logo
Анализ кредитоспособности ООО "Фабрика качества"

1.2 Нормативно-правовое регулирование оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка

В настоящее время нет специально созданного законодательства, которое контролирует банковскую деятельность или кредитные отношения, но можно выделить нормативно-правовые акты, которые частично или полностью регулируют кредитные отношения.

Систему законодательств, которая регулирует кредитные отношения, рассмотрим по иерархическому признаку. Конституция РФ [1] занимает первую ступень в данной иерархии нормативно-правовых актов. Она обладает высшей юридической силой, прямым действием и применяется на всей территории РФ. Конституция включает в себя ряд положений, которые можно применить к кредитным отношениям.

Федеральные законы занимают вторую ступень иерархии, они регулируют многогранные и сложные взаимоотношения, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности. Они принимаются в соответствии с Конституцией. Гражданский кодекс РФ - это главный Федеральный закон, который регулирует гражданско-правовые отношения. Первая часть ГК содержит общие положения, которые регулируют правила образования юридических лиц, которыми являются кредитные организации, методы обеспечения обязательств, в частности кредитных, принципы построения договорных отношений. Глава 42 второй части ГК, которая

называется "Займ и кредит", более детально рассматривает кредитные отношения, а второй параграф целиком посвящен кредиту. Определение кредитного договора, условия его заключения и взаимоотношения сторон, возникающие при предоставлении кредита, устанавливаются нормами главы 42. [2].

Так как в ГК РФ рассмотрены общие нормы регулирования отношений между субъектами хозяйственной деятельности, то функцию более детального контроля принимают на себя другие федеральные законы. Так, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" №86-ФЗ от 10.07.2002 г.[4] устанавливается правовой статус, цели, функции и полномочия единого и независимого субъекта первого уровня банковской системы РФ - Центрального банка РФ.

В статье 56 данного закона говорится о том, что Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, который следит за соблюдением банковского законодательства, выполнением нормативных актов Банка России и установленных ими обязательных нормативов кредитными организациями и банковскими группами.

Указанный выше Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. устанавливает цели и задачи Банка России, а также его функции. К функциям Банка России относят: осуществление единой государственной денежно- кредитной политики; монопольное проведение эмиссии наличных денежных средств и организация наличного денежного обращения; кредитование в последние инстанции для кредитных организаций, осуществление системы рефинансирования; установление правил проведения расчетов в РФ и правил осуществления банковских операций и т.д.

Банк России может применять обязательные нормативы, которые должны выполняться участниками кредитных отношений. Такие нормативы регулируют кредитные отношения и риски по кредитам организации, а так же дают право предъявлять иные требования к деятельности кредитной организации.

Одним из основных законов, который регулирует кредитные отношения, является Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г. № 395-1 [5].

Выше указанный закон в статье 5 описывает банковскую операцию, которая позволяет размещать денежные средства от своего имени и за свой счет, что проявляется в выдаче кредита юридическим и физическим лицам.

Данный закон определяет следующие общие положения и требования к кредитным организациям:

• устанавливает порядок банковских операций и их виды;

• определяет требования к учредительным документам, уставному капиталу, управлению кредитной организацией;

• обозначает порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций;

• устанавливает требования в отношении обязательного резервирования;

• защищает интересы клиентов кредитной организации;

• регулирует отношения между кредитными организациями;

• определяет основные положения о бухгалтерском учете в кредитных организациях.

Иными федеральными законами только косвенно регулируются отношения, которые возникают в процессе осуществления взаимоотношений между кредитной организацией и заемщиком.

Третью ступень занимают Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, которые носят подзаконный характер. Указы Президента применяются в том случае, если они не противоречат федеральным законам РФ.

Актами Президента, которые регулируют кредитные отношения, являются следующие:

· Указ "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам" от 23.07.1997 г. №773, который устанавливает условия и порядок предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, различным юридическим лицам по займам и кредитам [ 10];

* Указ "О совершенствовании работы банковской системы РФ" от 10.06.1994 г. №1184, устанавливающий некоторые общие положения работы банковской системы в целях сдерживания инфляции и повышения эффективности, защищает интересы вкладчиков банка, а так же осуществляет регулирование мер по реализации кредитно- денежной политики между ЦБ РФ и Правительством [11].

