Приоритетные направления развития банковской системы Республики Казахстан

курсовая работа

1.1 История возникновение и развитие банков

Слово «банк» происходит от итальянского «banko» и означает лавка, скамья или конторка. Предшественниками банков были средневековые менялы - представители денежно-торгового капитала, они принимали денежные вклады у купцов и специализировались на обмене денег различных городов.[4]

С древнейших времен потребности общественности заставляли людей заниматься посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценного металла.

Во многих источниках, дошедших до нас, можно встретить данные о вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог различных ценностей. В VIII веке до н.э. вавилонский банк выпускал банковские билеты. Выделялась деятельность банковского дома Игиби. Его операции были весьма разнообразны: им проводились на комиссионных началах покупки, продажи и платежи за счет клиентов, а также принимались денежные вклады, клиентам предоставлялись кредиты. За это кредитор получал вместо процентов право на плоды урожая с полей должника, выдавались ссуды под залог и под расписку. Банкир также выступал в качестве поручителя по сделкам. Вавилонскому предку современных банкиров, как отмечают источники, не чуждо было участие в товарищеских торговых предприятиях в качестве финансируемого вкладчика.

Ещё одной функцией, исполняющейся банкиром Игиби, была роль советчика и доверительного лица при составлении всякого рода актов и сделок. Кроме того, в Вавилоне зародилось ростовщичество и меняльное дело.

Наряду с частными банкирами крупные денежные операции вели и храмы. В основном они занимались хранением запасных фондов и сокровищ, а также давали городам долгосрочные ссуды под небольшие по тому времени проценты.

Во времена античности, когда преобладало натуральное хозяйство, наиболее характерными были натуральные займы, например, в Греции под аренду земли.

Банковское дело в Древнем Египте находилось в ведении государства. Древнеегипетские банки, кроме фискальных функций, осуществляли следующие операции: покупку, продажу и размен монеты, выдачу ссуд, ипотечные и ломбардные операции, учет обязательств до наступления срока, прием вкладов. Сохранившиеся до нашего времени папирусы содержат информацию о деятельности египетских банкиров в качестве советников по составлению актов, управление переводами клиентов.

В античный Рим банковское дело было «завезено» из Греции. Как и в Афинах, римские банкиры также имели свои заведения на форуме.[5]

В Англии капиталистическая банковская система возникла в XVI веке, причем банкиры вышли из среды либо золотых дел мастеров, либо купцов. Вскоре поле того, как началось использование в сделках золота, стало очевидно, что как покупателям, так и торговцам не удобно и небезопасно каждый раз при заключении сделок перевозить, взвешивать и проверять на чистоту золото. Поэтому вошло в правило отдавать золото на хранение золотых дел мастерам, которые имели подвалы или специальные кладовые и могли за определенную плату предоставить их. Получив золотой вклад, золотых дел мастер выдавал вкладчику квитанцию. Вскоре товары стали обмениваться на квитанции золотых дел мастеров. Квитанции, таким образом, превратились в раннюю форму бумажных денег.

Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (XII - XV вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.

До 1861 года банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые - промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали фондовые биржи.

После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникали общества взаимного кредитования. В 1914-1917 годах кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды. После октября 1917 года в соответствии с декретом ВЦИК от 27 (14) декабря 1917 года «О национализации банков» было осуществлено слияние частных банков с Государственным банком.

В годы советской власти на территории республики функционировали филиалы и отделения централизованной кредитной системы СССР. В связи с этим история банковской системы неразрывно связана с историей СССР и дореволюционной Россией.

После Октябрьской революции 1917 года был осуществлен принцип государственной монополии организации банковского дела. В стране был создан Государственный банк, а затем, в результате национализации частных коммерческих и других банков, - отраслевые и территориальные банки, принадлежащие также государству. Одновременно создаются и негосударственные кредитные учреждения: кооперативные и частные, государственно-капиталистические, в том числе с участием иностранного капитала.

В результате проведения кредитной реформы в СССР в 1930-1932 гг. организованы отраслевые банки на новых принципах. Созданы 4 специальных банка по финансированию и кредитованию капитальных вложений: Банк финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк); Банк финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк СССР); Банк финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк); Банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк). Все эти отраслевые банки занимались финансированием и долгосрочным кредитованием отрасли, а в Госбанке СССР было сконцентрировано краткосрочное кредитование всех отраслей народного хозяйства. Роль Госбанка СССР ещё больше возросла.

Во всех союзных республиках, в том числе и Казахстане организовывались республиканские учреждения всех банков. При этом соблюдался принцип централизации банковского дела, подчинения банковских учреждений вышестоящим органам банков, недопустимость установления каких-либо местных правил.

Был также осуществлен на практике принцип концентрации денежного оборота в одном банке, т.е. каждое предприятие могло иметь расчетный или только текущий счет только в одном банке. В этом банке они хранили свои средства, получали кредиты и наличные деньги, через него проводили все безналичные расчеты.

