logo
Анализ роли банковского менеджмента в коммерческом банке (на примере АО "Альянс Банк")

1.1 Сущность банковского менеджмента

В современном экономическом мире самым популярным направлением деятельности является менеджеризм, одинаково применимый в любой стране и наиболее приемлемый в процессе формирования и развития рыночной экономики. Следовательно, с полным основанием он может теоретически изучаться и практически использоваться в Казахстане, начавшем переход к новым экономическим отношениям и созданию новой системы управления социально-экономическими процессами. В силу этого необходимо глубокое изучение теоретико-методологических основ менеджмента и практическое его использование в управленческой деятельности на различных уровнях [2, c.78].

Менеджмент понимается как особый вид управления, необходимый экономически самостоятельному субъекту в рыночной экономике. Это вид профессионально осуществляемой деятельности в первичном звене экономики (предприятие, фирма), действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целях путем рационального использования совокупных ресурсов с применением методов экономического механизма менеджмента. Отсюда менеджмент можно трактовать как управление в условиях рыночной экономики. При прочих равных условиях это означает:

а) ориентация предприятий (фирмы) на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей; организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести прибыль;

б) постоянное стремление к повышению эффективности производства: минимум совокупных затрат - оптимальные результаты и

в) хозяйственная самостоятельность (это верх экономической свободы и свободы принятия решений).

Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, состоящий из трех уровней внутрифирменное управление, управление производством и управление персоналом.

Для глубокого понимания проблем управления государством необходимо знать некоторые положения современной теории менеджмента.

Состояние экономики любой страны определяют три основных фактора: уровень техники и технологии, качество рабочей силы и мотивация к труду, менеджмент (организация и управление производством). Но состояние менеджмента влияет и на уровень техники, технологии, и на качество рабочей силы. Поэтому Альфред Маршалл не случайно выделил управление как четвертый фактор производства наряду с тремя традиционными (капиталом, трудом и землей).

Возрастание значения факторов управления в настоящее время, в связи с этим повышение роли и социального статуса людей, выполняющих управленческие функции, способствовали появлению концепции управленческой (менеджериальной) революции, согласно которой власть переходит от собственников к управленцам. Все чаще стали говорить о наступлении эпохи менеджмента и в нашей республике.

В современных условиях необходимость изучения теории и практики менеджмента в нашей республике очевидна. Горький опыт управления экономикой в первые годы переходного периода породил множество предложений и идей по поводу исправления сложившегося кризисного положения. Наиболее важные из них органически входят в новую парадигму управления. Ее основные положения, с одной стороны, учитывают все то прогрессивное, что разработала мировая наука управления рыночной экономикой, а с другой стороны являются обобщением взглядов ученых РК на особенности управления в переходный период.

Основные положения новой парадигмы управления в республике следующие:

- гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов.

Целесообразность такого сочетания обусловлена тем, что движение к рынку представляет собой сложный процесс, активным участником которого должно быть государство. Многие специалисты справедливо указывают на то, что в переходный период надо стремиться не к дерегулированию экономики, а к усилению государственного регулирования по сравнению с его нынешним уровнем. Доля участия государства должна меняться от значительной в начале этого периода практически до нулевого уровня при его завершении;

- формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально-ориентированных систем. Каждое предприятие, действующее в рыночной среде, должно самостоятельно решать вопросы не только внутренней.

Считается правомерным выделение трех основных этапов в эволюции менеджмента.

Первый этап (конец XIX в. -- 30-е гг. XX в.) -- происходит становление менеджмента как науки и самостоятельного вида деятельности, а также обособление менеджмента от собственности. Ведущая школа Фредерика Уинслоу Тейлора обосновала концепцию научного управления.

Второй этап (30 -- 60-е гг.) -- менеджмент отстаивает преимущества командно-административного типа, вертикально интегрированной системы управления. Классическую, или административную, школу возглавляли ученые Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Муни. На этом же этапе появляется неоклассическая школа, получившая название школы человеческих отношений. Она представлена в трудах Элтона Мэйо, Дугласа Мак-Грегора, Фредерика Герцберга [3, c.63].

Третий этап (с 60-х гг. -- по настоящее время) -- возобладала неформальная, гибкая система менеджмента, основанная на горизонтально интегрированной мотивационной модели с использованием преимущественно дивизиональной департаментализации. Наиболее яркие представители этого этапа: Игорь Ансофф, Джеймс Томпсон, Вильям Оучи, Майкл Портер, Джон Коттер, Том Петере, Франклин Хедоури, Майкл Мескон и др [4, c.78].

