Оценка качества активов коммерческого банка

курсовая работа

3.1 Разработка процедур по повышению качества управления активами

Зная внутренние факторы, воздействующие на ликвидность, можно эффективно управлять этими факторами с целью изменения негативных воздействий. Таким образом, можно повысить ликвидность активов банка.

Формирование современной российской банковской системы происходило в весьма короткие сроки и совпало с периодом глубокого общеэкономического кризиса, сильнейшей инфляции в стране, что не могло не отразиться на её состоянии. Чрезвычайно бурный рост числа банков в течение ограниченного промежутка времени происходил в условиях острого дефицита квалифицированных банковских специалистов, прежде всего для управления отдельно взятым банком, что вело к снижению требовательности к профессиональной подготовке банковских кадров. Это не могло не сказаться на качестве управления кредитными организациями.

Сегодня ситуация в банковской сфере остаётся достаточно сложной. Банки испытывают определённые, пускай порой и не вызывающие серьёзных опасений, но всё же проблемы.

Сохраняются внешние факторы, отрицательно влияющие на положение отдельных банков (кризисное состояние экономики, падение производства, неплатежи и т.д.), негативное воздействие которых усиливается существованием ещё и внутренних причин (неквалифицированное управление банком, недостатки в учёте и отчётности, слабость внутреннего аудита, отсутствие необходимых резервов, чрезмерные расходы на нужды банка т.д).

У ПАО «ВТБ24» статья административно-управленческие расходы составляет довольно высокую сумму, и за период 2006-2008 гг. сумма расходов увеличивается. Банку необходимо насколько возможно снизить расходы по данной статье. Больше средств необходимо откладывать на резервы на возможные потери, что особенно актуально в период финансового кризиса. Ежегодно Банк выделяет значительные средства на различные благотворительные проекты. Возможно, стоит несколько уменьшить сумму выделяемых средств.

Качество управления деятельностью банка напрямую зависит от профессионализма и уровня квалификации руководителей и работников банка. В настоящее время при приёме на работу в банк выставляют ряд требований: обязательное наличие высшего экономического образования, желательно опыт работы от нескольких лет в банковской сфере. Существуют специальные Банковские школы, также в высших учебных заведениях готовят экономистов по специализации «банковское дело». Но банки и учебные заведения пока ещё недостаточно эффективно взаимодействуют. Конечно, у банков есть договорённости с высшими учебными заведениями насчёт прохождения студентами практики. Но пока ещё отсутствуют специальные банковские курсы, которые давали бы студентам не только общее представление о работе банка, но и на практике учили бы осваивать различные банковские программы, обучающие конкретной работе с клиентами по кредиту в базе данных. Специализированные банковские курсы не должны быть дополнительными, они должны входить в общий образовательный курс. Тогда банки получали бы профессионально подготовленных специалистов, и не тратили бы время в первые дни работы новичков на их обучение на рабочем месте.

Должны быть приняты меры по усовершенствованию банковского контроля: внутренний контроль должен иметь многоуровневый характер, то есть контроль не только за уровнем исполнителей, но и контроль уровня управления в системе исполнительного руководства. Внутренний контроль должен охватывать все проблемы деятельности банка.

Перед кредитным менеджером (экспертом) стоит трудная задача: обеспечить надлежащий текущий контроль за финансовым состоянием заёмщиков, их кредитоспособностью, располагая для осуществления этой работы ограниченными возможностями.

Кредитный мониторинг -- это процесс ключевых элементов деятельности заёмщика, определяющих его способность к возврату банковской ссуды. Интенсивность мониторинга зависит от предполагаемого риска, связанного с конкретной ссудой.

Применяемые на практике методы мониторинга предусматривают следующее:

· анализ финансовой отчётности о деятельности заёмщика. Требования к частоте предоставления банку промежуточных финансовых отчётов зависят от ожидаемого риска по данному заёмщику

· посещения компаний-заёмщиков. Правильно спланированный и проведённый визит в компанию-заёмщика -- отличное средство мониторинга кредита. Количество таких визитов и время их проведения оговариваются при проведении переговоров и заключении кредитного соглашения. Посещение предприятия-заёмщика даёт специалистам банка возможность получить представление о предприятии в целом и его руководителях.

