Особенности взаимосвязи просроченной задолженности и финансового результата кредитной организации

дипломная работа

1.3 Просроченная задолженность коммерческого банка как составляющая процесса кредитования

В соответствии с требованиями Банка России к категории проблемных кредитов банки относят собственно просроченную задолженность на срок свыше 90 дней, кредиты, по которым поручитель отказывается от выполнения обязательств при наличии просроченной задолженности свыше 90 дней, кредиты, по которым было произведено отчуждение движимого/недвижимого имущества без согласия банка или произошла утрата движимого/недвижимого заложенного имущества. К категории проблемных относятся кредиты, по которым заёмщик не предоставил иное обеспечение при наличии просроченной задолженности сроком свыше 60 дней. К проблемным отнесены и ссуды по которым была предоставлена ложная информация при получении кредита, (т Прим статья 6 Рынок розничного кредитования . :тенденции и прогнозы (Солова И.Е.)»Банковский ритейл ,2009 №4 таблица Данные по объему задолженности ,%. Перенести в приложение.а также по которым принято решение кредитного комитета банка о признании задолженности проблемной.

Под «проблемными» понимаются кредиты, по которым после выдачи в срок и в полном объёме не выполняются обязательства со стороны заёмщика или же стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Управление «проблемными» кредитами - одно из наиболее важных аспектов банковской практики. Поэтому от правильности выбора методов работы с просроченной задолженностью зависит не только успешность развития отдельной конфликтной ситуации, но и финансовые показатели кредитной организации, стабильность и репутация банка.

Решение проблемы управления просроченной задолженностью во многом зависит от двух условий: содержит ли кредитный договор положения, дающие банку право проверять бухгалтерскую и финансовую отчетность заёмщика путем осуществления проверок непосредственно на предприятии, возможность прекращения действия кредитного договора и обратить взыскание на залог при наличии у банка обоснованных подозрений о неплатежеспособности клиента, и, во вторых, от роли ,отводимой кредитному специалисту банка ,под постоянным контролем которого должен находится каждый выданный кредит. Существует базовый набор сигналов, характеризующий появление проблемного кредита. Не смотря на то, что каждый кредит уникален, можно обобщенно представить признаки «проблемности» кредита, которые носят организационный (нефинансовый) и экономический (финансовый) характер:

1 Организационные признаки.

Необоснованные задержки финансовой отчетности, резкие изменения в планах деятельности заёмщика, радикальные изменения в составе руководителей предприятия - заёмщика, частое изменение юридического адреса, длительное отсутствие контактов с руководством и сотрудниками предприятия , просьбы отсрочки выплат по ранее пролонгированным ссудам.

2. Экономические (финансовые) признаки проявляются при анализе финансовой отчетности заёмщика, ухудшение показателей, используемых для анализа ликвидности, платежеспособности, структуры капитала, оборачиваемости и рентабельности. Выявление тенденции к увеличению доли заёмных средств в источниках образования активов свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия. Особое внимание уделяется наличию просроченной задолженности перед бюджетом и по внебюджетным платежам.

Активы предприятия исследуются с точки зрения их участия в производстве и с точки зрения оценки их ликвидности, оценивается скорость оборота текущих активов.

Необходимым элементом анализа является изучение результатов финансовой деятельности и направлений использования полученной прибыли.

Признаками финансового неблагополучия заёмщика являются:

- нецелевое использование кредита;

-падение оборотов расчетного счета в банке;

-перекредитование;

- получение негативной информации о заёмщике;

-моральное и физическое старение залоговой массы;

-ухудшение финансового состояния гаранта или поручителя заёмщика;

-задержка или неполная выплата процентов за пользование предоставленными кредитными средствами;

Банк должен своевременно предпринять необходимые меры, которые позволят улучшить качество предоставленного кредита.

Мероприятия по организационной, финансовой и иной помощи банка проблемному заемщику должны способствовать преодолению кризиса и выполнению обязательств заёмщика перед банком. Также целью этих мероприятий может быть возврат кредита в кратчайшие сроки за счет реализации обеспечения, обращение к гарантам и поручителям, принятие мер правового характера.

Решение конфликта «заёмщик - банк» может предполагать следующие действия:

-Пересмотр условий действующего кредитного договора;

-расширение кредита, то есть выдача дополнительного и, соответственно, изменение статуса долга с «просроченного» в «текущий».

-прерывание действующего кредитного договора, продажа части активов заёмщика для погашения долга ;

-ликвидация залога или продажа кредитной задолженности.

В управлении качеством кредитного портфеля основополагающую роль играет Кредитная политика банка, как базовый документ, который определяет кредитную стратегию банка основные направления работы в части кредитования. В Кредитной политике структурирован набор критериев и правил для участников кредитного процесса. Тем самым обеспечивается эффективное использование ресурсов при жестком контроле кредитных рисков.

В настоящее время вопросы о причинах возникновения просроченной задолженности и эффективных методах её погашения как в розничном, так и в корпоративном секторе не теряют своей актуальности. В банковском сообществе активно обсуждаются вопросы продажи портфелей проблемной задолженности коллекторским агентствам, в этой связи становятся актуальны правовые проблемы взыскания задолженности. Разрабатываются модели взаимодействия подразделений по работе с проблемной задолженностью с другими подразделениями банка.

Кризисные условия определяют и изменяют требования к риск-менеджменту, к залоговому обеспечению кредитов, к кредитной политике в целом.

