Коммерческие банки и их операции

реферат

Порядок образования коммерческих банков

Современный коммерческий банк выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, осуществляющий на основе полученной от Центрального банка лицензии посредническую деятельность в реализации специфических продуктов - кредита, ценных бумаг и валюты и имеющий своей основной целью в отличие от Цен-трального банка получение прибыли.

В настоящее время в соответствии с основными банковскими законами центральные банки разрабатывают порядок создания коммерческого банка, определяют перечень документов, пред-ставляемых в банк для получения лицензии, основные требова-ния к такому банку, прежде всего требования к минимальному размеру первоначального капитала (которые оговариваются в за-коне) и финансовому положению учредителей. Особое значение придается квалификации и моральной характеристике руководя-щего состава, так как управлять банком могут только компетент-ные и профессионально подготовленные лица, которые не при-влекались к судебной ответственности и не были замешаны в банкротстве.

В России к наиболее важным законам, регулирующим порядок создания и лицензирования коммерческих банков, относятся зако-ны «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос-сии)», «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах», Гражданский кодекс РФ, а также Инструкция ЦБ РФ от 14 февраля 2004 г. № 109-И «О порядке применения федераль-ных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредит-ных организаций и лицензирования банковской деятельности».

В соответствии с этими документами коммерческий банк может быть создан на основе любой формы собственности как хозяйственное общество с минимальным уставным капиталом 5 млн. евро.

Для получения лицензии на проведение банковских операций Центральный банк РФ требует от учредителей банка представить определенные документы, анализ которых поможет определить потенциальную финансовую устойчивость, конкурентоспособ-ность будущего банка, целесообразность его функционирования, возможность обеспечить потребности клиентов, работать в рам-ках существующих законов.

К таким документам относятся:

1) заявление о государственной регистрации кредитной орга-низации, составленное по утвержденной постановлением Прави-тельства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при госу-дарственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» форме;

2) учредительный договор, который должен быть подписан всеми учре-дителями;

3) устав, утвержденный собранием учредителей кредитной организации;

4) бизнес-план кредитной организации, составленный в соот-ветствии с требованиями, установленными нормативными доку-ментами Банка России, и утвержденный общим собранием учре-дителей;

5) протокол общего собрания учредителей;

6) документы, подтверждающие уплату государственной по-шлины (сбора) за регистрацию кредитной организации (в размере 2000 руб.) и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о вы-даче лицензии на осуществление банковских операций в размере 0,1 % уставного капитала;

7) копии документов, подтверждающих государственную ре-гистрацию учредителей;

8) анкеты кандидатов на должности руководителей, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера кредитной орга-низации;

9) копии документов, подтверждающих право собственности;

10) документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований по ведению кассовых операций;

11) уведомление о приобретении более 5 % акций (долей) кредитной организации;

12) заключение федерального антимонопольного органа;

13) документы, необходимые для регистрации первого вы-пуска акций кредитной организации;

14) список учредителей кредитной организации, который должен быть представлен на бумажном носителе.

Пакет документов представляется в территориальное учреж-дение Банка России по предполагаемому местонахождению соз-даваемой организации. Принятие решения о государственной ре-гистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуще-ствление банковских операций или об отказе в этом Банком России производится в срок, не превышающий 6 мес. с даты пре-доставления всех документов. После принятия решения о государственной регистрации кредитной организации Банк России в течение 3 дней направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

Делись добром ;)