Рассмотрим ведущие концепции менеджмента на каждом из выделенных этапов.

Ф.Тейлор проповедовал идею научного управления, внушения рабочим ведущей и определяющей роли науки в решении всех вопросов организации труда. Основные черты научной организации управления он видел в следующем:

Во-первых. Администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные и грубо-практические методы, для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых в предприятии. Во-вторых. Администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем требует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то время как в прошедшем рабочий сам выбирал себе специальность и сам на ней тренировался так хорошо, как умел. В-третьих. Администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны. В-четвертых. Устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими. Администрация берет на себя все отрасли труда, для которых она является лучше приспособленной, чем рабочие, тогда как в прошедшем почти весь труд целиком и большая часть ответственности были возложены на рабочих.

Принципы научного управления Ф. Тейлора сыграли большую роль в признании высокой значимости менеджмента [5, c.78].

В дальнейшем социально-психологический аспект менеджмента получил развитие в трудах К. Дэвиса, Ч. Бэрнарда, Л. Урвика, Д. Мак-Грегора. Особое внимание Мак-Грегор уделил процессу принятия решения, в котором заключены мотиваторы поведения в обществе. В процессе принятия решения необходимо задействовать опыт каждого работника, которого эти решения касаются. Участие рабочих в управлении допускается лишь в определенных рамках, способствующих повышению производительности труда и создающих благоприятный моральный климат. Однако Д. Мак-Грегор был подвергнут критике со стороны Т. Петерса и Р. Уотермена за невнимание к проблеме социальных конфликтов.

Широко распространена до настоящего времени концепция «производственной демократии», в рамках которой выявлена возможность привлечения рабочих собственно к процессу управления, принятию решений, представительству в администрации. Эту идею низкие темпы обновления основных фондов и замедление внедрения новых достижений;

- консерватизм в решении социальных проблем;

- отсутствие рационализма в системе подбора и расстановки кадров, повышении квалификации;

- отсутствие стимулов для прогресса в организации производства и управления.

Термин "финансовый менеджмент" в 90-х годах XX-го столетия пришел в Казахстан из зарубежной практики. Но специфика условий отечественного рынка, быстро меняющееся экономическое законодательство, особенности налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности делают прямое использование зарубежных моделей управления финансами для казахстанских условий неприемлемыми. Кроме того, нет единого подхода к определению термина "финансовый менеджмент".

На наш взгляд, понятие "финансовый менеджмент" неравнозначно понятию "управление финансами". Для доказательства этой точки зрения проведем аналогию понятий "финансовый менеджмент" и "менеджмент".

"Менеджмент" - термин американского происхождения и его применяют лишь в том случае, когда речь идет о бизнесе. В литературе "менеджмент" рассматривается как форма управления социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской деятельности коммерческой организации.

Исходной позицией при рассмотрении понятия "финансовый менеджмент" является функционирование его в экономике рыночного типа. На этом строится различие понятий "финансовый менеджмент" и "управление финансами". Последнее является более широким понятием по отношению к финансовому менеджменту. Финансовое управление присутствует во всех экономических формациях, в том числе и в плановой экономике. Управление финансами осуществляется как на уровне государства, так и на уровне организации; это направление управленческой деятельности свойственно и коммерческим, и некоммерческим организациям.

Управление финансами присутствовало в плановой экономике и представляло собой финансово-кредитный механизм как часть хозяйственного механизма государства. Его основу составляла централизованная система планирования, форм, методов и условий финансирования и кредитования общественного производства [6, c. 79].

Финансово-кредитный механизм основывался на признании общности денежного оборота банка и государства. Его действие было направлено прежде всего на управление финансами предприятий. Но конечная цель такого воздействия - обеспечение нормальных условий функционирования финансов и кредита в общегосударственном масштабе. В условиях распределительной системы финансово-кредитный механизм и тем самым управление финансами было управлением государства, и саморегулирование на уровне организации практически не реализовывалось.

На наш взгляд, финансовый менеджмент - саморегулирующаяся финансовая система на уровне коммерческой организации, которая взаимодействует с внешней средой и ее функционирование направлено на достижение общих целей управления предприятием. Финансовый менеджмент коммерческой организации входит в состав финансового управления наряду с финансово-кредитным механизмом государства и управлением финансами в некоммерческих организациях.

Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев - центров прибыли. Такими целями могут быть:

- максимизация прибыли;

- достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде;

- увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы;

- повышение курсовой стоимости акций фирмы и др.

