1.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики цб рф.6
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
процентные ставки по операциям Банка России;
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Обязательные резервы. Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию.
Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1 - 2 процентных пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется.
Норма обязательных резервов широко используется государством для увеличения или уменьшения свободной денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной денежной массы. Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке.
Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.
Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получать, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.
Рефинансирование банков.
Ставка рефинансирования - очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования. - Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.
Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики.
Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики.
В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.
Девизные операции (валютные интервенции) - это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.
Существует три альтернативных критерия определения эффективности валютных интервенций.
«Направление» - если направление движения валютного курса совпадает с направлением интервенции, то она эффективна. Иными словами, если центральный банк продает или покупает валюту, то ее курс должен, соответственно, понижаться или повышаться.
«Сглаживание» - интервенция эффективна, когда усилиями ЦБ замедляется развитие тренда. Если курс падает, то интервенция должна приводить к плавному падению, а если увеличивается - то к торможению роста.
«Разворот» - интервенция эффективна, когда выполняется не только первый критерий, но и в ходе интервенции полностью нивелируется колебание валютного курса за предыдущий период. Происходит разворот тренда или центральный банк «гребет против течения».
Операции на открытом рынке - покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков. Операции на открытом рынке - третий способ контроля над денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю - продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.
Когда ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном Банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.
Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ.7
Центральный банк - это банк, возглавляющий банковскую систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.
Банковская система РФ является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.
При этом кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой собственности как хозяйственное общество.
Кредитные организации подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на проведение отдельных банковских операций.
Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.
Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой - он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.
Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, принимает необходимые меры по защите интересов вкладчиков.
Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:
1) программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг;
2) устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами;
3) создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации.
Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Помимо этого Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.
Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.
Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
Он имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.
Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой -юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.
Таким образом, в рамках своей правоспособности ЦБ РФ наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими. Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе.
Банк России имеет право представлять кредиты на срок не более одного года, обеспечением для которых могут выступать:
- золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
- иностранная валюта;
- векселя в российской и иностранной валюте со сроком погашения до шести месяцев;
- государственные ценные бумаги.
Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов ЦБ РФ, определяются Советом директоров Банка России.
Обеспечением кредитов ЦБ РФ могут выступать и другие ценности, а также гарантии и поручительства, устанавливаемые Советом директоров.
Таким образом, для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.
В этих полномочиях Банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные территориальные управления Банка России, являющиеся его филиалами.
Банк России в соответствии с законодательством является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, не предоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребовать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.
Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009-2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.
На рубеже XXI века Россия как суверенное и независимое государство создало основные институты рыночной экономики, в том числе центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, подчас жесткой денежно-кредитной политики центрального банка государству в начальные годы XXI века удалось сформировать определенные тенденции денежно-кредитного регулирования.8
Тенденция повышения привлекательности национальной валюты явилась следствием того, что под влиянием глубокой трансформации в российской экономике задачи денежного оборота значительно изменились, и требовалось их кардинальное решение.
Обеспечение свободного перелива капитала и введение новых денег для удовлетворения необходимых потребностей экономики (обслуживаемых преимущественно рыночными отношениями), функционирование денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных форм собственности начало осуществляться при высокой степени децентрализации и тесной связи безналичного и наличного денежного оборота.
Укрепление номинального курса национальной денежной единицы в 2006 г. стало важным сигналом участникам денежного рынка для пересмотра своих инвестиционных портфелей, а участникам денежного оборота - для применения мер оптимизации инвестиционных портфелей.
В условиях увеличения денежного предложения ужесточаются меры по регулированию денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное воздействие на динамику скорости обращения. Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег. Формирование способности адекватной реакции субъектов производственного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики. Повышение меры ответственности центрального банка за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положения дел в реальном секторе экономики и защита национального производителя, способствует закреплению данной тенденции.
Сохранение действующей динамики скорости обращения денег позволяет более точно оценивать спрос на деньги. Происходит четкое и регламентированное законодательством формирование ролевых функций различных хозяйственных структур, прежде всего центрального банка и коммерческих банков, по осуществлению эмиссии денег и соответственно изменение их положения, более четкое регулирование денежного оборота.
