1.1. Сущность банковских продуктов и услуг
Современные коммерческие банки – это кредитные организации, занимающиеся практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием деятельности своих клиентов с целью получения прибыли. Специфика Банк определяется особенностями его деятельности и оказываемыми услугами. Банковский продукт – конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, финансовых, юридических и иных действий, составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников Банк с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиентов.
Банковские операции – сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников Банк в процессе обслуживания клиентов (оказания ему заказанной конкретной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Здесь следует иметь ввиду, что сам банковский продукт – не что иное, как банковская технология, т.е. определенное умение сотрудников Банк, которое может применяться, если это нужно клиентам, но может и не использоваться, оставаясь в «резерве».
Банковская услуга – результат банковской операции, т.е. итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников Банк), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке/продаже ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.). Операции: пассивные, активные и активно – пассивные (услуги).
Некоторые ученые трактуют банковские услуги как одну или несколько операций Банк, удовлетворяющих определенные потребности клиента, и проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату.
Действующее законодательство подразумевает под банковскими операциями систематично проводимые сделки, совершаемые Банками в силу законодательно закрепленной правоспособности, объектами которых выступают деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы, драгоценные природные камни.
С позиции других ученых банковскую услугу следует рассматривать как продукт, который банк реализует на финансовом рынке.
Вместе с тем, несмотря на отождествление понятий «банковский продукт», «банковская услуга» и «банковская операция» в ряде научных публикаций, полагаем, что данные нам категории следует различать (Приложение 1).
Ученые Г.Г.Коробова, О.И.Лаврушин, В.А.Гудашев, В.В.Радаев не проводят четкого разграничения между терминами и выделяют следующие особенности банковских продуктов (услуг) – абстрактность, неосязаемость, интеллектуальность, отсутствие материальной субстанции, наличие потребительской ценности, полезного эффекта, специфических свойств; оказание банковских услуг связано с использованием денежных средств; банковские услуги невозможно хранить, накапливать.1
При использовании этих терминов, целесообразно учитывать следующее обстоятельство: оказывая услуги клиентам, коммерческие банки проводят операции, которые находят отражение в балансе, то есть при оказании услуги банк может осуществлять несколько операций, входящих в определенные услуги.
С другой стороны, банк проводит ту или иную операцию, предоставляя услугу клиентам. Например, привлекая свободные денежные средства предприятия в доходный вексель и проводя операцию по его оформлению, банк оказывает предприятию услугу по приему денежных средств на определенных условиях (срок, ставка).
Таким образом, под банковской услугой понимаем совокупность операций Банк, удовлетворяющих потребности клиента. А под банковской операцией – упорядоченную и логически завершенную совокупность действий сотрудников Банк по оказанию услуг клиентам и удовлетворения собственных нужд Банк. Банковские услуги классифицируются в зависимости от специфики банков, субъектов получения услуг, способа формирования и размещения ресурсов, оплаты за предоставление услуг, связи с движением материального продукта и определяются теми критериями результативности, которые заложены в их основе. Банковский продукт – это конкретный метод оказания банком услуги клиенту, т.е. система документально оформленных процедур обслуживания клиента.