Механизм расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке России
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций
Закон "О банках и банковской деятельности" определяет перечень основных банковских операций. К ним относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц;
5) инкассация денежных средств, платежных и расчетных документов, векселей и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в безналичной и наличной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Практически все из перечисленных банковских операций осуществляются в рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов в операционных подразделениях коммерческих банков.
Коммерческий банк заинтересован в привлечении клиентов на расчетно-кассовое обслуживание. Этот интерес вызван тем, что привлеченные средства, в первую очередь депозиты и остатки на расчетных счетах, формируют ресурсы банка, которые потом он размещает с целью получения максимальной прибыли в интересах своих акционеров.
Именно поэтому специалисты в области банковского дела осуществление расчетов и платежей для клиентов и для самих банков традиционно и вполне обоснованно относят к основным и важнейшим базовым банковским операциям.
Остановимся подробнее на таких понятиях, как "расчёты" и "платежи", которые являются вспомогательной частью расчетно-кассовых операций банка.
Расчеты - это процесс определения размера долга покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.
Типичные примеры расчетов - определение объемов и цен привлекаемых и размещаемых ресурсов, размеров остатков средств на счетах клиентов, налогов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов и комиссионных и т.д. Расчеты, протекающие в "недрах" бухгалтерий банков, играют вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к платежам.
Платежи продолжают процесс расчетов и означают погашение покупателем своего долга или погашение участниками сделки своих взаимных денежных обязательств, то есть передачу или перевод денег должником тому, кому он должен в соответствии с расчетами.
Платежи - это операции, непременно денежные, то есть совершаемые только посредством денег. При этом такого вида операции могут совершаться посредством наличных или безналичных денег, а также комбинированным способом.
Вся суть банковских операций, обеспечивающих платежи как процесс выполнения субъектами экономики своих обязательств, делится на три блока:
1. Вспомогательный блок - это виды работ организационно-технического, административно-распорядительного и информационного характера, обеспечивающие начало, ведение и прекращение операций.
2. Основной блок делится на:
1) Зачисление на счета средств:
поступивших на счет от третьих лиц;
вносимых самими владельцами счетов;
получаемых от банка (кредиты, проценты и дт.).
2) Списание со счетов денежных средств в случаях:
выполнения своих обязательств перед третьими лицами (оплата приобретаемых товаров, работ, услуг);
выполнения клиентами своих долговых обязательств перед банками, (возврат кредитов, уплата процентов, комиссионных и др.);
уплаты клиентами налогов и исполнения других обязательных платежей;
получения клиентами наличных денег на оплату труда и на хозяйственные нужды.
3) Кассовые операции (прием и выдача наличных денег).
4) Ведение собственных счетов в учреждениях Центрального банка и других кредитных организациях.
5) Ведение корреспондентских счетов других организаций, открытых в данном банке.
3. Дополнительный блок - это дополнительные услуги банка.
Среди них можно отметить, следующие:
перевод средств с одного счета на другой;
конвертация одной валюты в другую;
перевод наличных денег в безналичные и наоборот;
размен и обмен денег и др.;
инкассирование денежной выручки.
Все платежи и предшествующие им расчеты, осуществляемые банками, делятся на собственные (расчеты и платежи по операциям банка) и клиентские (расчеты и платежи по операциям клиентам).
С точки зрения технологии проведения те и другие подразделяются на:
1) Внутрибанковские платежи (участник - только данный банк и его филиалы);
2) Межбанковские платежи (минимум две кредитные организации), которые можно проводить через:
корреспондентские счета в подразделениях Центрального банка РФ;
клиринговые центры;
корреспондентские счета, открытые банками друг у друга;
корреспондентские счета, открытые банками в третьем банки.
Все перечисленные выше банковские операции являются традиционными и давно освоенными, доступными практически для всех банков. В настоящее время большинство банков являются универсальными, то есть проводящими все банковские операции.
В коммерческом банке расчетно-кассовым обслуживанием занимается специализированная структура, которая называется, операционным отделом. В его состав входят:
операционные отделы, непосредственно обслуживающие клиентов, то есть проводящие операции списания и зачисления средств по счетам клиентов; выдающие выписки из лицевых счетов клиентов и т.д.;
службы, занимающиеся непосредственно отправкой и приемом платежей и выписок по корреспондентским счетам банков через корреспондентские счета либо через расчетно-кассовые центры ЦБ РФ;
кассовый узел, осуществляющие все операции с приемом и выдачей денежных средств.
Сущность расчетно-кассовых операций коммерческих банков заключается в точном, высокотехнологичном осуществлении расчетов в налично-денежной и безналичной форме в соответствии с действующим банковским законодательством, нормативными документами Банка России и внутрибанковскими правилами.
Функции расчетно-кассовых операций заключаются в следующем:
организации работы по обслуживанию клиентов различных правовых категорий с обеспечением конфиденциальности, срочности и законности;
организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим счетам, и по счетам организаций и предприятий различных форм собственности;
в оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по всем вопросам.