1.3 Организационно-правовые аспекты и проблемы оценки судазаемщика в банках Российской Федерации
Одним из важнейших условий эффективной работы кредитной системы организации и минимизации рисков является строгое регулирование ее деятельности не только в нормативном, законодательном уровне, но и на уровне внутреннем - уровне самой организации. Каждый бизнес-процесс осуществляемый банком, должен быть регламентирован: определены цели, задачи, элементы и связи между ними, ответственные подразделение и должностные лица, программное обеспечение т.д.
Процессу кредитования юридических лиц и групп организаций должно быть уделено внимание, так как, во-первых, кредитные операции являются наиболее доходным и наиболее рискованным бизнесом для банка, и, во-вторых, в процесс кредитования вовлечены не только внутренние подразделения кредитной организации, но и внешние участники - заемщики, поручители, залогодатели, гаранты и т.д.
В процессе кредитования юридических лиц и групп взаимосвязанных организаций с точки зрения их организации должны быть задействованы следующие структурные подразделения банка:
- клиентское подразделение ответственное за поиск потенциальных клиентов, проведение переговоров, заключение договоров и дальнейшее сопровождение сделки;
- аналитическое подразделение, ответственное за проведение комплексного анализа кредитоспособности потенциального или действующего заемщика перед заключением сделки;
- подразделение анализа кредитных рисков, ответственное за юридическое сопровождение сделки;
- служба безопасности банка;
- уполномоченный коллегиальный орган или уполномоченное должностное лицо, ответственное за принятие решения о предоставлении кредита.
Все время работы банка с заемщиком можно разделить на несколько этапов (см. рис. 1).
Исходя из принципа системности и комплексности экономического анализа, анализ кредитоспособности заемщика должен проводиться на каждом из этих этапов. В зависимости от результатов проведенного анализа сотрудничество банка и клиента переходит или не переходит на следующий этап.
Привлечение клиента |
||
Подготовка кредитной заявки |
||
Рассмотрение кредитной заявки, анализ кредитных рисков |
||
Принятие решения о кредитовании |
||
Мониторинг кредита |
Рисунок 1 - Этапы работы банка с заемщиком
На каждом этапе в работе с клиентом может быть задействовано одно или несколько подразделений банка. Рассмотрим их функции и порядок взаимодействия.
Привлечение клиента - этап, с которого начинаются взаимоотношения банка с любым клиентом. Под привлечением понимается как активная маркетинговая деятельность банка, так и самостоятельное обращение в банк менеджмента и (или) собственников потенциального заемщика. Ответственность за привлечение клиентов лежит в основном на специализированных «клиентских» подразделениях, в обязанности которых входят:
поиск потенциальных клиентов;
проведение экспресс-анализа кредитоспособности и принятие предварительного решения о возможности работы с потенциальным клиентом;
ведение переговоров с потенциальным клиентом;
ведение клиентского досье;
мониторинг обеспечения по кредиту.
Этап подготовки кредитной заявки начинается после достижения взаимного согласия о продолжении сотрудничества. Кредитная заявка представляет собой внутренний документ банка, содержащий систематизированную и структурированную информацию о деятельности потенциального заемщика, а также мнение ответственного подразделения о его кредитоспособности.
В зависимости от организационной структуры банка и действующего порядка ответственность за подготовку кредитной заявки может быть возложена на клиентское подразделение либо на специальное аналитическое подразделение. Однако и во втором случае работники клиентского подразделения принимают участие в подготовке заявки. В частности, они передают аналитическому подразделению результаты экспресс-анализа, информацию, использованную при его проведении и в процессе ведения переговоров с клиентом.
Результатом второго этапа работы банка с заемщиком является кредитная заявка. В кредитной заявке на предоставление кредита юридическому лицу должны быть отражены основные факторы кредитного риска, возникающего после предоставления кредита. К кредитной заявке должна быть приложена также бухгалтерская (финансоавая) отчетность, послужившая информационной базой для анализа финансового положения заемщика, поручителей (залогодателей).
За следующий этап - рассмотрение кредитной заявки и анализ кредитных рисков - несут ответственность два структурных подразделения банка: подразделение анализа кредитных рисков и уполномоченный коллегиальный орган. В отдельных случаях вместо коллегиального органа решение о предоставлении или непредоставлении кредита может принимать уполномоченное должностное лицо (несколько уполномоченных должностных лиц). Кроме того, в случае если у подразделения анализа кредитных рисков или уполномоченного органа (должностного лица) возникают вопросы к подразделениям, подготовившим кредитную заявку, они также могут быть привлечены к проведению анализа кредитоспособности.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ССУДОЗАЕМЩИКА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
- 1.1 Понятие, цели и задачи оценки кредитоспособности (платежеспособности) ссудозаемщика в коммерческом банке
- 1.2 Информационное обеспечение для проведения оценки кредитоспособности ссудозаемщика
- 1.3 Организационно-правовые аспекты и проблемы оценки судазаемщика в банках Российской Федерации
- 1.1 Понятие и критерии кредитоспособности ссудозаемщика
- Оценка возможности организации кредитных отношений между коммерческим банком и Нимировским спиртзаводом.
- Оценка кредитоспособности клиента коммерческого банка.
- 5.2.Оценка кредитоспособности французскими коммерческими банками.
- Оценка кредитоспособности заемщиков коммерческого банка
- 1. Методика оценки кредитоспособности потенциального заемщика коммерческим банком
- 6. Современные методы оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка.
- Вопрос №24. Оценка кредитоспособности ссудозаемщика банка.
- М етоды оценки кредитоспособности ссудозаемщиков