В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеров) или владельцев (собственников капитала) фирмы.

В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении.

На ранних этапах формирования самостоятельной предметной области за финансовым менеджментом закрепилась роль контроля, строжайшего учета и оптимизации издержек производственного процесса по схеме “ресурсы - производство - сбыт”. Выделение финансовых операций, выработки и контроля за финансовыми нормативами вполне может быть соотнесено со школой научного управления. С этих позиций данный менеджмент определяется как область управления финансами предприятия в целях контроля (снижения) издержек, своевременного и правильного проведения финансовых операций.

Разработка универсальных правил и процедур для принятия решений в области управления финансами предприятия позволила интерпретировать финансовый менеджмент как совокупность общих стандартизированных финансовых правил, процедур и технологий. Подобный концептуальный подход реализован Е.С.Стояновой [7, c.123], которая считает, что важнейшей сферой управления финансами предприятия должны стать финансовые решения. Суть последних сводится к формированию достаточных для развития предприятия финансовых ресурсов, поиску новых источников финансирования на денежных и финансовых рынках, использованию новых финансовых инструментов, позволяющих решать ключевые проблемы финансов: платежеспособность, ликвидность, доходность и оптимальные соотношения собственных и заемных источников финансирования. Нетрудно провести аналогию между этим подходом и совокупностью универсальных принципов управления А. Файоля.

На современном этапе развития рыночных отношений задачи по управлению финансами предприятий, функционирующих в условиях нестабильного социально-экономического окружения, приводят к реализации системного подхода. Стоит задача выделения ключевых, системообразующих факторов финансовой политики. На наш взгляд, ими могут выступать такие интегральные параметры, как ликвидность, суперпозиция векторов финансовых потоков, финансовая устойчивость предприятия и др. Другой немаловажный аспект - безусловная интеграция финансовой стратегии в качестве основной подсистемы в генеральной стратегической концепции управления предприятием [8, c.186].

Использование разработок и концепция общего менеджмента для анализа и интерпретации проблем финансового менеджмента позволит уточнить и систематизировать ряд основных понятий, а также структуру задач управления финансами предприятия.

Высоким фактором финансовой устойчивости и высокой кредитоспособности банков является качество менеджмента. Зарубежная экономическая статистика отмечает, что 40% банков терпит банкротство из-за плохого качества управления. Руководитель банка - это не номенклатурная должность, он не столько администратор, сколько банкир в самом прямом смысле этого слова, профессионал, обладающий коммерческими и аналитическими способностями. Недаром и английский, и американский рейтинг коммерческого банка органически включает в себя показатель, характеризующий руководство кредитным учреждением.{CAMEL; второй источник}. Во всем мире о банке судят прежде всего по тому, кто его возглавляет, какова личность председателя, его профессиональный и моральный уровень, способность организовать бизнес, его авторитет в мире деловых людей.

Управление банком можно подразделить на три сферы. Первая охватывает вопросы, связанные с организацией и управлением экономическими процессами, находящимися в компетенции банка; вторая - с организацией и управлением банковским персоналом; третья - с организацией и управлением информационными потоками.

Наиболее ответственной частью банковского управления является планирование, в процессе которого вырабатывается банковская политика, определяющая действия на перспективу. Составной частью этой работы выступает формирование концепции развития конкретного банка, установление текущих задач на соответствующий период, выработка мер по их реализации. Составные части банковской политики - кредитная, инвестиционная, трастовая политика. Здесь важное значение имеет определение перспектив изменений количественных, качественных и социальных показателей развития банка, обоснование принципов осуществления его деятельности, выделение приоритетов и выбор методов организации работы. Планирование деятельности банка основывается на глубоком анализе конъюнктуры денежного рынка и возможно самого банка, а также на экономико-математических моделях, используемых для прогнозирования [9, c.85].

При формировании политики необходимо дать оценку положения банка на рынке банковских услуг, проанализировать спрос и предложение на банковские услуги в данном регионе. Необходимо выявить круг реальных и потенциальных клиентов банка независимо от их расположения. В этих целях коммерческий банк может провести анкетирование клиентов. В анкете, разработанной банком для реальных и будущих клиентов, должны быть перечислены различные виды услуг, в которых может нуждаться клиент.

Одновременно банк должен изучать свои возможности с точки зрения объема и структуры кредитных ресурсов, ликвидности баланса, уровня затрат на проведение соответствующих операций, технической оснащенности банка, квалификации кадров. На основе такого анализа банк формирует политику применительно к каждой сфере деятельности. При этом учитываются возможности банков-конкурентов.

