Створення грошей центральним банком.
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.
Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссий и банкнот. Несмотря на то что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.
Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.
Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.
Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.
Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.
К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.
Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:
• участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
• процедура назначения (выбора) руководства банка;
• степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
• права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
• правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.
Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.
В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления.
Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.
В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.
От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего зависит политическая независимость центрального банка.
Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.
В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.
Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.
Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.
Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.
- Альтернативні підходи до визначення сутності грошей.
- Концепції походження грошей.
- Гроші як гроші та гроші як капітал.
- Розвиток форм вартості.
- Еволюція форм грошей та їх характеристика.
- Специфічний характер вартості грошей.
- Функції та роль грошей.
- Якісні властивості грошей.
- Історичні аспекти походження гривні.
- Сутність і структура грошового обороту
- Модель грошового обороту
- Грошові потоки та механізм їх балансування
- Поняття грошової маси, агрегатів та бази.
- Швидкість обігу грошей.
- Сутність закону грошового обігу.
- Сутність та специфіка функціонування грошового ринку.
- Інституційна модель грошового ринку.
- Структура грошового ринку.
- Об’єкти грошового ринку (платіжні інструменти).
- Поняття, цілі та мотиви попиту на гроші.
- Чинники впливу на попит на гроші.
- Графічне зображення попиту на гроші.
- Поняття пропозиції грошей.
- Формування пропозиції грошей і її чинники.
- Графічне зображення пропозиції грошей.
- Суть та призначення грошової системи.
- Елементи грошової системи.
- Структура грошової системи.
- Види грошових систем та їх еволюція.
- Створення і розвиток грошової системи в Україні.
- Платіжні системи.
- Сутність, причини та закономірності розвитку інфляції.
- Види та чинники інфляції .
- Економічні та соціальні наслідки інфляції.
- Вимірювання інфляції.
- Методи регулювання інфляції.
- Особливості інфляції в Україні.
- Сутність та класифікація грошових реформ.
- Моделі грошових реформ.
- Грошова реформа в Україні (2-16 вересня 1996 р.).
- Створення грошей центральним банком.
- Cтворення грошей комерційними банками.
- Загальна схема створення грошей.
- Об’єкти регулювання та їх взаємозв’язок із реальним сектором.
- Розвиток грошової маси в Україні (залишки коштів на кінець періоду, млн.Грн.)
- Розробка концепціїздійснення грошово-кредитної політики.
- 71. Формы и классификация кредита.
- 73. Система банковского кредитования.
- 74. Характеристика стадий кредитного процесса.
- 75. Формы обеспечения кредитов.
- 77. Методы банковского кредитования.
- 78. Роль кредитных отношений в современной экономике.
- 79. Сущность и измерители процента.
- 80. Теория выбора портфеля активов. Пс:уточню на консультации так ли поняла вопрос!
- 81.Функции и роль процента.
- 82. Поведение и роль процентных ставок.
- 83. Рисковая и срочная структура процентных ставок.
- 84. Способы начисления процентных ставок.
- 85. Сущность, назначение и виды финансового посредничества.
- 86. Экономические выгоды финансового посредничества.Спрошу на консультации , т.К. В тетради єтого нет , а в интернете брееед !!!
- 87. Банки как ведущие институты финансового посредничества.
- 88. Общие понятия парабанковской системы.
- 89. Становление и законодательная база основных пара банковских учреждений.
- 90. Современное состояние развития пара банковских учреждений Украины и государственное регулирование.
- 91. Происхождение и развитие коммерческих банков.
- 92. Сущность и функции коммерческих банков.
- 93. Классификация и организационно-управленческая структура коммерческих банков.
- 94.Загальна характеристика операцій комерційних банків.
- 95. Пасивні операції комерційних банків.
- 96. Активні операції комерційних банків.
- 97. Обов’язкові нормативи діяльності комерційних банків.
- 98. Основні показники оцінювання прибутковості комерційних банків.
- 99. Тенденції розвитку кредитно-інвестиційного портфеля комерційних банків України.
- 100. Аналіз кількості банківських установ та ефективності їх діяльності за останній період.
- 101. Призначення, роль та основи організації центрального банку.
- 102. Походження та розвиток центральних банків.
- 103. Незалежний статус центральних банків.
- 104. Функції центрального банку.
- 105. Грошово-кредитна політика центральних банків.
- 106. Сутність валюти та валютних відносин.
- 107. Валютний ринок.
- 108. Види операцій на валютному ринку.
- 109. Валютне регулювання. Особливості формування валютної системи України
- 110. Платіжний баланс та золотовалютні резерви в механізмі валютного регулювання.
- 111. Світові та міжнародні валютні системи.
- 112. Становлення та розвиток національної валютної системи.
- 113. Міжнародні ринки грошей та капіталів.
- 114. Міжнародний валютний фонд і його діяльність в Україні.
- 115. Світовий банк і його діяльність в Україні.
- 116. Регіональні міжнародні кредитно-фінансові інституції.
- 117. Європейський банк реконструкції та розвитку.
- 118. Банк міжнародних розрахунків.