Формированию денежной массы в объемах, необходимых для удовлетворения экономически обоснованного спроса на национальную валюту, способствует и тенденция к увеличению денежного мультипликатора.
Тенденции к глобализации мирохозяйственных связей и превращению национальных экономик отдельных стран в единую мировую экономику сильно воздействуют на денежный оборот в России. Усиливаются процессы перелива капитала; рабочей силы, товаров и услуг. Одновременно постепенная, но неуклонная либерализация валютного регулирования и внешнеторговой деятельности со стороны государства позволяют обеспечить относительную стабильность национальной валюты. Такая стабильность определяется конкурентоспособностью товаров и состоянием платежного баланса страны. По мере формирования мировых рынков капитала и развития техники оформления различных финансовых операций кредитными институтами происходит устранение валютных ограничений. Это позволяет государству декларировать требование перевода с 2007 года российского рубля в статус свободно конвертируемой валюты.
Последовательное снижение уровня инфляции и устойчивость валютного курса стали базовыми условиями повышения доверия к национальной валюте и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в иностранной валюте.
В плане усиления эффективности регулирования денежного оборота приоритетным остается достижение устойчивости банковской системы через повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения.
Развитие банковского сектора в целом характеризуется дальнейшим закреплением позитивных тенденций роста активов, собственных средств (капитала), а также привлеченных средств, в том числе вкладов населения.
Главная слабость сегодняшней российской банковской системы и отдельных коммерческих банков, безусловно, связана с крайне низким уровнем капитализации, что особенно наглядно проявляется в международном сравнении. Совокупный капитал всех российских банков в настоящее время - около(6 млрд. дол-США),что ниже собственного капитала любого из ста крупнейших банков мира. Даже самые крупные российские банки уступают по этим показателям не только западноевропейским банкам, но и ведущим кредитным организациям стран Центральной и Восточной Европы.
Активная роль государства в преодолении системных банковских кризисов была заметна во всех странах. На восстановление платежеспособности и реструктуризацию ссудо-сберегательных банков США, к примеру, были выделены суммы, превышающие 100 млрд. дол. Санация французского банка «Креди Лионэ» стоила государству 20 млрд. дол. Это было сделано не потому, что французы не умеют считать, а потому, что, хорошо посчитав, сочли это выгодным. И главное - нашли деньги на это. В Российской денежно-кредитной политики последних пяти лет, данных о попытках централизованного восстановление платежеспособности банка нет.
2.2 Действия Центрального Банка РФ в период мирового финансово-экономического кризиса.
Екатеринбург, Октябрь 20 (Новый Регион, Елена Васильева) – Сегодня Центральный банк России проведет первый беззалоговый аукцион по размещению свободных средств. Как сообщает корреспондент «Нового Региона», первым свердловским банком, заключившим с ЦБ договор на участие в этом аукционе, стал Уральский банк реконструкции и развития. На аукцион 20 октября Центробанк выставит до 700 млрд. рублей. В сообщении ЦБ РФ говорится, что минимальная процентная ставка установлена на уровне 8,5% годовых. Средства размещаются на срок до 24 ноября. Проведение беззалоговых аукционов – второй этап программы Центробанка по поддержке банковской системы России во время кризиса ликвидности. До этого кредитным учреждениям предоставлялись кредиты под залог – на прошлой неделе Уральский банк реконструкции и развития получил лимит кредитования от ЦБ РФ в размере 1,3 млрд. руб. Отметим, что одновременно акционеры УБРиРа передали в кредитное учреждение 2,5 млрд. рублей. Итоговая сумма позволяет банку противостоять паническим настроениям, царящим на региональных рынках.Первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев уже заявил, что ЦБ РФ также не исключает возможности снижения требований к рейтингу активов, под залог которых Центробанк кредитует банки, а также снизить уровень дисконтов по отношению к активам, под которые он предоставляет кредит. Аналитики называют действия ЦБ и реакцию на них региональных банков адекватными, позволяющими свести на нет последствия кризиса ликвидности. © 2008, «Новый Регион – Екатеринбург»
Банк России 11 декабря 2008 года провел 5-й раунд управляемой девальвации рубля. За месяц стоимость бивалютной корзины выросла, а рубль ослаб, соответственно, на 5%. При существующей структуре экспорта/импорта это может означать, что цены на товары вырастут в ближайшие месяцы на эти 5%, поскольку подавляющее большинство из них закупается за валюту, - отметил финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич в сообщении, поступившем в ИА "РосФинКом" 12 декабря."Сдерживающим же фактором роста цен, по мнению эксперта, может послужить падение стоимости сырья и потребительской активности за рубежом, что приведет к давлению на отпускные цены. "Какой из этих факторов окажется сильнее, пока неясно. Скорее всего, повышение цен будет избирательным, и в итоге коснется только некоторых групп товаров, например, автомобилей из Японии", - полагает Купцикевич.
