Концептуальные подходы функционирования рынка банковских продуктов и услуг

дипломная работа

1.3 Состояние рынка розничных банковских продуктов и позиционирование банка на нем

Современная ситуация на российском банковском рынке характеризуется отсутствием повсеместной практики применения традиционных для западных банков маркетинговых программ. В большинстве своем российские банки ограничиваются проведением имиджевой рекламы, лишь некоторые банки прибегают в своей практике к маркетинговым инструментам, проводят различные опросы, анкетирование клиентов. Вместе с тем, усиливающаяся конкуренция на банковском рынке требует от банков внедрения более эффективных управленческих решений. В этой ситуации использование маркетинговых инструментов в банковской практике может повысить эффективность работы банка. Однако необходимо отметить, что в России, где все экономические процессы максимально политизированы, применение банком маркетинговых программ далеко не единственное условие его успешного функционирования. Позиционирование банковских продуктов и услуг, как одно из основных мероприятий целевого маркетинга, достаточно редко применяется в российской банковской практике. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в России велика доля "карманных" банков, функционирующих в составе различных ФПГ, холдингов. В этом случае банк изначально ориентирован на работу с определенными сегментами рынка, имеет сформированную клиентскую базу, в связи с чем крайне редко прибегает к использованию маркетинговых программ в своей деятельности.

Во-вторых, небольшие банки не могут позволить себе дорогостоящие маркетинговые программы. Причем зачастую у небольших банков нет необходимости в рекламе своего имени и предоставляемых услуг - они имеют ограниченный круг клиентов, по большей части корпоративных, сотрудничество с которыми приносит им постоянный фиксированный доход. Успешное функционирование таких банков всецело зависит от эффективности работы их немногочисленных клиентов.

В-третьих, большинство банков используют лишь имиджевую рекламу, направленную на привлечение клиентов за счет известности, "престижности" имени банка. В данном случае руководство банка рассчитывает на то, что клиенты придут в тот банк, реклама которого сформировала у потребителей уверенность в его надежности и устойчивости. Исходя из этой позиции, в рекламе конкретных банковских продуктов и услуг просто нет необходимости. В-четвертых, играет роль неустойчивое функционирование банковской системы в целом. Любой крупный скандал, связанный с именем банка, сведет на нет эффективность любых крупномасштабных маркетинговых программ. Вместе с тем позиционирование конкретных банковских продуктов и услуг и их дальнейшее продвижение на рынок на определенном этапе развития банка может быть особенно эффективным.

Для наиболее эффективной оценки позиционирования банка на рынке розничных продуктов рассмотрим рейтинг и авторитет банка по следующим самым основным направлениям:

а) кредитование;

б) депозиты (вклады);

в) ориентация на клиента (в т.ч. обслуживание).

Кредитование. Итак, объем рынка потребительского (бeззалогового кредитования), вырос к данным I полугодия 2009 года на 10% и составил около 700 млрд. Руб, табл. 1.11.

Таблица 1.11 Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в I полугодии 2009 г.

Банк

Выдано беззалоговых кредитов в I полугодии 2009г., включая рефинансированные, тыс. руб.

в т.ч. кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами и пр., тыс. руб.

в т.ч. кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами и пр., тыс. руб.

Портфель беззалоговых кредитов на 1 июля 2009г., тыс. руб.

1

Сбербанк

227 041 551

24 906 129

6 324 176

639 198 825

2

Русский Стандарт

78 130 201

15 992 771

6 327 138

148 576 090

3

ВТБ24

66 462 570

15 166 381

2 591 321

96 746 188

4

Ренессанс Капитал

28 510 425

3 979 672

2 204 017

43 675 836

5

Альфа-Банк

23 696 899

7 763 941

1 193 280

33 923 972

6

ОТП Банк

17 449 049

965 555

347 187

23 519 622

7

Росбанк

16 896 762

744 872

220 712

51 629 529

8

Сибнефтебанк

16 709 324

60 961

291 250

19 838 604

9

УРСА Банк

14 540 128

0

0

35 872 106

Потребительские экспресс-кредиты продолжают оставаться очень популярными. Банки, конечно, сильно рискуют, так как экспресс-кредит, как правило, является необеспеченной ссудой, решение по которой принимается в короткий отрезок времени на основании скоринговых моделей и ряда проверок, например через бюро кредитных историй. Ставки в этом виде кредитования, даже по российским меркам, по-прежнему, очень высоки. Например, в МБРР ставка 24% годовых плюс 1,2% от суммы кредита ежемесячно. В Инвестсбербанке -- 19% годовых и 1,9% от суммы кредита ежемесячно. Ставки кредитования ОАО "Сибнефтебанк" колеблются от 19 до 21%.

На рис. 1.9 видно, что исследуемый ОАО "Сибнефтебанк" остается на 8 месте по кредитованию.

Рис 1.9. Рейтинг Сибнефтебанка в сегменте беззалоговых кредитов

Начиная с марта 2009 года месячные темпы прироста потребительского кредитования держатся на уровне 5-6%. При этом темпы прироста валютных кредитов, как правило, выше, чем рублевых и составляют порядка 7% в месяц. Однако структура кредитного портфеля данной категории заемщиков достаточно постоянна, доля рублевых кредитов составляет порядка 85% в общем объеме, в абсолютном выражении значительная доля прироста кредитного портфеля все-таки номинирована в национальной валюте.

