным кредитам, превышающим 50 тыс. долл., повышена до 75% (по менее крупным кредитам она составляет 50%).

В ближайшей перспективе планируется внести следующие важные изменения в систему банковского регулирования и надзора:

· введение правил, регулирующих деятельность по управлению активами;

· изменения в порядке регулирования банковского обслуживания физических лиц и СМП;

· создание общенациональной базы данных о заемщиках;

· совершенствование систем риск-менеджмента.

Казахстанские банки, выполняющие системообразующую роль («Халык», БТА и ККБ), могут в дальнейшем рассчитывать на получение государственной поддержки в случае необходимости, так как Правительство Казахстана, безусловно, стремится к сохранению стабильности в финансовой системе. Вероятность поддержки определяется, во-первых, важнейшей ролью по крайней мере трех крупнейших банков в финансировании экономики страны, а также банковском обслуживании населения и, во-вторых, относительно благоприятным режимом регулирования банковской деятельности. Потенциальная государственная поддержка в форме, например, рекапитализации, поддержки ликвидности, покупки проблемных активов должна предотвратить банкротство банков, в том числе частных.

Опыт недавней ликвидации среднего по размеру Наурис-Банка, которая затянулась на несколько месяцев, выявил недостатки в национальном Законе о банкротстве, а также в системе контроля и надзора за банками. Тот факт, что обязательства этого банка вдвое превышали размер его активов, был выявлен АФН лишь после наложения запрета на его операции в ноябре 2004 г. в связи с нарушением регулятивных требований. Лицензия Наурис-Банка была отозвана в июне 2005 г., однако выплаты частным вкладчикам из Фонда страхования вкладов начались лишь в декабре 2005 г.

Несмотря на сохраняющиеся в системе недостатки, следует признать, что компетентность и профессионализм органов банковского надзора Казахстана в последние годы значительно повысились и что сейчас Казахстан опережает другие страны СНГ по качеству регулирования банковской деятельности. Регулирующие органы предпочитают проводить ужесточение пруденциального надзора постепенно и уделяют особое внимание вопросом прозрачности.

Банковский надзор в Казахстане в значительной степени основан на проведении как выездных, так и невыездных проверок и включает регулярное взаимодействие с руководством банков. Комплексные проверки трех крупнейших банков проводятся ежегодно, остальных банков -- раз в два года. Регулярное представление отчетности позволяет предупреждать регулирующие органы о потенциальных проблемах до того, как они окажут серьезное влияние на деятельность банка. Кроме того, АФН уполномочено проводить выездные проверки операций любого банка. В настоящее время полномасштабный анализ банков уполномочены проводить девять главных инспекторов по выездным проверкам и 10 инспекторов по невыездным проверкам (им в помощь прикреплены несколько сотрудников НБК). В ближайшие два года АФН собирается увеличить штат инспекторов до 40 человек.

Делись добром ;)