Ипотечное кредитование в Республике Казахстан

дипломная работа

1.2 Особенности ипотечного кредитования в Республике Казахстан

Как показывает международная практика, развитие ипотечного кредитования приносит значительные выгоды государству. Прежде всего, оно способствует решению жилищной проблемы, что немаловажно с точки зрения социальной политики. При этом стимулируется собственная инициатива граждан. Кроме того, для кредитования привлекаются внутренние инвестиции - сбережения населения, деньги институциональных инвесторов. В результате происходит косвенное финансирование реального сектора экономики, а именно строительной и смежных с ней отраслей. Как следствие практически без вмешательства государства решаются проблемы замены и восстановления ветхого жилого фонда, развития инфраструктуры. Все это способствует росту налогооблагаемой базы и увеличению поступлений в бюджет в виде налогов и сборов. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие ипотечного кредитования является существенным фактором развития экономики страны в целом.

Основные предпосылки для развития ипотечного кредитования в Казахстане - это наличие потенциально высокого спроса на жилье, миграционные процессы, стабилизация экономики, изменение структуры банковских операций.

Ипотечное кредитование в Казахстане развивается медленным темпом. К сожалению, пока еще не все население привыкло к мысли о том, что можно приобретать дорогостоящие товары в кредит, людей отпугивает сама мысль о долгосрочной задолженности. Все еще устойчива привычка накапливать необходимые средства. Отсюда - во многом "ментальная" проблема значительного ущемления собственных потребностей. Хотя во всем цивилизованном мире приобретение желаемых благ за счет будущих доходов - нормальное явление. Тем не менее, ипотечное кредитование перестает быть всего лишь непонятным иностранным словом. Сегодня это реальная возможность приобретения недвижимости для многих работающих казахстанцев, имеющих стабильный доход. Особенно учитывая тот факт, что в последнее время во всех ипотечных компаниях обязательный первоначальный взнос снижен с 30% до 10% - 15 % от стоимости жилья, срок кредитования увеличен с 3 до 20 лет, а процентная ставка уменьшилась с 24 % (2001 г.) до 12,8% (2011г.). К тому же, если в начале зарождения ипотечного движения заемщик не мог получить купленную квартиру в собственность до момента полного расчета с банком, то сегодня он является собственником приобретенной в кредит недвижимости. Банки, ипотечные компании начали активно кредитовать не только покупку жилой, но и коммерческой недвижимости, а также появилась возможность получить кредит на их реконструкцию или ремонт.

Инициатором внедрения системы ипотечного кредитования в Казахстане выступил Национальный банк (далее-НБРК), избравший в качестве прототипа малазийскую модель. В ее основе лежит западное ноу-хау -- двухуровневая структура рынка, благодаря которой банки аккумулируют на рынке ценных бумаг "долгие" целевые деньги, предназначенные для ипотеки, и имеют возможность давать столь же "долгие" и "мягкие" (под невысокий процент) жилищные кредиты. Первичный уровень здесь -- сами кредиты, а вторичный -- специальные ипотечные ценные бумаги (облигации, закладные), с помощью которых происходит подпитка банков-кредиторов.

С расширением ипотечных предложений появилась насущная потребность в создании финансового института, обеспечивающего решение вопросов ликвидности банков при долгосрочном ипотечном кредитовании, использования внутреннего инвестиционного потенциала. Решением этих задач занимается Казахстанская ипотечная компания. В ситуации, когда государство не может напрямую финансировать программу, главным фактором развития ипотеки становится доступность других источников. В рыночной экономике это - средства институциональных инвесторов, привлекаемые на фондовом рынке. Казахстанская ипотечная компания изыскивает необходимые средства путем выпуска ипотечных ценных бумаг, которые будут обеспечены залогом прав требования по ипотечным кредитам. Это традиционный инструмент для многих стран мира, и он пользуется большим спросом среди иностранных инвесторов, поскольку является очень удачным симбиозом надежности, доходности и ликвидности.

Рынок кредитования элитного жилья ограничен, ведь немногие могут себе позволить приобрести подобное жилье. Кроме того, данный вид кредитования содержит высокую степень риска: размер обязательств заемщиков велик. Еще один фактор риска - высокая степень вероятности резкого снижения стоимости жилья вследствие ограниченности спроса. Благодаря этому наибольшие перспективы роста имеют операции по кредитованию приобретения жилья среднего качества на вторичном рынке.