С 9 до 16 января Центробанк России потратил более 30 млрд. долларов международных (золотовалютных) резервов на замедление темпов снижения курса рубля. По данным ЦБ, опубликованным в четверг, только за неделю с 9 по 16 января золотовалютные резервы страны сократились на 30,3 млрд. долларов до 396,2 млрд. Российские власти проводят "плавную девальвацию" национальной валюты. В январе шаг ежедневного ослабления курса рубля относительно доллара стал шире - примерно 50 копеек в день. Специалисты отмечают, что такими темпами ЦБ рискует израсходовать все резервы за несколько месяцев, после чего контролировать масштаб девальвации станет невозможно. Во многом бить ценовые рекорды доллар продолжает потому, что Центральный банк России пока не отказался от политики плавного обесценивания национальной валюты: вчера он снова расширил коридор допустимых колебаний рубля к бивалютной корзине на уже привычные 50 копеек, и ее цена составила 36,8 рубля. Последний раз регулятор ослаблял рубль накануне, в среду. Таким образом, из-за продолжающейся "мягкой девальвации" с начала года "деревянный" потерял к бивалютной корзине 4,5% стоимости, подсчитали эксперты. (Газета «Труд» от 16.01.09)
В начале текущей недели ЦБ РФ продолжил ограничивать доступ к рублевой ликвидности путем повышении ставок по кредитным и депозитным операциям и сделкам прямого РЕПО. Девальвация позволила Центробанку снизить дефицит платежного баланса до приемлемого уровня. По словам С.Игнатьева, по итогам января сальдо было положительным, что позволило Банку России завершить процесс девальвации рубля и продолжить проведение жесткой денежно-кредитной политики. Регулятор также опубликовал окончательную оценку торгового баланса за 2008г. За год сальдо составило 179,9 млрд долл. В декабре 2008г. торговый баланс остался положительным - 4,6 млрд долл. Эксперты склоняются к тому, что в ближайшее время Банк России сможет самыми незначительными усилиями удержать курс рубля в объявленных границах. В дальнейшем стабильность курса рубля и проводимая регулятором политика могут уменьшить спекулятивную активность профучастников рынка. Сегодня, вероятно, ситуация на российском валютном рынке будет мало отличаться от дня предыдущего. (РБК от 10.02.2009)
Спецпредставители ЦБ РФ во второй половине февраля 2009г. войдут в 30 банков, сообщил журналистам зампред Центробанка Виктор Мельников. По его словам, 10 февраля совет директоров ЦБ по согласованию с правительством РФ принял соответствующие нормативные документы, которые в настоящее время отправлены на регистрацию в Министерство юстиции. После опубликования данных документов в течение одного-двух дней они вступят в силу. Центробанк определил список банков, где будут работать представители ЦБ. В список вошли 30 банков, которые получили наиболее крупные суммы господдержки, а также крупнейшие банки, через которые проходят суммы господдержки, в том числе Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ. (РБК от 11.02.2009)
О реализации курсовой политики Банка России
Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что 23 января 2009 года Банк России завершает начатую 11 ноября 2008 года масштабную постепенную корректировку границ технического коридора, определяющего допустимые колебания стоимости бивалютной корзины – операционного ориентира Банка России, используемого при реализации курсовой политики.
Указанные действия Банка России были связаны с фундаментальным изменением состояния мировой экономики. Для России это выразилось, прежде всего, в закрытии возможностей для российских банков и компаний по привлечению новых и рефинансированию ранее полученных займов, масштабном оттоке капитала и в резком снижении цен на товары российского экспорта.