Банковская реформа в СССР была проведена в 1987-1988 гг. в результате на основе учреждений Госбанка СССР и Стройбанка СССР были созданы: Промстройбанк, Агропромстройбанк и Жилсойбанк. На базе системы сберегательных касс, входивших в состав Госбанка СССР, образован Сберегательный банк, а на основе Внешторгбанка создан Внешэкономбанк. Госбанк СССР перестал осуществлять кассовое и кредитно-расчетное обслуживание предприятий и организаций. Он был провозглашен Центральным банком страны.

В целом идея специализации банков внесла путаницу в работу банковской системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного изменения в кредитный механизм, а стала, пожалуй, ещё более громоздкой и характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев. Значительно ослабилась роль Госбанка СССР - он не оказывал действенного влияния на работу специализированных банков.

В течении 70 лет в банковской системе СССР, в том числе Казахстана, доминировали жесткая централизация и концентрация, администрирование и мелочная регламентация в методах кредитно-банковского воздействия, а также мелочная регламентация деятельности хозяйственных органов. Сложившаяся практика денежно-кредитных отношений не соответствовала условиям нарождающихся рыночных отношений.

В ходе социалистического эксперимента были целенаправленно уничтожены складывающиеся веками институты и инструменты финансового рынка. На основе утопических идеологических концепций была создана уродливая гигантская много банковая пирамида в виде Госбанка СССР, подмявшая под себя всю кредитную систему и полностью устранившая элементы конкуренции, состязательности и риска.

И в этих условиях единственно целесообразным было провести банковскую реформу, осуществить переход банковской системы к её двухуровневой организации, аналогичной западным образцам.

После получения суверенитета, в декабре 1990г., Казахстан сразу не приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Уже в январе 1991г. был принят Закон «О банках и банковской деятельности в Казахстане».

С обретением в 1991 году государственной независимости в Казахстане начался процесс широкого реформирования политической и социально-экономической системы, где одним из основных направлений стала реорганизация финансово-банковской системы как необходимое условие макроэкономической стабилизации и создания предпосылок для экономического роста. Развитие банковской системы осуществлялось в несколько этапов:

1 этап - 1991-1993гг. В это время проводятся первые преобразования, связанные с предоставлением возможности для предприятий и кооперативов создавать собственные банки.

Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк РК с областными управлениями и отделениями. Республиканский Промстройбанк в акционерно-коммерческий банк Туранбанк. Агропромбанк - в акционерно-коммерческий банк Агропромбанк РК. Внешторгбанк - в акционерно-коммерческий Алембанк, Республиканский Сбербанк - в акционерно-коммерческий Сбербанк, а Сбербанк переименован в Народный банк РК.

2 этап - 1993-1995гг. В ноябре 1993 года Казахстан ввел национальную денежную единицу - тенге, что позволило республике выработать и последовательно проводить независимую валютно-финансовую политику. Для банковской системы периода 1991-1993 гг. характерно быстрое увеличение количества коммерческих банков, деятельность большинства которых не выдерживала нормативных требований, а работа осуществлялась на краткосрочную перспективу быстрого возврата средств. Одним из требований Национального банка является создание обязательных резервов на случай банкротства банка, в целях удовлетворения минимальных требований вкладчиков. Одним из основных факторов при разработке процентной политики банков второго уровня является уровень ставки рефинансирования, устанавливаемый Национальным банком. С развитием финансово-банковской системы совершенствовались и вводились новые инструменты денежно-кредитной политики Национального банка РК. Развитие рынка ценных бумаг в республике дало возможность совершенствования деятельности коммерческих банков, стимулирования и развития конкуренции за завоевание доверия инвесторов.

В последнее время некоторые крупные банки Казахстана вышли на международный банковский рынок через продажу собственных акций и ценных бумаг, что говорит о значительном финансовом состоянии таких банков и высоком рейтинге на внешнем рынке. В политике реформирования банковской системы особое место занимает приватизация банков второго уровня. Первым приватизированным государственным банком стал Эксимбанк. Следующими банками, подлежащими приватизации, стали Народный банк и банк Туран-Алем.

Проблемы реформирования банковской системы на начальном этапе и на последующем состояли в основном в исправлении и рационализации количества банков. Однако в настоящее время, когда сформированы основные составляющие банковской системы Казахстана, актуальным стал вопрос о стабилизации, мощности и конкурентоспособности сектора финансовых услуг. Исходя из указанной ситуации, Правительство и Национальный банк Казахстана определили новый курс в банковской политике, который подразумевает в первую очередь, укрупнение банков второго уровня. Одной из самых значительных выгод от проведения политики разукрупнения банков является формирование мощного национального банковского капитала, способного повлиять на экономическую конъюнктуру и создающего реальные предпосылки для экономического роста. Особым вопросом реформирования банковской системы является вопрос о функционировании на рынке специализированных банков. Несмотря на это, усиление контроля и глубокое реформирование создает основу для функционирования аналогичных банков, так как переходной статус казахстанской экономики требует инфраструктуры финансовых услуг. Универсальный подход в банковской деятельности не позволяет разрешить блок проблем, направленных на стимулирование инвестиционного процесса, что является главной причиной постановки вопроса о создании, функционировании специализированных банков.[6]

Делись добром ;)