В Казахстане должна функционировать система ипотечного кредитования, направленная прежде всего на удовлетворение потребностей простых людей.

В Казахстане с самого начала экономических преобразований, несмотря на свою важность, жилищная реформа проводилась очень медленными темпами. Становление рыночных отношений в жилищной сфере Казахстана началось в 1991г. после принятия законов "О разгосударствлении и приватизации", "О собственности". Позже были приняты законодательные акты о залоге, инвестиционной деятельности, введен новый Гражданский кодекс, Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, "Об ипотеке недвижимого имущества" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Закон Республики Казахстан "О жилищных отношениях", разработаны положения о купонной приватизации и другие. Таким образом, была создана законодательная база для становления рыночных отношений в жилищной сфере [6].

В 1993 году делается важный шаг в жилищной реформе. Указом Президента Республике Казахстан принимается "Государственная программа новой жилищной политики и механизмы ее реализации". Она предусматривала ряд важнейших стратегических шагов в сфере жилищной политики государства, такие как:

-внесение необходимых изменений и дополнений в систему правовых норм, имеющих отношение к жилищной сфере;

-реформирование системы финансирования жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

-демонополизация;

-разработка комплекса мер по снижению стоимости строительства жилья и удешевления его для населения;

-создание системы льгот участникам процесса жилищного строительства и эксплуатации с целью вовлечения в этот процесс максимального количества граждан и юридических лиц;

-осуществление мер по расширению арендного сектора в жилищной сфере;

-модернизация базы стройиндустрии;

-разработка упрощенной процедуры выделения и регистрации земельных участков для жилищного строительства;

-комплексное развитие в районах жилой застройки социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

-создание эффективных организационных структур для осуществления жилищной политики государства;

-развитие инфраструктуры рынка жилья и недвижимости в целом [7].

Несмотря на то, что значительная часть провозглашенных в упомянутом указе стратегических задач не была реализована, этот документ указывал на важность жилищных проблем для государства и вхождение жилищной политики в число приоритетных направлений деятельности государства.

В декабре 1995 года был принят Закон Республики Казахстан "Об ипотеке недвижимого имущества", где были даны определения таким понятиям как: залогодатель, залогодержатель, ипотека недвижимого имущества, ипотечный заем, ипотечный договор и другие [8].

Несмотря на интенсивное развитие ипотечного кредитования, средний срок по кредитам оставался относительно небольшим. Наиболее активными участниками рынка являлись банки, а потенциал специализированных институтов, представленных небанковскими организациями, оставался относительно слабым. Большая часть обязательств банков носила кратко- и среднесрочный характер, соответственно они предлагали и аналогичные по срокам ипотечные кредиты.

Поэтому особое место в развитии финансирования ипотеки занимает система ипотечного кредитования, основанная на секьюритизации ипотек и выпуске ипотечных ценных бумаг. Был принят закон "О секьюритизации". Документ регулирует отношения, цель которых - финансирование проектов путем уступки прав требования через выпуск облигаций. Также принят Закон Республики Казахстан "О кредитных бюро и формировании кредитных историй", регламентирующий деятельность подобных организаций.

Для проведения секьюритизации "Национальным Банком" в начале 2001 года был создан специализированный финансовый институт - ЗАО "Казахстанская Ипотечная Компания", которая стала оператором вторичного рынка. В основу казахстанской модели положен опыт известных компаний "Fannie Мае" (США) и "Cagamas Berhad" (Малайзия). В условиях отсутствия у банков и небанковских организаций стабильных долгосрочных ресурсов Компания стала промежуточным звеном, направляющим инвестиции на ипотечное кредитование. Компания является оператором вторичного рынка, и ее основная функция-рефинансирование банков второго уровня путем приобретения у них стандартных ипотечных кредитов и выпуска ипотечных облигаций, обеспеченных данными кредитами [9].

Один из принципов деятельности Компании - рефинансирование ипотечных кредитов только в национальной валюте (тенге). Программа охватывает всю территорию республики. Вначале кредиты выдавались на приобретение и капитальный ремонт жилья на срок до 15 лет. Первоначальный взнос по ипотечному жилищному кредиту составлял 30 процентов от стоимости приобретаемого жилья. В качестве первоначального взноса также принималось иное имеющееся жилье либо 15 процентов стоимости приобретаемого жилища с условием страхования гражданско-правовой ответственности в части внесения остальных 15 процентов.