При данных темпах роста до насыщения рынка еще очень далеко. Рынку потребительского кредитования всего четыре года, и его объем, по данным ЦБ РФ, составил на начало 2009 года 1,2 трлн руб. или 5,4% ВВП. Уровень развития потребительского кредитования в других странах находится на порядок выше: в США -- 92%, в Германии -- 60%, в странах Восточной Европы -- 15-20%.

Рынок розничных кредитов на сроки 1-3 года увеличился в 2008 году на 22% и составляет почти треть всей розницы. Рост сегмента кредитов до востребования и овердрафт (большая часть которых нами оценивается как кредиты по пластиковым картам) в 2008 году составил 375%.

Быстрый рост рынка вызван действием следующих факторов:

а) наличие значительного неудовлетворенного спроса;

б) высокая доходность рынка, перекрывающая потери;

в) "освоенность" основных продуктовых и регулирующих механизмов, подготовившая почву для выхода на рынок наиболее крупных игроков;

г) избыточная ликвидность ряда банков и возможность привлечения дешевых ресурсов из-за рубежа.

Привлекательность розничного кредитования для банков вызвана высокой доходностью данной сферы бизнеса. Ограниченность доступной информации не позволяет проанализировать прибыльность розничных кредитных операций банков, однако анализ корреляции между долей розницы в кредитах и прибыльностью чистых активов банков показывает наличие зависимости между этими двумя показателями. Иными словами, банки, активно кредитующие физических лиц, в среднем более прибыльны.

Таким образом, рынку розничного кредитования в России в настоящее время присущи следующие основные черты:

а) быстрый рост;

б) быстрое изменение расклада сил;

в) высокая доходность и высокий риск;

г) продолжение процесса концентрации;

д) агрессивные действия конкурентов.

Бурное развитие рынка розничного кредитования увеличивает и масштаб проявления соответствующих рисков. На этом сегменте рынка начинают намечаться негативные тенденции. Некоторые банки чрезмерно увлекаются развитием кредитования и создают дополнительные риски своей деятельности. В то же время в среднесрочной перспективе не прогнозируется наступление кризисной ситуации, но нельзя и отрицать наличия потенциальной возможности возникновения нестабильности. Большую актуальность для данного сектора имеют риски ликвидности, кризис доверия, ожесточенная конкуренция, а также рисковое поведение самих банков.

Нельзя не обратить внимания на то, что рост объемов кредитования происходит в основном по линии расширения объемов высокорискованных операций. Это может в перспективе негативно сказаться как на устойчивости банков, так и на издержках кредитования, которые придется нести конечным заемщикам.

Депозитные операции. Мировой кризис ликвидности продолжает увеличение вкладов - максимальная доходность краткосрочных и среднесрочных вкладов в рублях достигла уже 11,25% и 15,0% годовых, соответственно. Для вкладов в долларах этот показатель находится на уровне 13,0%, а в евро - около 12%. Правда в целом, для небольших вкладов и вкладов, которые по своему размеру попадают под защиту системы страхования банковских депозитов, ставки остались примерно теми же.

Условия по краткосрочным депозитам банков представлены в таблице 1.12.

Таблица 1.12 Лучшие условия по краткосрочным депозитам в рублях (по состоянию на 31.12.2009)

Банк

от, руб.

до, руб.

1 м., %

3 м., %

1

Балтинвестбанк

150 000

300 000

11.25

12.00

2

Сбербанк

3 000 000

-

11.25

11.50

3

Альфа-банк

6 000

150 000

11.00

11.75

4

Пробизнесбанк

15 000

300 000

10.50

10.75

5

Национальный Банк Траст

1 500 000

-

9.50

-

6

Райффайзенбанк

500 000

1 500 000

9.00

-

7

Сибнефтебанк

300 000

-

9.00

10.50

8

Банк Русский Стандарт

250 000

500 000

8.50

-

9

Абсолют банк

1 500 000

-

8.50

10.50

10

Инвестиционный Городской Банк

1 000 000

-

8.50

9.80

При этом население не спешит размещать "свои кровные" на счетах кредитных организаций: по данным ЦБ, за первое полугодие 2009 года объем вкладов физлиц увеличился лишь на 9,6%, достигнув 5,65 трлн. рублей. Рублевые вклады теряют доверие населения (их доля снизилась с начала года на 1,3%), а все большей популярностью пользуются долгосрочные вложения.

Исследуемый банк занимает 7 место (рис. 1.10) по условиям предоставления депозита (депозитных ставок).

Рис 1.10. Рейтинг Сибнефтебанка в сегменте депозитов

Рассмотрим рейтинг банков по количеству совершенных депозитных операций (рис. 1.11)

Рис 1.11. Рейтинг Сибнефтебанка по количеству депозитных операций (в течении года)

В ближайшем будущем наиболее востребованными на рынке будут те банки, которые смогут создать у клиента уникальное, последовательное и запоминающееся впечатление. Потребители банковских услуг уже сейчас готовы платить больше за высокое качество обслуживания и за продукты, которые разработаны для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Банкам, демонстрирующим высокие показатели в рейтинге впечатлений клиентов, удается устанавливать более высокие цены на отдельные категории продуктов и не участвовать в ценовой "войне", в которую втянуто большинство банков.

Делись добром ;)