Оценка ликвидности и платежеспособности Восточносибирского банка Сбербанка России
2.1 Организационно-правовая характеристика Восточно-сибирского банка Сбербанка России
Восточно-Сибирский банк Сбербанк России ОАО работает на огромной территории, куда входят Красноярский край, республики Тыва и Хакасия. Они располагаются в Восточно-Сибирском регионе России, что и дало название территориальному банку.
Восточно-Сибирский банк занимает лидирующие позиции в регионе:
- филиальная сеть представлена 16 отделениями и 436 внутренними структурными подразделениями.
- численность работников составляет около 6,26 тысяч человек.
- банк имеет лидирующее положение на корпоративном рынке региона, имея более 30% на рынке привлечения средств и более 40% на рынке кредитования.
- банк прочно удерживает преобладающее положение на рынке частных клиентов, имея более 60% на рынке привлеченных средств населения и более 50% на рынке кредитования частных клиентов.
Восточно-Сибирский банк ОАО Сбербанка России в целях наибольшего соответствия потребностям своих клиентов постоянно совершенствует структуру и саму деятельность своих подразделений. Банк проводит политику укрупнения филиальной сети, направленную на превращение отделений и внутренних структурных подразделений в крупные кредитно-финансовые институты. Оптимизация филиальной сети проводится с учётом экономических и социальных факторов конкретного района, включая оценку показателей плотности и численности населения, потребности клиентов в получении банковских продуктов и услуг и перспектив развития территории.
В настоящее время ОАО ВСБ СБ России -- это банк, осуществляющий широкий спектр банковских операций и ориентирующееся на многообразие клиентской базы. Деятельность отделения направлена на содействие комплексному экономическому развитию региона, способствуя как росту традиционных сегментов экономики, так и раскрытию потенциала новых.
Банк активно сотрудничает как с предприятиями цветной металлургии, энергетики, топливной, газовой, угольной, химической промышленности, дорожно-строительного сектора, с предприятиями транспорта, связи, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также с предприятиями инновационной, наукоемкой, высокотехнологичной направленности.
Банк в своей кредитной политике придерживается приоритетов в кредитовании отраслей и секторов экономики, гарантирующих удовлетворение ежедневных и самых необходимых жизненных потребностей населения (розничные сети, аптеки и т.д.), отраслей, выполняющих жизнеобеспечивающие функции (электро- и водоснабжение, транспорт и т.д.), оборонно-промышленного комплекса, малого бизнеса, сельского хозяйства.
Помимо стандартных продуктов краткосрочного и инвестиционного кредитования сохраняют свое действие следующие: овердрафтное кредитование, кредитование с использованием векселей Сбербанка России, предоставление банковских гарантий, кредитование внешнеэкономической деятельности, кредитование под залог коммерческой недвижимости, кредитование торговых сетей и специальная программа кредитования предприятий золото (серебро-) добывающей отрасли при покупке у них драгоценных металлов в слитках. Участниками всех программ кредитования могут стать организации любой формы собственности, получающие доход от коммерческой деятельности, или индивидуальные предприниматели.
Большая филиальная сеть, использование новейших технологий делают услуги банка доступными в любом населенном пункте региона. Банк с особым вниманием относится к каждому своему клиенту вне зависимости от его социального статуса и стремится к сохранению долгосрочных партнерских отношений, прогнозируя развитие потребностей клиентов, а вместе с тем появление новых направлений в банковском бизнесе. Для этого в банке проводятся маркетинговые исследования, на основе чего разрабатывается и предлагается клиентам полный спектр банковских продуктов и услуг.
Политика ОАО ВСБ СБ России направлена на сохранение лидирующего положения в регионе на рынке банковских услуг. Специалистами банка разрабатываются механизмы сохранения и приумножения средств клиентов. В отношении среднего класса банк рассчитывает на реализацию банковских услуг, которые станут действенным инструментом не только в укреплении материального положения данной социальной группы, но и будут способствовать дальнейшему росту ее благосостояния. В настоящее время Банк продолжает развитие отношений с клиентами с высоким уровнем дохода, создавая комфортные, надежные, а главное экономически эффективные условия сотрудничества.
Потенциальные клиенты банка -- это экономически активное население региона, работающее в различных сферах бизнеса. Банк работает на всех сегментах рынка с клиентами разного уровня доходов. И в зависимости от их потребностей предлагает наиболее интересные им продукты и услуги. В сегменте крупного бизнеса банк разрабатывает индивидуальные схемы работы с клиентами. В сегменте среднего и малого бизнеса банк развивает новые технологии работы с целью повышения качества и увеличения времени на общение с клиентом.
Привлечению клиентов, созданию системы долгосрочного взаимовыгодного партнерства с ними будет способствовать развитие и внедрение программ поддержки индивидуальных операций клиентов на финансовых рынках, доверительное управление средствами клиента, финансовое консультирование, брокерское и агентское обслуживание, использование передовых информационных технологий, в том числе Интернета.
Сбербанк России нацелен на сокращение издержек и времени обслуживания клиентов и повышение качества обслуживания. В рамках принятой Сбербанком Стратегии развития до 2014 года Восточно-Сибирский банк стал пятым в системе, где развивается Производственная система Сбербанка России (ПСС). На ее основе уже удалось достичь серьезные улучшений в работе банка: создана новая модель работы внутренних подразделений банка. В результате реорганизации пространства и оптимизации процессов сократились очереди и повысилась производительность труда.
В целях улучшения качества обслуживания клиентов банк активно развивает альтернативные каналы продаж и постоянно работает над расширением спектра услуг на устройствах самообслуживания и банкоматах. Список получателей платежей постоянно расширяется. Услуга приема платежей населения реализована как на банкоматах, так и информационно-платежных терминалах Банка.
В ОАО ВСБ СБ России также активно продвигается проект Сбербанк ОнЛ@йн. Это автоматизированная система обслуживания клиентов банка через Интернет, с помощью которой они могут управлять своими счетами и совершать платежные операции через сеть Интернет.
Сбербанк нацелен на дальнейшее развитие как существующих, так и внедрение новых технологий обслуживания клиентов с целью повышения сервиса и эффективности деятельности. Это позволит банку удержать лидирующие позиции в банковском секторе региона и достойно представлять Сбербанк России в восточно-сибирском регионе.
Сбербанк России является юридическим лицом и со своими филиалами (территориальные банки и отделения) и их внутренними структурными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России.
Филиальная сеть Сбербанка России расположена на всей территории страны. Филиалы Сбербанка России не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Сбербанка России, имеют баланс, который входит в баланс Сбербанка России, имеют символику Сбербанка России.
Структура Сбербанка России представлена ниже, рис. 1.
Валютный отдел |
|
Отдел ценных бумаг |
|
Экономический отдел |
|
Юридический отдел |
|
Бухгалтерия |
|
Отдел кадров |
|
Отдел пластиковых карточек |
|
Отдел службы безопасности |
|
Коммунальный отдел |
|
Отдел вкладов |
|
Отдел валютного контроля |
|
Отдел расчетов и переводов |
Рисунок 1. Структура Сбербанка России.
Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года. Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.