Постепенность корректировки валютного курса рубля дала возможность субъектам российской экономики отреагировать на проявившиеся валютные риски и таким образом позволила избежать негативных последствий резкого снижения валютного курса рубля для экономики в целом и ее отдельных секторов.
С 23 января 2009 года верхняя граница технического коридора устанавливается на уровне 41 рубль, что при текущем курсе 1,3 доллара США за 1 евро соответствует примерно 36 рублям за доллар США. Указанная величина определена с учетом сохраняющихся рисков ухудшения внешнеторговой конъюнктуры для Российской Федерации, однако Банк России рассматривает данные риски как умеренные и не намерен изменять эту границу в ближайшие месяцы.
По расчетам Банка России, в целом совпадающим с расчетами Министерства экономического развития Российской Федерации, сложившийся в настоящее время курс рубля при текущих ценах на нефть и другие значимые товары российского экспорта обеспечит сбалансированность текущего счета платежного баланса Российской Федерации.
Фактическая стоимость бивалютной корзины будет складываться внутри указанного технического коридора под воздействием как рыночных факторов, так и валютных интервенций Банка России и может быть существенно ниже его верхней границы. Для обеспечения стабильности национальной валюты в рамках установленных ориентиров в дополнение к валютным интервенциям Банк России продолжит применение других инструментов денежно-кредитной политики (процентные ставки, количественные ограничения на объемы рефинансирования). (22 января 2009 года, Департамент внешних и общественных связей Банка России)
Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что 19 января 2009 года Совет директоров Банка России принял решение об увеличении срока кредитования Банком России кредитных организаций в соответствии с Положением Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами" до 365 календарных дней.
С 20 января 2009 года процентная ставка по кредитам Банка России, обеспеченным активами, предоставляемым на срок от 181 до 365 календарных дней, установлена в размере 13% годовых. (19 января 2009 года, Департамент внешних и общественных связей Банка России)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.
Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.
Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.
Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.
На сегодняшний день направления денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть, а при высоких ценах на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, причем цифры по укреплению рубля называются до 14%, далее может последовать кризисная ситуация.
Однако явных свидетельств того, что банковская система справляется или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.
Что нужно, для того чтобы лучше вписаться в международную систему расчетов, в международные финансовые потоки? Банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности.
Когда речь идет о выделении надзорных функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой. Второе, важное направление - это сближение системы российского банковского учета с международными стандартами банковской отчетности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».
4. Феде ральный закон «О банках и банковской деятельности».
5. Федеральный закон о бухгалтерском учете.
Учебники:
5.Жарковская Е.П. - Банковское дело - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2005. – 440 с.
6.Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.
8.Финансы и кредит: учеб.пособие для проф.образования/ А.Э. Зинкевич.-М.: Издательский центр «Академия»,2007.
10.Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.- М.: КИОРУС, 2006.
12.Нуреев Р. – Деньги, банки и денежно-кредитная политика – М.: Финстатинформ, 2004
14.Медведков С. Экономическая политика и банковская система// Вопросы экономики. - 2005.
15.Общая теория денег и кредита./Под ред. Жукова Е. Ф. - М.: ЮНИТИ, 2003.
25.Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы// Деньги и кредит.-2005.-№2.-С.6-9.
Информация в сети Internet.
1. http://www.cbr.ru - официальный сайт Центрального банка РФ.
2. http://www.gov.ru - сервер органов государственной власти РФ.
Информация в прессе:
1.Гезета «Труд »2.Журнал «РБК»
1www.iet.ru/en/nekotorye-problemy-denezhno-kreditnoi-politiki.ru
2 http://www.x-student.ru/lectures07.html
3Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.- М.: КИОРУС, 2006.
4Жарковская Е.П. - Банковское дело - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2005. – 440 с.
5Общая теория денег и кредита./Под ред. Жукова Е. Ф. - М.: ЮНИТИ, 2003
6Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.
7Медведков С. Экономическая политика и банковская система// Вопросы экономики. - 2005.
8Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы// Деньги и кредит.-2005.-№2.-С.6-9.
- Федеральное агентство по образованию
- Глава 1 теоретические основы денежно-кредитной-политики. Роль центрального банка рф в проведении денежно-кредитной политики.
- 1.2 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег).
- 1.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики цб рф.6