logo
Подразделения страховой компании, их роль, взаимодействие и функции в деятельности компании

2.1 Роль подразделений страховой компании

Бэк-офис играет значительную роль в организации страховой компании, потому что бэк-офис регулирует все процессы, происходящие в компании. А так же в бэк-офисе сосредоточена полная информация обо всем, что происходит в страховой компании. Бэк-офис занимается разработкой технологии управления администрацией, персоналом и финансами компании. И бэк-офис изучает состояние страхового рынка, перспективы спроса страховых услуг, определяет задачи по улучшению работы по реализации имеющихся в распоряжении страховой компании страховых услуг и разработке новых видов страховых продуктов.

В мидл-офисе ведутся переговоры и специализируются продукты, достигаются конкурентные преимущества страховой компании. Мидл-офис ориентируется на максимизации прибыли и минимизации риска за счет координации различных информационных потоков, людей и знаний, создающих устойчивость страховой компании.

Роль мидл-офиса заключается в том, что в нем происходит создание операционной системы управления в страховой компании, а именно:

· создание клиентоориентированной системы андеррайтинга;

· создания эффективной системы урегулирования убытков;

· построение бизнес-процессов

· создание единой базы договоров страхования в компании

· нормативная база по подготовке и заключению договоров страхования

· построение эффективной системы продаж страховой компании

Фронт-офис служит для обеспечения максимальной доступности страховых услуг для клиентов (продажи страховых услуг), предоставления клиентам услуг высокого качества, а также для оперативности и адаптируемости.

Роль фронт-офиса заключается в следующем:

· контролирует работу страховой компании;

· ведутся все финансовые операции;

· происходит заключение договоров страхования.

2.2 Функции подразделений

Поскольку фронт-офис предназначен для продаж страховых услуг, страховая компания заинтересована в эффективном контроле и управлении данными процессами. Поэтому основными функциями фронт-офиса являются: управление страховыми продуктами (универсальный продуктовый сервис); контроль бланков строгой отчетности; печать страховой и бухгалтерской документации; экспорт и импорт информации; оформление полисов по различным страховым продуктам; подготовка отчетов, в том числе финансовых, об операциях, выполненных в системе; онлайн-андеррайтинг условий заключения договоров страхования.

В фронт-офисе необходимо наличие определенных функциональных возможностей, которые удобно разбить на три группы:

операционные функции - возможность оперативного ввода сделки, взаимодействие с другими офисами, т.е. поддержка операций, производимых со сделкой;

отчетные функции - возможность предоставления информации по заключенным договорам страхования, открытым позициям, счетам;

аналитические функции - возможность предоставления обработанной рыночной информации, расчета теоретических цен страховых услуг, расчета прибылей/убытков и т.п.

Фронт-офисная система в большинстве случаев не является монолитным продуктом, покрывающим все аспекты функциональности. Типичным, например, является использование разных систем (или разных модулей одной системы) для торговли на страховом рынке. Кроме того, к операционным функциям системы часто добавляются дополнительные системы контроля/безопасности, специфичные для страховых компаний.

Бэк-офис обеспечивает обработку информации, поступающей из фронт-офиса: оформление договоров, учет заключенных сделок (в том числе во внутренних учетных регистрах и бухгалтерском учете), сверку (подтверждение) их параметров, расчет обязательств по сделкам (в том числе сумм комиссионных сборов), осуществление действий, связанных с поставкой ценных бумаг и денежными расчетами, контроль за своевременным поступлением денежных средств и ценных бумаг по заключенным договорам страхования; обеспечение учета средств клиентов и предоставление для них отчетов; подготовка отчетности для регулирующих органов.

А также имеют массу функций по поддержке исполнения заключенных договоров страхования.

Эти функции обычно включают в себя (но не обязательно ограничиваются этим) следующее:

генерация договоров и других официальных документов по сделке;

оптимизация потоков наличности и ценных бумаг;

автоматизированная генерация инструкций для бухгалтерии и депозитариев;

подтверждение платежей, обратное их сопоставление с отдельными сделками и т. д.

Разнообразие документов и внутренних регламентов в страховых компаниях, приводит к тому, что в решениях автоматизации бэк-офиса часто задействовано сразу несколько систем разных производителей, в каждой из которых используется лишь часть функциональности. Нередко также реализуются собственные разработки банка.

А вот мидл-офис предназначен для оперативного управления, поэтому функциями мидл-офиса страховой компании являются реализация операционных бизнес-процессов, а еще точнее, функций операционного обслуживания страхового бизнеса: андеррайтинга; перестрахования; урегулирования убытков, которые характерны только для страховой компании.

Мидл-офисные системы являются инструментом контроля за деятельностью подразделений и управления рисками. Страховые компании должны предоставлять сотрудникам мидл-офиса следующие возможности:

отчетные - мониторинг открытых позиций,

контроль прибыли/ убытков,

контроль платежей,

контроль за исполнением обязательств по заключенным договорам, сделкам и т.д.

В этой части функционал мидл-офисной системы может в значительной степени пересекаться с функционалом фронт-офисной. Основное различие заключается в том, что в крупной инвестиционной структуре информация отдельным подразделениям фронт-офиса предоставляется, как правило, только по их собственной активности, мидл-офис же могут интересовать консолидированные по подразделениям, филиалам и дочерним компаниям отчеты.