Для повышения привлекательности ипотечных облигаций и стимулирования роста активности финансовых институтов были внесены изменения в пруденциальные нормативы банков, которыми предусмотрено отнесение ипотечных ценных бумаг Компании к категории активов с уровнем риска 20 процентов (прочие корпоративные ценные бумаги - 100 процентов) для расчета коэффициента адекватности капитала, а также к высоколиквидным активам (наравне с государственными ценными бумагами) для расчета коэффициента ликвидности.

Накопительным пенсионным фондам предоставлен отдельный лимит размещения активов в ипотечные ценные бумаги (в пределах 10 процентов активов), а также пересмотрены пруденциальные нормативы в части возможности большего инвестирования.

На первичном рынке банки второго уровня выдают стандартные долгосрочные (на 7-10 лет) ипотечные кредиты заемщикам для улучшения жилищных условий. Процедура их выдачи будет выглядеть следующим образом.

На начальном этапе заемщик подбирает себе квартиру и предварительно согласует ее возможную покупку с продавцом жилья. После этого заемщик обращается в один из банков и оформляет заявление на получение ипотечного кредита. Банк проверяет его платежеспособность по ряду критериев, соответствующих определенным стандартам.

Следует отметить, что важнейшим моментом в развитии первичного рынка ипотечных кредитов в Казахстане является стандартизация процедуры выдачи и обслуживания ипотечных кредитов. Если различные кредиты будут одинакового качества, а кредитный договор обретет стандартную форму, то в последующем оператору вторичного рынка АО "Казахстанская ипотечная компания" будет облегчена работа по формированию пулов ипотечных кредитов и выпуска на их основе ипотечных облигаций [10].

На вторичном рынке Казахстанская ипотечная компания, чтобы обеспечить ликвидность банков второго уровня, инициирует покупку у этих кредитных организаций выданных ими стандартных ипотечных кредитов, формирует пул ипотечных кредитов и выпускает обеспеченные этим пулом ипотечные облигации.

Несмотря на то, что к началу деятельности АО "Казахстанской Ипотечной Компании" законодательная база была в основном сформирована, в ходе внедрения Программы проявились и нерешенные проблемы:

-несовершенство установленного законом порядка государственной регистрации сделок с недвижимостью (например, необоснованно высокая оплата регистрации) приводит к удорожанию кредитов для населения;

-отсутствие налоговых льгот для граждан, приобретающих жилье в кредит;

-включение залогового имущества в конкурсную массу при банкротстве юридического лица.

В связи с этим НБРК была создана рабочая группа, в рамках которой был подготовлен проект Закона Республики Казахстан, предусматривающий внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты.

Это неудивительно, поскольку основные положения законодательства в сфере ипотечного кредитования создавались в период, когда возможность внедрения системы ипотечного кредитования в масштабе всей страны отсутствовала, субъекты ипотечного рынка действовали разрозненно.

В связи с этим была проведена большая работа по внесению изменений и дополнений в ряд законодательных актов в сфере ипотеки. Важным моментом, в частности, стало исключение из ликвидационной конкурсной массы имущества, являющегося обеспечением по ипотечным облигациям. В мировой практике вопрос максимального снижения стоимости заимствований решается путем предоставления ипотечным облигациям определенных преференций, которые позволяют повысить их привлекательность для инвесторов и соответственно снизить доходность. В частности, существует практика выведения из ликвидационной конкурсной массы имущества, являющегося обеспечением по ипотечным облигациям. В результате инвесторы защищены на случай возможного банкротства эмитента, поэтому значительно ниже оценивают риски при покупке ипотечных облигаций. Как следствие, эмитент меньше платит за привлекаемые инвестиции, что позволяет ему снижать ставку вознаграждения по ипотечным кредитам.

В соответствии с ранее действующим законодательством государственная регистрация залога по ипотечным облигациям не являлась обязательной. Однако на практике доказано, что в интересах инвесторов регистрация залога должна производиться: кредиторы, обеспечение обязательств перед которыми зарегистрировано государством, имеют приоритетные права перед иными кредиторами. Снизив, таким образом, риск по ипотечным облигациям, создаются предпосылки для дополнительного снижения доходности по ним и последующего снижения ставок вознаграждения по кредитам. Именно поэтому в новом законе установлена обязательность регистрации залога по ипотечным облигациям.