Постановления Правительства обычно применяются в отношении органов исполнительной власти и самого Правительства РФ и носят адресный характер. В области регулирования кредитных отношений применяются следующие акты Правительства РФ:

1) Постановление "Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов" от 16.10.1993 г. №1060, которое определяет порядок получения кредитов в иностранной валюте для нужд государства, а также указывает направления и цели использования кредитов[13].

2) Постановления, которые устанавливают правила компенсации части затрат из федерального бюджета на уплату процентов по кредитам для организаций легкой и текстильной промышленности [14], сельскохозяйственных производителей, организаций агропромышленного комплекса, фермерским хозяйствам и организациям потребительской кооперации [15] и иным организациям. Денежное возмещение предоставляется как ежемесячные субсидии или в ином порядке в пределах сумм, которые используются на цели, определенные Правительством РФ и при условии погашения кредита и уплаты начисленных процентов в срок, в соответствии с кредитным договором.

3) В 1998 г. Центральный Банк РФ совместно с Правительством принял документ об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 г. [16]. Данным документом были определены функции денежно-кредитной политики государства. В указанном документе был проведен обзор ситуации в банковском секторе в 1998 г., определено использование следующих инструментов: рефинансирование банков; установление обязательных резервных требований; установление процентной политики по операциям Банка России; осуществление депозитных операций; были определены условия проведения и цели денежно-кредитной политики на 1999 г.

Четвертую ступень иерархии занимают акты Центрального банка РФ. В соответствии с системой органов исполнительной власти, установленной в Указе Президента "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" № 724 от 12.05.2008 г. [12], Центральный банк РФ не включен в состав органов исполнительной власти, он является обособленным органом, который выполняет свои функции согласно требованиям законодательства.

Отсюда следует, что акты Центрального банка РФ не могут быть отнесены к актам органов исполнительной власти и для них выделяется отдельное место в иерархии нормативно-правовых актов.

Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 г. №86-ФЗ "О Центральном банке РФ" Банк России в пределах его компетенции самостоятельно издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц [4]. Ниже представлены акты ЦБ РФ в области регулирования кредитных отношений:

* Положение о последовательности предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения), которое определяет порядок проведения операций по предоставлению (размещению) банками юридическим и физическим лицам денежных средств, а также возврат (погашению) полученных денежных средств клиентами банков и порядок ведения бухгалтерского учета указанных операций [17].

• Положение, которое контролирует порядок предоставления Банком России кредитов аккредитованным банкам, обеспеченных залогом и поручительствами, которое регулирует порядок предоставления кредитов аккредитованным банкам, обеспеченных залогом векселей организаций-клиентов банка и прав требований по кредитным договорам организаций-клиентов банка, и поручительствами банков, которые солидарно между собой и с банком-заемщиком обязуются исполнять обязательства банка-заемщика пред Банком России [18].

• Положение, описывающее порядок ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, находящихся на территории РФ, которое устанавливает единые методологические и правовые основы организации ведения бухгалтерского учета. Данные основы являются обязательными для всех кредитных организаций, базирующихся на территории Российской Федерации [19].

• Инструкция, описывающие порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций, которая устанавливает при создании кредитной организации. Порядок регистрации кредитной организации, а также процесс реорганизации, создания филиалов и иных подразделений кредитной организации. Последовательность внесения изменений в учредительные и иные документы кредитной организации, согласования руководителей кредитной организации получения лицензий на осуществление банковских операций [20].

Пятую ступень иерархии занимают нормативно-правовые акты органов исполнительной власти РФ, то есть министерств и ведомств. Так же к данному уровню относятся Соглашения, заключенные Российской Федерацией с другими государствами в области урегулирования экономических, финансовых, банковских, в частности кредитных отношений. Все нормативные акты федеральных министерств и ведомств обладают наименьшей юридической силой и они должны применятся в части, не противоречащей иным актам, указанным выше.

