Анализ кредитоспособности заемщиков (на примере ЗАО "ВокБанк")

курсовая работа

1.2 Основные методы оценки кредитоспособности заемщика

Критерии и показатели оценки кредитоспособности заёмщика во многом определяются экономическими особенностями развития общества. Формирование товарно-денежных отношений, развитие предпринимательства и частного сектора, эволюция форм и видов кредита, государственная политика в области кредита выступают ключевыми факторами для поиска актуальных показателей кредитоспособности.

Единой методики оценки кредитоспособности заёмщика у российских банков не существует. Банк имеет право ориентироваться на широко используемый международный и отечественный опыт, либо разработать собственный подход.

В оценке кредитоспособности заёмщика большое значение имеет финансовый анализ. Он проводится разными способами [14, 34 с.]:

? на основе системы финансовых показателей;

? на основе анализа денежных потоков.

Анализ производится путем расчета показателей, характеризующих финансовое состояние заемщика. Одними из определяющих являются следующие показатели:

· Коэффициенты ликвидности;

· Коэффициенты деловой активности;

· Коэффициент левериджа;

· Коэффициенты рентабельности;

· Коэффициенты обслуживания долга.

Расчет и анализ данных показателей является основным методом оценки кредитоспособности юридических лиц.

Банк России дополнительно рекомендует включать в анализ прогноз денежного потока заемщика, планирование объема продаж и прибыли, а также анализ бизнес-плана и технико-экономическое обоснование (ТЭО) кредита. Также желательно ознакомление с кредитной историей заемщика.

В качестве дополнительных показателей оценки могут выступать качественные факторы деятельности заемщика, например, добросовестность выполнения обязательств по другим договорам и перед другими кредиторами; качество управления предприятием, личностные характеристики и компетентность руководства предприятия-заемщика; деловая репутация; степень зависимости от государственных дотаций; общее состояние рынка по отрасли; общие позиции предприятия в конкурентной борьбе в его секторе или отрасли.

Результатом анализа становится помещение предприятия в одну из пяти предложенных групп: очень хорошее, хорошее (среднее), среднее, плохое среднее, плохое финансовое состояние.

Остановимся подробнее на методе оценки кредитоспособности с помощью финансовых коэффициентов.

Метод финансовых коэффициентов разработан для оценки кредитоспособности коммерческих организаций и строится на анализе различных данных бухгалтерской и другой отчетности фирмы. Выбор финансовых коэффициентов определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка.

Основные количественные показатели кредитоспособности, о которых говорилось ранее, участвующие при расчете кредитного рейтинга,-- это коэффициенты ликвидности, деловой активности, левереджа, рентабельности (прибыльности) и обслуживания долга[14, 43 с.].

Коэффициенты ликвидности.

1. Коэффициент общей ликвидности (Кол) показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года. Это основной показатель платежеспособности предприятия. Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле

КОЛ = Оборотные средства/ Краткосрочные обязательства (1)

В мировой практике значение этого коэффициента должно находиться в диапазоне от 1 до 2. Значение коэффициента текущей ликвидности ниже единицы говорит о неплатежеспособности предприятия.

2. Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) показывает, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле:

КАЛ = Денежные средства /Краткосрочные обязательства (2)

Значение данного показателя не должно опускаться ниже 0,2.

3. Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл), показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность. Коэффициент быстрой ликвидности определяется по формуле

КБЛ = (ДС+КФВ+ДЗ)/(КК+КЗ), где (3)

· ДС- денежные средства;

· КФВ- краткосрочные финансовые вложения;

· ДЗ- дебиторская задолженность;

· КК- краткосрочные кредиты и займы;

· КЗ- кредиторская задолженность.

Данный показатель определяет, какая доля кредиторской задолженности может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов, т. е. показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. Рекомендуемое значение данного показателя от 0,7-0,8 до 1,5.

Коэффициенты деловой активности дополняют коэффициенты ликвидности и позволяют сделать заключение более обоснованным. Если показатели ликвидности растут за счет увеличения дебиторской задолженности и стоимости запасов при одновременном замедлении их оборачиваемости, нельзя повышать класс кредитоспособности заемщика.

Данные коэффициенты анализируются в динамике, а также сравниваются с коэффициентами конкурирующих предприятий и со среднеотраслевыми показателями.

1) Оборачиваемость активов ():

Этот показатель характеризует эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их образования, т.е. показывает, сколько раз за анализируемый период совершается полный цикл производства и обращения.

, где (4)

· ВР - выручка от реализации продукции;

· Анп, Акп - величина активов на начало и конец периода.

