Исследование работы коммерческих банков Российской Федерации на валютном рынке
2.3 Валютный контроль
валютный счет конверсионный банк
Главной целью валютного контроля является стимулирование к соблюдению валютного законодательства резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
На основании федерального закона о валютном регулировании и контроле можно выделить основные направления валютного контроля такие как:
а) проверка соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами требования по репатриации иностранной валюты и продаже её части на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
в) проверка фактической необходимости платежей в иностранной валюте;
г) проверка хозяйственного учета и бухгалтерской отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Валютный контроль в РФ выполняется органами валютного контроля и их агентами.
К органам валютного контроля в РФ относятся:
а) Центральный банк РФ;
б) правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, правоохранительные органы.
Агентами валютного контроля называются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации должны осуществлять функции валютного контроля.
Уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций, относятся к агентам валютного контроля, из них уполномоченные банки подотчетны Центральному банку Российской Федерации.
Органы валютного контроля в пределах своей компетенции могут издавать нормативные акты, обязательные для всех резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля имеют право:
· осуществлять контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
· проводить проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации;
· определять порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Министерство финансов РФ обязано контролировать соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, которые регулируют осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте. Оно может осуществлять контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям, участвовать в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг, контролировать эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществлять иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.
Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации, а иные таможенные органы как агенты валютного контроля, выполняет функции валютного контроля за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств.
Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право:
а) выполнять проверку всех документов, связанных с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;
б) блокировать операции по счетам в уполномоченных банках в случае несвоевременного непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации;
в) приостанавливать лицензии и разрешения на право осуществления валютных операций.
За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам валютного контроля документов и информации резиденты и нерезиденты (предприятия, банковские и иные финансовые учреждения валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ, включая уполномоченные банки) могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном, порядке.
При повторном нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов Центральным банком РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы в пределах пятикратного размера этих сумм; приостанавливается действие или лишаются лицензий резиденты и нерезиденты.
Для должностных лиц юридических лиц-резидентов, и юридических лиц-нерезидентов, виновных в нарушении валютного законодательства, предусматривается уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.
Процедура контроля предусмотрена для предотвращения сокрытия средств в иностранной валюте и ее невозвращения в Россию под прикрытием фиктивных импортных контрактов.
В соответствии с установленным порядком, основанием для перечисления средств нерезидентам служат копий этих контрактов и наличие обязательства нерезидента поставить товары, оказать услуги, выполнить работы в срок, не превышающий 180 дней от даты перевода денежных средств.
Не более чем через 180 дней после перевода денежных средств резиденты обязаны предоставить в уполномоченный банк имеющиеся таможенные грузовые декларации со штампом таможни, накладные и другие документы, способные подтвердить выполнение нерезидентом обязательств по доставке груза, в противном случае нужно сообщить о причине задержки исполнения контракта.
В случае непредставления документов в указанный срок уполномоченные банки сообщают о нарушении Главному территориальному управлению Банка России по месту регистрации предприятия.
Непредоставление документов в указанный срок является поводом для начала расследования. При обнаружении признаков преступления, к проверке подключаются таможенные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, либо органы внутренних дел.