Анализ лизинговых операций в Республике Беларусь

курсовая работа

3. Проблемы лизинга и пути их решения в Республике Беларусь

На сегодняшний день, существует ряд проблем, которые препятствуют становлению белорусской лизинговой отрасли на должном уровне.

Так, например, несовершенство белорусского законодательства является одной из основных причин недостаточного развития лизинга в нашей стране. Данное несовершенство наблюдается в области налогообложения, ценообразования, лицензирования, защиты прав собственника-инвестора. [14, c.31]

Эта и ряд других проблем, которые будут рассмотрены ниже, являются препятствиями, существующими на пути развития отечественного рынка лизинговых услуг.

При выявлении причин, негативно влияющих на развитие лизинга в РБ, их можно подразделить на 5 групп, что отражено в приложении К.

В первую очередь следует коснуться общеэкономических проблем, сопутствующих периоду нестабильной экономической ситуации, наблюдающейся в нашей республике.

Существующая инфляция, следствием чего являются частые колебания ставки рефинансирования, приводит к стремлению субъектов лизинговых отношений максимально снизить срок действия договора. Если для оперативного лизинга эти сроки приемлемы, то в случае финансового лизинга обесценивается его суть и сделка приближается по экономическому смыслу к купле-продаже в рассрочку.

Дополнительные сложности для лизингополучателей возникают в невозможности точно просчитать экономическую эффективность лизинговой сделки, так как в договоре лизинга обычно предусматривается, что общая сумма лизинговых платежей может быть изменена при появлении новых обстоятельств, вызывающих коммерческие потери сторон (в основном, изменение процентной ставки по привлеченному банковскому кредиту). Такая запись связана с особенностями отечественного лизингового бизнеса.

Уровень инфляции в белорусской экономике и уровень развития банковского сектора обуславливают требование о предоставлении лизингополучателем залога на сумму причитающихся кредитору процентов за пользование привлеченными средствами. Тем самым несколько нивелируется качественное преимущество лизинга в том, что объект лизинга является и залогом по этой сделке. [14, c.31]

Сложившийся на финансовом рынке РБ высокий уровень платы за пользование привлеченными ресурсами обуславливает обстоятельства, когда привлечение активов посредством лизинга или банковского кредита возможно лишь для немногих высокодоходных инвестиционных проектов. При сложившемся на сегодняшний день уровне рентабельности в производственном секторе и отсутствии свободных финансовых ресурсов предприятия республики не имеют возможности использовать финансовые инструменты (кредит или лизинг) для привлечения современного оборудования и замены устаревших технологий. Таким образом, лизинг не может способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров, как это происходит в экономически развитых странах. [10, c.30]

Остановимся теперь на проблемах несоответствия уровня развития финансового сектора потребностям экономики.

Лизинговые компании, как известно, могут проводить сделки за счет собственных средств, привлеченных средств юридических и физических лиц и, наконец, за счет привлечения свободных финансовых ресурсов на рынке капитала.

Говорить о наличии в распоряжении лизинговых компаний значительных собственных средств, складывающихся в основном из уставного фонда и нераспределенной прибыли, на сегодняшний день преждевременно. Для 95% отечественных лизинговых компаний формирование уставного фонда в размере 100000 EUR не представляется возможным. Однако даже этой суммы оказывается недостаточно для ведения рентабельной лизинговой деятельности. Для использования нераспределенной прибыли лизинговыми компаниями в своей деятельности необходимо обладать портфелем договоров, размер которого недостижим на современном этапе развития отрасли.

Таким образом, при сложившихся в отечественной экономике обстоятельствах единственным реальным источником рефинансирования для лизинговых компаний является привлечение банковских кредитов. [14, c.31]

Перейдем к рассмотрению проблем лизинговой отрасли, связанных с несовершенством законодательной системы.

Неотработанность процедуры банкротств и неразработанность исполнительного права в целом, сложность защиты своих прав при невыполнении обязательств субъектами договора резко увеличивают риск крупных убытков в случае их разорения или неплатежеспособности. Положение усугубляется общей финансовой нестабильностью и характерной для отечественной действительности низкой платежной дисциплиной.

Согласно обычной схеме лизинговой сделки гарантией лояльного поведения лизингополучателя является сохранение за лизингодателем права собственности на объект лизинга на все время действия договора. В случае возникновения конфликта собственник имеет право оперативно изъять у клиента свое имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. В условиях отечественной экономики это вряд ли возможно без осложнений и проволочек (чаще всего объект лизинга получается изъять лишь по решению суда), следовательно, лизинговым компаниям нужны иные, более высокие гарантии от риска неплатежей партнера (например, исследование кредитной истории предприятия, а не анализ проекта). [15, c.31]

Основная проблема в области таможенного законодательства состоит в том, что ни один таможенный режим, определяющий порядок ввоза имущества на таможенную территорию Республики Беларусь, не предусматривает такого вида договора как лизинг.

Для лизинга в иностранной валюте важнейшей нерешенной проблемой остается исключение лизинга из числа операций, по которым разрешены расчеты в иностранной валюте между резидентами Республики Беларусь. [14, c.31]

Однако неразвитость лизинга проясняется наиболее четко при анализе общей инвестиционной ситуации в экономике нашей страны на данный момент.

В перспективе лизинг, как одна из рыночных и высокорентабельных форм, может дать рост общих объемов инвестиций в республике и реально расширить выбор методов и способов хозяйствования для организаций материальной сферы. За счет развертывания лизинговых операций представляется реальным осуществить продвижение производимой отечественной промышленностью продукции на внутренний и международный рынок, обновление парка оборудования, не прибегая к крупным капиталовложениям, и в условиях низкой покупательной способности. [20, c.30]

Делись добром ;)