· специальные исследования. Специалисты в области кредитования могут инициировать периодически точечные поверки, которые также помогают текущему контролю, особенно в сочетании с другими методами мониторинга, например, с анализом промежуточной финансовой отчётности. Внутри банка могут быть проанализированы: состояние залога, уровень депозитов, частота овердрафтов и т.д.

· соблюдение заёмщиком кредитного договора. Кредитный договор обычно преследует две цели: определить, формализовать признаки нарушения заёмщиком условий пользования ссудой и, соответственно, обеспечить законный порядок действий банка по ускорению её взыскания; установить взаимно приемлемые условия предоставления ссуды, определяющие права и обязанности обеих сторон. Кредитный инспектор обязан реагировать на все отклонения заёмщика от условий кредитного договора

· система «контроль за контролем». Все мероприятия кредитного мониторинга подлежат сведению в особую систему, которая обеспечивает целостность, непрерывность и своевременность осуществления контрольных мероприятий. Эту систему «контроля за контролем» разрабатывает кредитный департамент и утверждает кредитный комитет практически одновременно с решением о выдаче ссуды

· отчётность по просрочке. На совещании в кредитном департаменте кредитный менеджер выступает с анализом извещений о просрочке контрольных мероприятий и о других нарушениях, относящихся к кредитному мониторингу. Директор кредитного департамента принимает соответствующие меры по дальнейшему проведению контрольных мероприятий в установленные сроки.

Несмотря на различия контрольных мероприятий кредитного мониторинга по различным банкам отмечу ряд общих вопросов, которые должны решать банки-кредиторы в этой области:

· качество кредитов. Кредитные инспекторы обращают первостепенное внимание на качество предоставленных кредитов, а затем по кредитному портфелю в целом и письменно формулируют свою точку зрения о возвратности кредитов

· адекватность резерва на покрытие убытков по ссудам основывается на постоянной оценке менеджментом ряда факторов (динамика убытков банка и их покрытия, ожидаемые убытки и их покрытие, обзор (ревизия) проблемных ссуд, общее качество кредитного портфеля, текущие и прогнозируемые экономические условия, способность банка пополнять резервы за счёт перераспределения доходов)

· выявление проблем. Изучение ситуации с конкретными кредиторами позволяет выявить их соответствие кредитной политике и кредитным соглашениям, выявить проблемные кредиты или потенциальные проблемные кредиты

· соответствие деятельности банка кредитной политике, законодательным и нормативным актам

· показатели прибыли и управления фондами. Кредитный мониторинг должен анализировать кредитный портфель через призму показателей надёжности и ликвидности

· эффективность кредитного менеджмента и качество работы персонала. В конечном итоге качество кредитного менеджмента определяет качество и рентабельность кредитного портфеля. Очень часто удовлетворительные результаты деятельности банка связаны с благоприятной экономической конъюнктурой и отсутствием конкуренции, а не с профессиональным менеджментом.

На данный момент проблема в области кредитования заключается в отсутствии кредитной истории. Это даёт массу возможностей недобросовестным заёмщикам, которые могут получить несколько кредитов в различных банках, без какой-либо проверки их предыдущих кредитных займов. Банки должны иметь консолидированную информацию о клиентах, предоставленную в унифицированном виде. Существование общей электронной межбанковской базы данных облегчало бы проверку на наличие кредитов потенциальных Заёмщиков банка. Информация должна периодически пополняться данными из всех филиалов банка. Такое хранилище исполняло бы функцию кредитного бюро.

Применение Базель II - программы сотрудничества в области банковского надзора и внутреннего аудита между Банком России и Европейским Центральным Банком. Одной из целей программы является оказание содействия в области перехода российского банковского сектора на принципы нового соглашения по капиталу Базельского комитета по банковскому надзору.

Банк - это коммерческое учреждение, поэтому банки сами выбирают необходимое для своей деятельности программное обеспечение. Базель II не является обязательной программой. Банки на своё усмотрение используют или не используют программу Базель II. Банк «ВТБ24» работает с программой Базель II. Перспективы присоединения российских банков к Базель II имеют преимущества и недостатки. Моё мнение относительно Базель II: программа является достаточно рисковой. Рискуя, банки могут много выиграть, но могут и много проиграть, т.е. риск бывает, оправдан, бывает недооценён. Благодаря программе Базель II российские банки имеют возможность расширить своё присутствие в глоьной экономике.

Делись добром ;)