Организация биржевой торговли ценными бумагами

курсовая работа

1.2.4 Организация внутреннего контроля

Помимо органов управления на бирже должен существовать и внутренний контроль. Внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В России впервые разработаны правила борьбы с отмыванием через биржу средств. В ответ на претензию Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) по итогам проверки РТС составила правила мониторинга подозрительных сделок и оценки степени риска вовлеченности в них участников торгов.

РТС направила на согласование в ФСФР правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В РТС информацию подтвердили.

Отсутствие у РТС правил внутреннего контроля было основной претензией ФСФР по результатам плановой проверки РТС, прошедшей летом 2010 года. Таких правил нет ни у одной российской биржи. Ранее еще предшественница Федеральной Службы по Финансовым Рынкам -- Федеральная комиссия по ценным бумагам -- дала разъяснения о том, что биржам такие правила не нужны. Среди проф. участников рынка ценных бумаг отслеживают сделки по легализации средств, полученных преступным путем, брокеры, дилеры и управляющие компании.

Согласно правилам внутреннего контроля РТС предлагает помимо идентификации участников торгов, которая проводится, и сейчас, поделить их на четыре группы в зависимости от "степени риска совершения участником торгов операций, связанных с легализацией". В зависимости от группы меняется частота и полнота проверок сделок, совершенных участниками торгов за свой счет или в интересах клиентов.

Факторами, повышающими степень риска вовлеченности участника торгов в операции, связанные с отмыванием, биржа считает участие его в капитале, а также наличие в его акционерах, в частности, туристических компаний, компаний игорного бизнеса, операторов денежных переводов, не являющихся кредитными организациями, и вообще любых компаний, чья деятельность "связана с интенсивным оборотом наличности". В определении этой группы критериев РТС не проявила новаторства -- Росфинмониторинг рекомендует отчитывающимся перед ним организациям обращать большее внимание именно на такие компании.

Кроме того, подозрения РТС будет вызывать как небольшое число клиентов -- физических лиц у проф. участника торгов, поскольку такой участник может оказаться "карманным", так и слишком активная работа проф. участника торгов с физическими лицами, так как это повышает риск появления среди них клиента, отмывающего деньги. Впрочем, точное число физ. лиц соответствующего участника торгов, "совершивших в течение месяца хотя бы одну сделку", которое станет для биржи сигналом для повышения группы риска, пока не установлено.

Сделки, совершенные на биржевых торгах, эксперты РТС предлагают оценивать с точки зрения их необычности. Определены восемь основных признаков необычных сделок в зависимости от таких факторов, как отклонение цены сделки (заявки) от цены последней сделки, совершение участником торгов сделки, в которой этот участник одновременно является продавцом и покупателем, совершение сделок между участниками торгов, в которых последние попеременно выступают продавцами и покупателями (взаимные сделки). В случае выявления необычных сделок биржа будет иметь право запрашивать у участников торгов дополнительную информацию, по итогам обработки которой и будет делаться вывод о подозрительности сделки и о необходимости предоставления информации в Росфинмониторинг.

В ФСФР считают, что правила внутреннего контроля по отслеживанию сделок по легализации средств должны быть на всех биржах. "Закон о противодействии отмыванию распространяется на всех проф. участников рынка ценных бумаг, а значит, и на биржи тоже. Будем рассматривать документы РТС, и если они соответствуют нашим требованием, мы их согласуем",-- говорит глава службы Владимир Миловидов. "Биржа является структурой, у которой есть большие возможности,-- она видит все сделки, видит стороны сделок. Не удивительно, что государство решило воспользоваться такими возможностями",-- считает председатель наблюдательного совета группы компаний "Алор" Анатолий Гавриленко.

В группе ММВБ подтвердили, что у них нет правил внутреннего контроля по противодействию легализации средств. Сейчас правила в процессе разработки. Также в ближайшее время планируется обсуждение с представителями РТС по этому вопросу. Необходим единый подход, идентичность операций, идентичность подходов к клиентам, к рискам, к наполнению программ внутреннего контроля.

Делись добром ;)