2. Факторы устойчивости банка
Устойчивость банков определяется внешними и внутренними факторами. В качестве наиболее существенных внешних факторов можно выделить:
Общеэкономическое положение в стране, т.е. потенциал реального сектора экономики, обновление и выбытие производственных мощностей, конкурентоспособность товаропроизводителей;
Социально-политическая ситуация в стране, т.е. устойчивость правительства, корректировки финансово-экономической и социальной политики, социальная стабильность или напряженность в регионах, политические ориентации;
Положение на финансовом рынке, т.е. процентная ставка привлечения ресурсов, доходность денежного рынка и рынка ценных бумаг, обменный курс национальной валюты, объем спроса/предложения валюты, операции на валютной бирже, денежная эмиссия;
Политика Правительства и Банка России в отношении коммерческих банков (банковского сектора страны или региона).
Проблема устойчивости, которая стоит весьма остро в отношении российских банков, порождена нестабильностью экономики страны в целом, и, прежде всего, ее реального сектора и нестабильностью «правил игры» на рынках.
Организационно-структурная устойчивость банка. Организационная структура банка и управление ею должны соответствовать как целям деятельности банка, так и конкретному ассортименту его услуг, выполняемых функций, реализуя которые банк обеспечивает достижение своих стратегических целей.
Функциональная устойчивость банка имеет два возможных варианта: специализация банка, что позволяет ему более эффективно оказывать выбранный ассортимент услуг; широкая универсализация банка, предпосылкой чего является представление об устойчивости исходя из того, что большинство клиентов предпочитает удовлетворять весь набор своих потребностей в банковских продуктах в одном банке.
Коммерческая устойчивость банка. В основе этого вида устойчивости главной является мера участия банка в рыночных отношениях:
Широта и прочность связей с банковским миром;
Участие в межбанковских отношениях и место в банковской системе в целом;
Контроль большей или меньшей доли финансовых потоков в стране;
Качество отношений с кредиторами, клиентами и вкладчиками;
Теснота связей с реальным сектором экономики; социальная значимость банка.
Под надёжностью коммерческого банка понимается его способность без задержек и в любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства. Поддержание устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с применением широкого набора аналитических приемов. Надежность банка во многом будет определяться двумя величинами - размером кредитного портфеля и объемом просроченной задолженности.
Несколько важных функций в ежедневной деятельности и долгосрочности жизнедеятельности коммерческого банка выполняет капитал.
Во-первых, капитал служит для защиты от банкротства, компенсируя текущие потери до решения возникающих проблем.
Во-вторых, капитал обеспечивает средства, необходимые для создания, организации и функционирования банка до привлечения достаточного количества депозитов.
В-третьих, капитал поддерживает доверие клиентов к банку и убеждает кредиторов в его финансовой силе.
В-четвертых, капитал обеспечивает средства для организационного роста, предоставления новых услуг, выполнения новых программ и закупки оборудования.