Необходимо, чтобы процедуры анализа кредитоспособности заёмщиков позволяли выявить и исключить высокорискованные проекты на начальных этапах принятия решений, а регулярно проводимый мониторинг финансового состояния позволял вносить своевременные корректировки в условия кредитования.

В банковской практике стали активно использовать методики расчета внутренних рейтингов заёмщиков, внедряется автоматизированная система оценки кредитных рисков, в основе которой лежит сегментирование рынка на группы клиентов и моделирование поведения каждой из групп потребителей. Сама система основана на внутренней оценке портфеля рисков и управления им. Она позволяет отслеживать вероятность будущей неплатёжеспособности заёмщика, уже получившего кредит, или потенциального клиента, который только собирается взять у банка суду. Такой подход применяется на различных этапах взаимодействия между банком и клиентом: при подаче заявки, в ходе оценки поведения клиента, при возврате кредита. Банк использует разработанную систему для однородного портфеля.

Внедрение скоринговой модели в бизнес - процесс оценки кредитоспособности заёмщика позволяет выработать стандарт сбора данных по клиенту.

Показатель удельного веса просроченной задолженности является одним из ключевых параметров, который характеризует, качество кредитного портфеля коммерческого банка. В мировой практике среднестатистическая величина проблемных и просроченных кредитов составляет примерно 4-10%, а, следовательно, удельный вес просроченной задолженности составляет меньшую величину такого же порядка.

Стабильность работы и сохранение финансовой устойчивости коммерческого банка в современных условиях определяются в первую очередь качеством активов. Дефицит ликвидности в банковской системе, обострение конкурентной борьбы за источники фондирования приводят к удорожанию ресурсной базы банков и, как следствие, к росту стоимости кредитов. Удорожание кредитов ухудшает финансовое положение заемщиков, спрос на кредиты со стороны добросовестных заемщиков падает.

Кризисное состояние производства во многих отраслях экономики, рост убыточных предприятий, снижение доходов населения привели к нарастанию проблемной задолженности. Повысилась доля недобросовестных заемщиков, что заставило банки держать высокий уровень премии за риск в процентной ставке по кредиту. Происходит сжатие кредитного предложения, банки отдают предпочтение размещению средств в высоколиквидные низкодоходные активы. Таким образом, качество активов банков приобретает первостепенное значение.

Низкое качество активов выражается в значительной доле токсичных (невозвратных) активов. Это приводит к «проеданию» капитала и, в конечном счете, к банкротству коммерческого банка Голубев С.С. Рейтинг филиалов на основе использования системы сбалансированных показателей. Факторинг и торговое финансирование. - 2009, N 1. - С.3..

Причина банкротства некоторых российских банков, заключается в некачественном управлении активами, включая, в первую очередь, управление кредитным портфелем. Сама ситуация по управлению кредитным портфелем, напрямую зависит от стабильности финансово-экономического положения заемщиков в неопределенно изменяющихся макроэкономических условиях, к которым относятся: изменения уровня инфляции и валютных курсов; отсутствие действенного законодательства, защищающего интересы и банков, и промышленных предприятий, стимулирующее их поступательное развитие; стагнация производства в кризисные периоды и т.п.

К микроэкономическим причинам можно отнести: преобладающее неэффективное использование оборудования, его значительный моральный и материальный износ; отсутствие не только собственных источников капиталовложений, но и оборотных средств; низкую квалификацию управленческого персонала и потерю квалифицированных специалистов из-за низкой и систематически не выплачиваемой заработной платы и др. К макро- и микроэкономическим причинам добавляются еще и морально-этические нормы формирования и поддержания деловых связей: для России особенность состоит в том, что даже кредитоспособные заемщики не спешат возвращать долги по кредитам, полученным в «пошатнувшихся» банках.

Следует отметить, что уровень просроченной задолженности не в полной мере отражает уровень реальных потерь. Рост просрочки влечет за собой необходимость формирования резервов, которые уменьшают финансовый результат банка и, соответственно, снижают его капитал. На пополнение резервов уходит практически половина полученной всеми банками прибыли Чхутиашвили Л.В. Налогообложение коммерческих банков в условиях глобализации // Международный бухгалтерский учет. - 2010. N 7. - С. 33..

Стремясь снизить убытки и удержаться в регулятивных границах показателя достаточности капитала, банки предпринимают меры по улучшению балансовых показателей. Часть кредитов реструктуризируется - пролонгируется на более длительный срок, изменяется график платежей.

Отрицательным является снижение дифференцированности, отток ссудозаемщиков при сохранении доли кредитного портфеля в валюте баланса. Положительным фактором считается увеличение доли долгосрочных кредитов. К числу способов «приукрашивания» баланса помимо реструктуризации можно отнести следующие: переуступка проблемных кредитов «дружественной» структуре; продажа коллекторскому агентству по цене, близкой к номиналу, и др.

Уровень просроченной задолженности по российским стандартам бухгалтерской отчетности не соответствует реальному состоянию с просрочкой, если в портфеле банка есть кредиты с частичным погашением основного долга, например с аннуитетным графиком. На счет просроченной ссуды выносится только часть непогашенного основного долга - очередного платежа, остаток задолженности числится на счетах срочной задолженности. В зоне риска находятся банки, которые активно наращивали кредитный портфель, либерально оценивая платежеспособность заемщиков. Неумеренный рост - одна из причин кризиса, а расширение и быстрый рост - одна из основных причин банкротств. Это связано с выдачей кредитов в объемах, не соответствующих капиталу банка, а также распространением деятельности банка в сферах бизнеса или регионах, где он не имеет навыков работы, - подчас это попытка роста ради роста.

Делись добром ;)