Денежно-кредитная политика и ее инструменты
Денежно-кредитная политика государства представляет собой совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленную на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Государственная денежно-кредитная политика является важнейшим методом государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Эта политика проводится Центральным банком, регулирующим денежную эмиссию, а также облегчает или затрудняет выдачу кредитов коммерческим банкам. Центральный банк воздействует на динамику потребительского спроса, уровень цен и на частную инвестиционную активность.
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:
операции на открытом рынке,
изменение учетной ставки,
изменение нормы обязательных резервов.
Центральный банк проводит активно операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. После проведения операций на открытом рынке часть денег изымается из обращения, кредитные ресурсы банков сужаются. Происходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы.
Процентная ставка при этом возрастает, а деловая инвестиционная активность снижается. Такой механизм работает и в обратном направлении. В условиях надвигающегося спада правительство скупает ценные бумаги через Центральной банк. Увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков и возрастают их кредитные ресурсы. В связи с этим происходит мультипликативное увеличение кредитных денег в экономике и, следовательно, объем денежной массы расширяется. В результате роста предложения денег происходит снижение процентной ставки. Частная же инвестиционная активность растет.
Центральный банк манипулирует также учетной ставкой, которая определяет величину платы за ссуды предоставляемые коммерческим банкам. Банк может понизить учетную ставку тем самым увеличивая их активность в предоставлении кредитов и в конечном счете - увеличения денежного предложения в экономике государства. Следствием этого будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, что будет сопровождаться ростом инвестиционной активности в стране. И наоборот, если Центральный банк повышает учетную ставку, то возможности получения коммерческими банками у него кредита понижаются.
Ссуды Центрального банка увеличивают кредитные ресурсы банковской системы в целом, что создает условия для мультипликативного увеличения денежной массы в экономике. В то время как межбанковский кредит обеспечивает только перераспределение имеющихся резервов в рамках банковской системы. Однако, ссуды Центрального банка составляют лишь небольшую часть используемых коммерческими банками средств. Учетная ставка Центрального банка в большей мере служит барометром проводимой денежно-кредитной политики в стране.
Иногда в качестве инструмента денежно-кредитной политики используется изменение нормы обязательных резервов. Увеличение данной нормы снижает избыточные резервы и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. Понижение нормы имеет обратный результат. В первом случае процентная ставка повысится, во втором - понизится. В то время как инвестиционная активность, наоборот, уменьшается в первом случае и увеличивается во втором, что неизбежно отразиться на темпах роста экономики. Эти меры денежно-кредитной политики дают возможность осуществлять эффективное антициклическое регулирование в экономике государства.
Выбор конкретного варианта денежно-кредитной политики зависит от того, какие факторы повлияли на изменение спроса на деньги, а также в целом от текущей ситуации в экономике страны.
В механизме действия денежно-кредитной политики можно выделить несколько последовательно связанных рычагов:
приведение в действие инструментов денежно кредитной политики;
увеличение или сжатие объема денежной массы;
движение ставки процента на денежном рынке;
динамика совокупного спроса, связанная с активизацией или ослаблением инвестиционной деятельности в экономике страны;
изменение совокупного предложения как реакция на изменение совокупного спроса. Сбой в работе любого рычага ослабляет результативность проведения денежно-кредитной политики.
Механизмы действия денежного рынка в коротком и долгом периодах имеют существенные различия. В пределах короткого периода государство может воздействовать на инвестиционную активность в экономике через процентную ставку как передаточный механизм.
Денежно-кредитная политика в долгом периоде, характеризуется тем, что согласно известному эффекту Фишера, норма процента утрачивает связь со спросом и предложением денег.
М. Фридмен считает, что долгосрочный (среднегодовой) темп предложения денег равен сумме долгосрочного (среднегодового) темпа роста реального совокупного дохода и ожидаемого темпа роста инфляции. Это уравнение выражает стратегическую цель денежной политики: поддержание устойчивых темпов роста экономики при низком темпе инфляции.
Таким образом, можно прейти к следующим выводам по поводу механизмов денежно-кредитного регулирования рыночной экономики страны:
При помощи регулирования денежного рынка государство осуществляет воздействие на инвестиционную активность в стране.
Целью денежно-кредитной политики в коротком периоде является регулирование процентной ставки.
Долгосрочная денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность темпов роста экономики ее антиинфляционный характер.