1.1 Теоретические основы банковской конкуренции
Конкуренция - это соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели; это "способ отбора наиболее эффективных вариантов организации труда и производства в широком смысле слова" [2].
Существуют условия, необходимые для возникновения конкуренции, такие как:
Ш Наличие свободных капиталов
Ш Наличие законодательной и иной правовой базы регулирования конкурентных отношений
Ш Возможность свободного перемещения ресурсов, средств и рабочей силы
Ш Наличие необходимой инфраструктуры рынка
Ш Как можно более низкий уровень монополизации экономики и др.
Выделяют следующие признаки конкуренции:
· Существование рынков с альтернативными возможностями выбора
· Наличие субъектов, соревнующихся между собой
· Чередование применяемых мер рыночной политики и ответных мер между конкурентами
Банковская конкуренция - "это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг" [1].
В финансовом секторе банковского рынка можно выделить 3 уровня конкурентной борьбы:
1) конкуренция между коммерческими банками, которые традиционно делятся на универсальные и специализированные;
2) конкуренция со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов, а также нефинансовых организаций 3) конкуренция со стороны финансовых конгломератов. Также можно выделить такие уровни, как индивидуальная (конкурентами являются отдельные кредитные институты) и групповая конкуренции (когда в качестве конкурентов выступают группы родственных кредитных институтов - например, объединения сберегательных касс и кредитных товариществ в Германии, проводящие согласованную рыночную политику).
Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
"Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту" [1].
"Межотраслевая конкуренция - конкуренция между предприятиями, основная деятельность которых связана с производством совсем разных видов продукции, но которые, диверсифицируя своя деятельность, в погоне за большей прибылью могут переключиться полностью или частично и на нетрадиционные для них виды продукции" [2].
Оба вида конкуренции могут происходить на разных масштабов рынках, причем более "мелкого вида конкуренции", чем внутривидовая, не существует.
При внутриотраслевой конкуренции, в процессе разработки стратегии, банки определяются со своим типом - универсальный или специализированный.
Универсальны банки демонстрируют большую степень диверсификации, их можно охарактеризовать не как многоотраслевые, а как всеотраслевые предприятия, конкурирующие со всеми участниками банковского рынка. В результате они испытывают максимальное давление внутриотраслевой конкуренции. Специализированные банки действуют в меньшем числе отраслей и конкурируют с универсальными банками, а также с банками и небанками, имеющими аналогичную специализацию.
Внутриотраслевая конкуренция бывает двух видов: предметная и видовая. Первая возникает между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления или даже могут вовсе не отличаться (например предоставление банками массового однородного ассортимента - различные виды вкладов). Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающие товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся по каким-либо существенным параметрам.
С развитием банковского дела и экономики в целом услуги массового характера могут терять свою однородность. В глазах потребителей одни и те же услуги могут носить различные черты, что связано большей частью с репутацией, известностью, господдержкой банка и т.п. Таким образом, внутривидовая конкуренция в банковском секторе существует в большей части как видовая. Это означает, что разработка новых ассортиментных единиц в рамках существующего вида не обеспечит конкурентного преимущества, если она не подкрепляется мерами по формированию потребительских предпочтений.
Межотраслевая конкуренция в экономике осуществляется посредством перелива капитала или функциональной конкуренции.
Для банковского сектора более характерен перелив капитала, который происходит при появлении на банковском рынке новичков или при попытке банков освоения и завоевания доли на новых отраслях и нишах.
На практике для перелива капитала существуют препятствия - входные и выходные барьеры.
Барьер |
Признаки |
|
Входной |
Отсутствие патентной защиты новвоведений Правовые ограничения банковской деятельности Ограниченность доступа к источникам кредитных ресурсов Дифференциация банковского продукта Высокие издержки по переориентации потребителей |
|
Выходной |
Проникновение кредитных институтов на новые рынки обычно не связано с их уходом со старых, а осуществляется в рамках диверсификации банковского ассортимента. В связи с этим выходные барьеры не имеют существенного значения для банковского сектора |
Ценовая и неценовая конкуренция.
Особенность ценовой конкуренции на банковском рынке является "отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости товара (банковской услуги) и его цены" [1].
Существуют "внешние силы, сужающие возможности ценовой конкуренции:
1. процентные ставки могут подвергаться государственному воздействию
2. существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль, что могут себе позволить не все. В связи с этим конкуренция все более принимает неценовой характер
Неценовая конкуренция прежде всего связана с изменениями качества услуг.
Критерии качества
Для потребителей |
Для самого банка |
|
Скорость обслуживания, срочность осуществления операций, наличие ошибок, часы работы банка, качество консультирования и др. |
Скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление ошибок, эффективность рабочих процессов, уровень мотивации работников, производительность труда и др. |
- Введение
- 1. Теоретические основы конкуренции банков на рынке ипотечного кредитования
- 1.1 Теоретические основы банковской конкуренции
- 1.2.Возникновение и развитие банковской конкуренции
- 1.3 Американская модель ипотечного кредитования
- 2. Анализ рынка ипотечного кредитования
- 2.1 Анализ банковского сектора 1990-2007 гг.
- 2.1.1 Основные характеристики конкурентной среды на рынке ипотеки
- 2.2 Анализ конкуренции банков на рынке ипотеки
- 2.2.1 Позиция Сбербанк России
- 2.2.2 Позиция ВТБ 24
- 2.2.3 Позиция Москоммерцбанка
- 2.2 Анализ ипотечного кредитования банка
- 2.1 Анализ состояния рынка ипотечного жилищного кредитования в России
- 59. Перспективы развития ипотечного кредитования чр
- 3.2 Перспективы развития ипотечного кредитования
- 2.1. Тенденции и проблематика развития рынка ипотечного кредитования в России
- Ипотечное кредитование в Российской Федерации
- 2.3 Ипотечное кредитование в России
- 3.2 Перспективы развития ипотечного кредитования в России.