Рост данного показателя в течении нескольких периодов свидетельствует о более эффективном управлении активами предприятия. В нашем случае мы видим, что эффективность управления активами предприятия значительно снизилась за отчетный период.

2) Оборачиваемость дебиторской задолженности ():

, где (5)

· ДЗнп, ДЗкп - дебиторская задолженность на начало и конец периода;

· ВР- выручка от реализации продукции.

Значение коэффициента показывает, сколько раз в течение анализируемого периода в среднем дебиторская задолженность превращалась в деньги или за сколько дней.

Период оборота дебиторской задолженности рассчитывается по формуле:

, где (6)

· - длительность отчетного периода в днях;

· - оборачиваемость дебиторской задолженности.

Период оборота дебиторской задолженности характеризует среднюю продолжительность отсрочки платежей, предоставляемых покупателям.

3) Оборачиваемость кредиторской задолженности ():

, где (7)

· С- себестоимость реализованной продукции;

· КЗнп, КЗкп - кредиторская задолженность на начало и конец периода.

Коэффициент показывает, сколько оборотов в течение анализируемого периода требуется предприятию для оплаты выставленных ей счетов.

Период оборота кредиторской задолженности рассчитывается по формуле:

, где (8)

· - продолжительность отчетного периода в днях;

· - оборачиваемость кредиторской задолженности.

Период оборота кредиторской задолженности характеризует среднюю продолжительность отсрочки платежей, предоставляемой предприятию поставщиками. Чем он больше, тем активнее предприятие финансирует текущую производственную деятельность за счет непосредственных участников производственного процесса (за счет использования отсрочки оплаты по счетам, нормативной отсрочки по уплате налогов и т д.).

4) Оборачиваемость запасов ():

, где (9)

· себестоимость реализованной продукции;

· сумма материально-производственных запасов на начало и конец периода.

Более нагляден и удобен для анализа обратный показатель - время обращения в днях. Он рассчитывается по формуле:

, где (10)

· Тпер - продолжительность отчетного периода в днях;

· - оборачиваемость запасов.

Значение коэффициента показывает, сколько раз в течение анализируемого периода оборачиваются запасы. Чем выше показатель оборачиваемости материально-производственных запасов, тем больше ликвидность оборотных средств и финансовая устойчивость предприятия. Если этот показатель увеличивается, то средства замораживаются, растут расходы на хранение.

Коэффициент финансового левериджа (КЛ) характеризует степень обеспеченности заемщика собственным капиталом. Варианты расчета этого коэффициента различны, но экономический смысл один: оценка размера собственного капитала и степени зависимости клиента от привлеченных ресурсов. Чем выше доля привлеченных краткосрочных и долгосрочных средств, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Окончательный вывод делают с учетом динамики коэффициентов рентабельности.

, (11)

Коэффициенты рентабельности характеризуют эффективность использования всего капитала, включая его привлеченную часть.

1) Коэффициент нормы прибыли (КНП):

,

2) Коэффициент рентабельности (КР):

,

Сопоставление коэффициентов рентабельности посчитанных от прибыли до и после уплаты налогов показывает степень влияния процентов и налогообложения на рентабельность предприятия.

Если доля прибыли в выручке от реализации растет, увеличивается прибыльность активов или капитала, то можно не понижать рейтинг клиента даже при ухудшении коэффициента финансового левериджа.

Коэффициенты обслуживания долга или коэффициент покрытия фиксированных платежей (КПФП) показывают, какая часть прибыли поглощается процентными и фиксированными платежами. Общая их сумма рассчитывается следующим образом.

, (14)

Коэффициенты обслуживания долга особое значение приобретают при высоких темпах инфляции, когда величина процентов уплаченных может приближаться к основному долгу клиента или превышать его. Чем больше прибыли направляется на покрытие процентов уплаченных и других фиксированных платежей, тем меньше ее остается для погашения долговых обязательств и покрытия рисков и тем хуже кредитоспособность клиента.

Перечисленные финансовые коэффициенты могут рассчитываться на основе фактических отчетных данных или прогнозных величин на планируемый период. При стабильной экономике или относительно стабильном положении клиента оценка кредитоспособности заемщика в будущем может опираться на фактические характеристики в прошлые периоды, и фактические показатели берутся как минимум за несколько лет. В этом случае основой расчета коэффициентов кредитоспособности являются средние за год показатели.

В условиях нестабильной экономики, высоких темпов инфляции фактические показатели за прошлые периоды не могут являться единственной базой оценки способности клиента погасить свои обязательства, включая ссуды банка, в будущем. В этом случае должны использоваться либо прогнозные данные для расчета названных коэффициентов, либо рассматриваемый способ оценки кредитоспособности должен дополняться другими методами оценки. [16, 71 с.]

Делись добром ;)