Управление активами - одно из важнейших направлений банковского менеджмента; оно реализует политику банка, намеченную на соответствующий период. В процессе управления активами ставится задача обеспечения прибыльной работы банка при соблюдении ликвидности его баланса. Эта задача выполнима только на основе систематического анализа складывающейся ситуации путем целенаправленных действий, обеспечивающих изменение структуры активов. Известно,. что разные активы приносят банку неодинаковую прибыль, имеют разную степень риска. Поэтому банки должны провести классификацию всех активов в зависимости от сроков вложения средств, их прибыльности и степени риска. Методы управления активами в значительной мере определяются особенностями задач, решаемых банком в течении соответствующего периода.

Управление пассивами представляет собой самостоятельное направление менеджмента, в процессе которого решаются следующий задачи:

- не допускать наличие в банке средств, не приносящих дохода, кроме той их части, которая обеспечивает формирование обязательных резервов;

- изыскивать необходимые кредитные ресурсы для выполнения банком соответствующих обязательств перед клиентами и развития активных операций;

- - обеспечивать получение банком прибыли за счет привлечения “дешевых ресурсов [10, c.85].

Каждая из этих задач особые способы и приемы решения. Важное место среди них принадлежит депозитному проценту , его дифференциации в зависимости от срока вклада. Однако развитие пассивных операций означает не столько увеличение их объемов, сколько разнообразие видов.

Управление собственными средствами банка имеет особ важное значение для обеспечения его ликвидности и платежеспособности.

Управление рентабельностью работы банка предполагает контроль за его доходами и расходами, за предельными издержками по привлеченным средствам и предельного дохода от кредитования и инвестиций, обеспечением стабильности финансовых результатов.

Управление рисками в банковской деятельности называется риск-менеджментом. В банковской деятельности риск присутствует при выполнении разных операций: риск невозврата кредитов и процента за кредит, риск ликвидности, риск, связанный с изменением процентных ставок, и т.д. Без риска нет предпринимательства. Поэтому вопрос заключается в умении управлять им. Главные задачи, которые решаются в процессе управления рисками, состоят в том, чтобы, во-первых, возможные случае возникновения риска; во-вторых, оценить масштаб предполагаемого ущерба; в третьих, найти способы предупреждения ущерба, источники его возмещения. Управление риском строится на изучении всех случаев возникновения ущерба, прогнозирования вероятности их появления в данной ситуации, предварительном обосновании способов предупреждения или возмещения возможного ущерба. Такая постановка вопросов для нашей практики является новой, и по этому управление риском является первоочередной задачей менеджмента.

В рамках управления персоналом решаются следующие вопросы

- подбор банковских кадров;

- обучение и переподготовка менеджеров и служащих;

- мотивация банковского персонала;

- система оплаты труда;

- оценка качества управления.

Сегодня известен главный принцип управления персоналом: руководитель только тогда может обеспечить длительный успех, когда он приведет своих сотрудников к и личным успехам и достижениям, реализуя при этом цели банка. Менеджер должен создать условия для реализации каждым сотрудником его потенциальных возможностей.

Большое значение в деятельности банка имеет постоянное повышение квалификации персонала. Сегодня во всем мире наиболее эффективными считаются инвестиции в человеческий капитал, в обучение и переподготовку менеджеров и служащих. Рост квалификации персонала обуславливает решение банком ассортимента предполагаемых услуг.

Социологические исследования, проведенные за рубежом, показали, что преуспевание банка в финансовом отношении на 85 % обуславливают личными качествами менеджера и его способностью руководить людьми, хотя при этом существуют возможности уменьшить объем и последствия совершаемых ошибок за счет использования современных экономико-математических методов и моделей. Коммерческие банки оказывают своим клиентам множество разнообразных услуг, связанных с удовлетворением их финансовых потребностей. Устойчивое положение банка на рынке, успешное продвижение услуг, успехи банка в борьбе за клиентов определяются ценами на банковские услуги ( ставки процентов по депозитам и кредитам, тарифы на другие виды банковских услуг , курс покупки и продажи валюты), прибыльностью банка и уровнем обслуживания, а также предоставлением новых видов банковских услуг или нового их качества по сравнению с конкурентами . Кроме того, большое значение имеют репутация и привлекательный образ банка, внешний вид и внутреннее оформление его зданий , правильное место расположения.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, становится очевидным, что управление положением банка на рынке финансовых услуг самым тесным образом связано со всей деятельностью банка и ее управлением.