Организация надзора в банковской системе

курсовая работа

3.1 Правовое обеспечение надзора в банковской системе Республики Беларусь

Система надзора включает сложное сплетение финансовых, юридических, экономических и административных норм и связей. Наиболее важные из них следующие:

-- кодифицированный свод законов, касающихся экономических субъектов и собственности, включая банковское законодательство;

-- стандарты учета и отчетности;

-- система надзорных органов, их функций, полномочий;

-- практика надзора, ее последовательность;

-- система коррективных мер и экономических санкции;

-- банковская отчетность. Степень открытости данных для общественности возрастает, поскольку финансовые рынки потребовали более детальной информации. Раскрытие информации финансового характера имеющимся и потенциальным инвесторам, кредиторам и клиентам является средством успешного функционирования банков;

--использование международных правил, принципов банковского надзора.

Практически все аспекты банковской деятельности подпадают под действие специальных и общих законодательных актов. Банковское законодательство - система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов банковских правоотношений. К таким актам относятся: Конституция Республики Беларусь; Банковский кодекс Республики Беларусь; Гражданский кодекс Республики Беларусь; законы Республики Беларусь; декреты и указы Президента Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь; нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь или республиканских органов государственного управления.

Национальный банк регламентирует порядок осуществления банковских операций. Он имеет право издавать правила, инструкции, положения, другие нормативные документы, обязательные для исполнения всеми банками на территории республики, а также республиканскими и местными органами управления, юридическими и физическими лицами, действующими на территории республики. Национальный банк вправе издавать нормативные правовые акты совместно с Правительством или по его поручению с республиканскими органами государственного управления. Нормативные акты Национального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь на основе заключения (экспертизы) Министерства юстиции Республики Беларусь.

Республика Беларусь признает приоритет принципов международного права и обеспечивает соответствие им банковского законодательства. Нормы банковского законодательства, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются составной частью действующего банковского законодательства. Субъекты банковской деятельности при осуществлении банковских операций с нерезидентами республики используют международные унифицированные правила и обычаи, нормативные акты международных организаций, международные банковские стандарты и другие международные правовые акты, если это не противоречит законодательству Республики Беларусь. [13]

Важнейшей предпосылкой эффективного надзора является соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету. Они представляют собой правила, которым должны следовать при подготовке своих балансовых отчетов коммерческие банки и предприятия. Балансы, декларации о доходах и т.д. играют важную роль для кредиторов, инвесторов и коммерческих партнеров. Они содержат информацию о предприятии. Банкам необходима достоверная отчетность заемщиков для кредитного анализа.

Таким образом, стандарт отчетности должен быть единым с тем, чтобы банк мог сравнить преимущества одного заемщика перед другим. Для органов банковского надзора стандартная банковская отчетность необходима не только для финансовой оценки деятельности отдельных банковских клиентов, но и для проведения сравнений различных банков, включая зарубежные.

3.2 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь

Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой. Первый уровень -- Национальный банк, второй -- банки (в форме акционерных обществ и унитарных предприятий, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские кредитно-финансовые организации. В настоящее время в нашей стране функционируют 31банк, в том числе пять банков зарегистрированы за последние два года. Реорганизован один банк. Все банки являются универсальными. В то же время они существенно разнородны в силу различий в форме собственности, масштабе, клиентуре и направлениях деятельности (Приложение В).

Белорусская банковская система характеризуется высокой концентрацией, низким уровнем ликвидности и высоким уровнем кредитных рисков преимущественно в связи с несовершенством и низкой эффективностью действующей в Республике Беларусь системы организации финансирования приоритетных государственных программ. На уровне отдельных банков следует отметить в целом низкий уровень корпоративного управления и управления рисками в банках, что обусловлено отсутствием достаточного практического опыта в этой области, недостаточным осознанием собственниками и руководством банков важности управления рисками.

В связи с этим совершенствование законодательства, регулирующего банковскую деятельность и надзор, направлено на укрепление устойчивости банковской системы, обеспечение ее интеграции в мировую банковскую и финансовую системы, исключение возможности системных кризисов, повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, создание равных условий для устойчивого динамичного развития банков на базе единых рыночных начал в развитии экономики страны и использование преимущественно косвенных методов влияния на процессы, происходящие в банковской системе. [12]

В данный период основным перспективным направлением развития традиционных методов банковского надзора в Республике Беларусь является дальнейшее внедрение в надзорный процесс элементов риск-ориентированного содержательного надзора за деятельностью банков. Уже сейчас при проведении комплексных проверок деятельности банков, на основании мотивированного суждения проверяющих осуществляется оценка уровня рисков и качества управления ими. В дальнейшем эта оценка используется Национальным банком при выборе надзорных мер воздействия к банкам, оценке профессиональной деятельности их руководства, а также при установлении сроков проверок деятельности банков. В перспективе методы риск-ориентированного надзора за деятельностью банков должны внедряться и в деятельность дистанционного надзора.

Для дальнейшего повышения эффективности банковского надзора необходимо также планомерно осуществлять совершенствование банковского надзора комплексно на всех его этапах.

Преимущественно качественная оценка финансового состояния банков будет проводиться на комплексной основе, включая критерии, характеризующие качество управления банком, систем внутреннего контроля, адекватность оценки банками рисков их реальному состоянию и процедур по управлению ими.

На стадии лицензирования первоочередными задачами должна стать разработка требований к деловой репутации руководителей банков, а также порядка и методики оценки бизнес-планов создаваемых банков.

Входе текущего надзора (как дистанционного, так и инспектирования) должно продолжаться совершенствование процедур и методов анализа деятельности банков, выявления проблем на возможно ранней стадии их возникновения, своевременного и эффективного применения мер надзорного воздействия.

Особым направлением совершенствования надзора в Беларуси должна стать разработка методов и процедур консолидированного надзора за банковскими группами и банковскими холдингами.

Таким образом, учитывая ограничения по использованию существующих в мире систем мониторинга надежности и устойчивости банков, перечень используемых в настоящее время в рамках инспекционного и дистанционного

надзора в Республике Беларусь систем, а также уровень технологий и наличие необходимых бюджетных и человеческих ресурсов, наиболее целесообразным представляется осуществление следующих мероприятий по внедрению риск-ориентированного дистанционного надзора в Республике Беларусь:

Делись добром ;)