Но состав залога, как известно, постоянно изменяется, что связано с постепенным погашением ипотечных кредитов. При существующем порядке регистрации изменений в составе залога в качестве отдельной сделки и соответствующей оплате каждого изменения, расходы эмитента ипотечных облигаций несоизмеримо возрастают. Поскольку невозможно спрогнозировать количество и объем досрочного погашения кредитов, к примеру, то нельзя рассчитать и общие расходы.

Необходимо отметить, что расходы на регистрацию залога по ипотечным облигациям относятся к затратам эмитента и напрямую влияют на уровень ставок вознаграждения по ипотечным кредитам. При этом все расходы эмитента на выплату регистрационных сборов и платежей государству в конечном итоге возлагаются на заемщика. Такая ситуация расходится с политикой государства по стимулированию удешевления ипотечных кредитов. Государство получает дополнительные доходы с каждого человека, который хочет получить ипотечный кредит по государственной программе в виде платы за все операции с правами требования по кредитам.

В связи с этим внесены соответствующие изменения в Закон "О регистрации залога движимого имущества" - предусмотрена единовременная оплата государственной регистрации залога по ипотечным облигациям, без взимания оплаты за последующую регистрацию изменений состава залога по ипотечным облигациям.

Дальнейшее укрепление нормативной правовой базы ипотечного кредитования и активизация деятельности со стороны государства по поддержке развития ипотечного кредитования позволят эффективно разрешить оставшиеся проблемы в данной сфере.

Но главной проблемой оставалось привлечение средств в сферу ипотечного кредитования. Предполагалось, что необходимые для этого средства будут привлекаться на внутреннем рынке путем выпуска ипотечных облигаций, обеспеченных принадлежащими АО "Казахстанская Ипотечная Компания" правами требования по ипотечным жилищным кредитам. Основные отечественные институциональные инвесторы - накопительные пенсионные фонды и страховые компании.

Однако в условиях, когда ситуация на отечественном фондовом рынке характеризуется высокой доходностью по корпоративным облигациям и преобладанием бумаг, номинированных в иностранной валюте, выпуск ипотечных облигаций на общих условиях по ожидаемой инвесторами доходности может повлечь за собой резкий рост ставок по ипотечным жилищным кредитам. Если же по облигациям будет установлена доходность ниже рыночной (в рамках проводимой АО "Казахстанская Ипотечная Компания" политики низких процентных ставок, приемлемой для целей ипотечного кредитования), возрастает риск недоразмещения ипотечных бумаг.

После тщательного анализа ситуации и международного опыта был сделан вывод: на первом этапе ипотечным облигациям должны быть предоставлены определенные преференции. В дальнейшем, когда емкость рынка таких финансовых инструментов станет достаточно большой, можно будет постепенно аннулировать преференции без заметного ущерба для функционирования системы.

В конце 1999 года "Национальный Банк" Казахстана инициировал разработку нормативной правовой базы внедрения системы ипотечного кредитования. В результате правительство республики утвердило Концепцию долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования в Республике Казахстан. Концепция предполагала создание целостной системы ипотечного кредитования, которая включает в себя предоставление долгосрочных ипотечных кредитов банками и иными кредиторами гражданам-заемщикам, а также механизм обеспечения кредиторов необходимыми долгосрочными ресурсами для кредитования. В конце 2000 года началось внедрение этой системы. Так же в конце 2000 года был принят Закон Республики Казахстан "О жилищных строительных сбережениях в РК", который определил основы и был призван регулировать отношения между субъектами системы жилищных строительных сбережений, а также условия, содержание и формы государственного стимулирования данной системы.

14 апреля 2004 года правительство Казахстана в целом одобрило проект государственной программы развития жилищного строительства на 2005-2007 годы. Цель Государственной программы развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы - обеспечить доступность жилья широким слоям населения.

С этой целью требуется сбалансировать рынок, как со стороны предложения, так и со стороны спроса; привлечь частные инвестиции и стимулировать развитие индивидуального строительства; развивать строительную индустрию и повышать доступность ипотечного кредитования и жилищных строительных сбережений для населения.