Нормативные акты, принятые в области регулирования кредитных отношений:

• Письмо Минфина РФ от 03.11.1992 г. № 101 "О порядке корректировки ставок за пользование государственных кредитом на пополнение оборотных средств"[21];

• Письмо Минфина РФ от 23.04.1993 г. № 51 "Об изменении порядка расчетов за пользование целевым государственным кредитом на пополнение оборотных средств" [22];

• Приказ Минфина РФ от 18.06.1996 г. № 313 "Об установлении единой процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков под поручительства Минфина России" [24];

• Письмо Минфина РФ от 22.09.2003 г. № 15-05-29 / 1018 "О валютных операциях между резидентами по выдаче коммерческих кредитов и займов в иностранной валюте" [23];

В некоторых случаях для регулирования кредитных отношений используются обычаи делового оборота, которые с вышеперечисленными актами также являются источниками права. Локальные акты тоже можно отнести к системе нормативно-правовых актов, которые определяют функции деятельности подразделений кредитной организации, а также устанавливают правила работы с клиентами кредитной организации, включая формирование кредитных отношений.

Согласно статье 5 ГК РФ обычай делового оборота признается одним из источников гражданско-правового регулирования. Однако, на фоне других источников их удельный вес не так значителен. Это связано с тем, что банковские отношения пошагово регулируются императивными нормами законов и подзаконными актами. Еще одной причиной является то, что действительно весомые обычаи находятся в процессе формирования, из-за молодости банковской системы России. Предметом обычаев может служить проведение определенных моделей кредитования (контокоррент, овердрафт). Так же можно сказать о том, что некоторые из них идут в разрез с действующим законодательством, и в основном с актами Банка России (например, правила открытия ссудных счетов, способы оплаты кредитов, без участия расчетного счета). Использование таких обычаем невозможно без внесения изменений в соответствующие нормативные акты.

Локальные акты не содержат признак обязательности, поэтому они не относятся к нормативно-правовым актам. Данные акты только информируют уполномоченных и заинтересованных лиц если это необходимо.

Информацию о таких актах включают в кредитные договоры, также кредитная организация должна информировать клиентов о принятии локальных актов, которые касаются кредитования и затрагивают интересы кредитной организации.

К локальным актам, которые затрагивают кредитные отношения можно отнести: инструкции, положения, правила о подразделениях кредитной организации (например, положение о кредитном комитете, положение об управлении кредитования, кредитная политика, инструкции о порядке предоставления кредитов юридическим и физическим лицам, инструкция о порядке сопровождения кредитных проектов и т.д.); правила обслуживания клиентов, положения о филиалах кредитной организации; приказы, распоряжения, решения уполномоченных органов кредитной организации.

Развитие современной банковской системы во многом вызвано векторами развития мировой банковской сферы. Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН) в 2005 г. выпустил документ "Международная Конвергенция принципов измерения капитала и стандартов капитала" (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: a Revised Framework) - "Базель II".

Данное соглашение состоит из трех частей:

• Компонент 1: определяются требования к достаточности капитала и возможные подходы к управлению рисками, при этом в расчет достаточности капитала включена оценка величины операционного риска и принципов ее исчисления;

• Компонент 2: описываются особенности организации банковского надзора за достаточностью капитала;

• Компонент 3: устанавливаются основные направления рыночной дисциплины, определяются пути реализации принципа транспарентности и раскрытия информации о принимаемых банками рисках, об управлении ими и о достаточности капитала.

Базель II вводит принцип оценки кредитных рисков, который позволяет увеличить точность экономической оценки степени реальных рисков банками. Данное Соглашение дает выбор между двумя базовыми подходами при определении размера кредитного риска:

• стандартизированным подходом (Standardized Approach) - на основе оценок независимых рейтинговых агентств или надзорных органов;

• подходом, основанным на внутренних рейтингах (Internal Rating-Based Approach).

Банки России наряду с российской отчетностью планируют рассчитывать нормативы основного капитала, который будет составлять 7,5 % и базового капитала равного 5,6%. Также в соответствии с Базелем III, Центральный Банк РФ собирается внести изменение в порядок расчета достаточности капитала.

Рассмотрев систему нормативно-правовых актов, которая регулирует кредитные отношения, можно сказать о том, что банковское законодательство нуждается в детальном и четком регулировании кредитных отношений, а именно необходимо привести различные акты в соответствие с действующим законодательством.