Оценка конкурентоспособности коммерческого банка в РТ на примере ОАО "Банк Эсхата"

дипломная работа

1.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность банковского продукта

Детальный анализ банковской деятельности позволяет выделить следующие факторы, оказывающие решающее влияние на эффективность работы и конкурентоспособность банка.

Достаточность капитала. Ввиду большой подвижности международных финансовых рынков и роста числа фирм с фиктивными балансами органы надзора придают все большее значение соблюдению стандартов Банка международных расчетов по собственному капиталу банка.

Общий рейтинг по надежности. Основу для рейтинговой оценки кредитной организации участниками рынка составляют надежность базы рефинансирования и репутация данной организации.

Рисунок 1.10 - Факторы конкурентоспособности [6, стр. 72]

Экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Большие начальные ассигнования и высокие производственные затраты на поддержку инфраструктуры информационных технологий, а также поиск альтернативных путей сбыта придают банковской организации характер предприятия с фиксированными затратами.

Экономия, обусловленная широким профилем услуг. Комплекс преимуществ и эффекты можно получить при последовательной тщательной обработке и использовании информации о рынке и клиентах. Эффективность информационного управления можно повысить с помощью специально разработанных баз данных. Экспертиза рынка, отрасли и продукции. Традиционные посреднические функции банков все больше заменяются прямым использованием рынков капитала владельцами капитала и инвесторами. Поэтому банковские организации вынуждены набирать специалистов из производственной сферы и аналитиков в качестве носителей экспертных знаний для оформления, структурирования и ранжирования сделок, отобранных на фондовом рынке. [8, стр.39]

Репутация является важнейшим «неосязаемым имуществом» каждого производителя финансовых услуг. В окружении банка, где отношения с клиентами складываются в ходе множества отдельных сделок, а партнерские отношения банка с клиентами недолговечны, непременным условием успеха является дифференциация в общении, отвечающая интересам клиентов. В инвестиционном банковском деле, например, репутация определяется количеством, размерами и качеством заключенных сделок, а также позицией в рейтинговой таблице. Таким образом, рост репутации, распространение информации об успехах банка в сочетании с внутри банковской передачей сведений о репутации принадлежат к существенным факторам успеха в деле привлечения клиентов.

Заимствования на международном рынке капитала. Когда емкость национальных рынков недостаточна для успешного размещения эмиссии и частные инвесторы действуют на международном уровне, банки перешагивают через национальные границы. Все виды банковской деятельности имеют европейские или даже мировые масштабы.

Стратегические цели банка. Исходя из существующих структур клиентов и услуг, а также мощности банка, в его центральном и региональных отделениях должны быть, определены виды деятельности, которые в долгосрочной перспективе обеспечат конкурентные преимущества, необходимые для получения ожидаемой доходности.

Для достижения стратегических целей банка возможны три альтернативы действий: реорганизация; дезинвестиция (отступление), и развитие, или наращивание интенсивности присутствия по выбранным направлениям деятельности.

Примерами реорганизации могут служить мероприятия менеджмента по затратам, сертификации по нормам Международной организации по стандартам (ISO). В рамках дезинвестиции возможен, например, выбор действий, позволяющих ограничивать и брать под контроль возврат депозитов мелким вкладчикам. [10, стр.102]

В общепринятых схемах классификации различают три типа стратегии вхождения в рынок, которые могут быть перенесены на специфическую постановку проблем в банковском секторе.

Стратегия создания собственных учреждений подразумевает учреждение собственных филиалов, отделений и представительств банка.

Стратегия кооперации позволяет банкам участвовать в освоении рынка в форме участия, стратегического альянса или совместного предприятия.

Стратегия приобретения имеет несколько форм: собственно приобретения и несколько видов слияния -- горизонтального, вертикального и латерального типов.

Значение конкурентоспособности коммерческого банка особенно возрастает в условиях глобализации финансовых потоков. Банковские организации должны подстраиваться под изменяющиеся условия рынка как на национальном, так и на международном уровнях, создавая все более усовершенствованные банковские услуги, что требует использования новых методов и инструментов повышения их конкурентоспособности.

Исследование теоретических основ сущности понятия «конкурентоспособность банковских услуг» позволило расширить его определение и рассматривать последнюю как взаимодействие множества факторов.

С позиции системного подхода конкурентоспособность формируется под влиянием различных факторов: внешних и внутренних (рис 1.11).

Рисунок 1.11 - Систематизация факторов конкурентоспособности банковских услуг [14, стр.13]

В свою очередь, на внешние факторы организация не может значительно повлиять, банку приходиться приспосабливаться, но на составляющие внутренней среды кредитная организация может воздействовать, изменяя условия протекания этих процессов, что позволит коммерческому банку завоевывать и удерживать конкурентные преимущества.

Формирование конкурентоспособности банка на основе внутренних факторов включает в себя повышение конкурентоспособности: ресурсных преимуществ, банковских услуг и управленческих решений.

В рамках нашей работы мы рассматриваем внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность банковских услуг в виде частных потенциалов (маркетингового, информационного, кадрового и т.д.) и в четырех аспектах: отношения с потребителями, совершенствования внутренних бизнес-процессов, управления финансами, обучения и развития кадров. В работе предлагается их разделить на два блока: факторы, влияющие на формирование потребительских свойств (аспект отношений с потребителями, совершенствования внутренних бизнес-процессов, обучения и развития персонала) и - на экономические свойства (аспект управления финансами).

Такая систематизация факторов позволяет определить направления формирования конкурентоспособности банковских услуг.

Глава 2. Анализ конкурентоспособности коммерческого банка в РТ на примере ОАО «Банк Эсхата» за 2013-2014 гг.

Делись добром ;)