С 5 июня 2004 года в республике начал работать "Государственный фонд гарантирования ипотечного кредитования". Основная цель работы фонда - страховать коммерческие банки, которые занимаются ипотечным кредитованием. Предполагается, что деятельность фонда позволит увеличить сроки выплаты кредитов. "Фонд гарантирования ипотечного кредитования" намерен упростить процедуру оформления кредита для покупки жилья физическими лицами. Казахстанцы смогут возвращать долг банку-кредитору в течение не пятнадцати, а двадцати пяти лет. Так же планировалось значительно снизить сумму первоначального взноса для получения кредита -до десяти процентов. Банки, практикующие выдачу денег на покупку жилья, будут получать специальную страховку от фонда. Такое партнерство снизит риск финансирующей стороны. Кроме того, деятельность "Фонда гарантирования ипотечного кредитования" входит в общую государственную жилищную программу. С помощью "Казахстанского фонда гарантирования" обеспечивалось покрытие 50 процентов кредитных рисков в течение всего срока кредита [11].

Решение жилищных проблем социально незащищенных категорий граждан Казахстана, перед которыми государство имеет определенные обязательства, - прерогатива местных исполнительных органов. Государственную коммунальную недвижимость социально защищаемым гражданам предоставляют без права ее приватизации. Остальные категории населения приобретают квартиры в собственность с использованием рыночных механизмов. Но и в этом случае государство оказывает поддержку. За счет государственных средств по проектам, согласованным с Министерством индустрии и торговли, возводят недорогое и доступное жилье.

В Казахстане принят закон "О долевом участии в жилищном строительстве", где прописаны типовые условия договора между дольщиками и застройщиками.

Разработчики документа изучили и постарались учесть российский опыт правоприменительной практики аналогичного закона. Законом установлены такие требования к строительным компаниям в данном секторе как: лицензирование деятельности застройщиков с привлечением денежных средств; обязательное указание точной даты передачи застройщиком доли в жилом доме; установление гарантийного срока на жилое здание; заключение застройщиком договора о разрешении на использование под строительство земельного участка, принадлежащего на праве собственности или землепользования. Штрафы не зависят от того, является дольщик физическим или юридическим лицом. И для дольщика за просрочку платежа, и для застройщика за срыв сроков сдачи объекта предусмотрен штраф 0,1 процента за день просрочки от суммы, подлежащей уплате или уплаченной дольщиком по договору долевого участия соответственно.

Особо следует отметить то, что по закону о долевом участии в строительстве застройщик по истечении десяти дней со дня, предусмотренного договором для передачи дольщику объекта, вправе расторгнуть договор и вернуть деньги дольщику, кроме неустойки, причитающейся застройщику в возмещение убытков, понесенных им из-за этого. Есть в законе о долевом строительстве нормы, призванные защитить граждан от действий мошенников. Так, застройщик вправе заключать договор о долевом участии после получения разрешения на использование под строительство принадлежащего ему земельного участка и после завершения нулевого цикла.

Нулевой цикл - это комплекс строительно-монтажных работ по сооружению частей жилого здания, расположенных ниже условной проектной отметки, принимаемой за ноль. Застройщикам не разрешается даже рекламировать жилые дома в целях привлечения денег дольщиков до выдачи разрешения на возведение нулевого цикла. Во избежание двойных продаж в Казахстане договор о долевом участии, вносимые в него изменения, а также уступка права требования по договору подлежат учету в уполномоченных органах (местные исполнительные органы областей, города республиканского значения) [12].

В 2007 году Правительство Республики приняло очередную государственную программу жилищного строительства на 2008 - 2010 годы. Целью данной программы, как и предыдущей, является комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечивающего доступность жилья широким слоям населения. В программе поставлены следующие задачи:

-создание полноценного сбалансированного рынка жилья, как со стороны предложения, так и со стороны спроса;

-привлечение частных инвестиций в жилищное строительство и стимулирование государственно-частного партнерства;

-стимулирование развития индивидуального жилищного строительства;

-развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры районов жилищной застройки;

-развитие системы кредитования граждан для покупки жилья;

-разработка и корректировка генеральных планов населенных пунктов;

-совершенствование системы контроля качества жилищного строительства;

-наращивание производства отечественных строительных материалов и освоение индустриальных, недорогих и экологичных технологий строительства индивидуального жилья.

Делись добром ;)