1.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в республике беларусь
Управление финансами осуществляют специальные органы. Их можно подразделить на три основные группы: а) органы общего управления финансами; б) органы оперативного управления финансами; в) органы отраслевого управления финансами.
К органам общего управленияфинансами относятся Парламент, Совет Министров, Президент Республики Беларусь. Эти органы определяют финансовую политику государства; утверждают финансовое законодательство; осуществляют общий контроль за соблюдением финансового законодательства.
Органами оперативного управления финансами являются: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк. Они проводят в жизнь финансовую политику; контролируют соблюдение установленных форм и методов финансовых отношений, изучают их действенность; вносят предложения в Парламент по совершенствованию форм и методов финансовых отношений.
Важное место в системе управления финансами отведено Министерству финансов. Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь (постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1995 г. № 369) указанное министерство является центральным органом управления финансами в Беларуси.
Его основными задачами являются:
обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений предприятий, учреждений, организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
эффективное проведение в жизнь бюджетной и налоговой политики;
контроль за соблюдением государственной и валютной дисциплины, закона о ценных бумагах и биржах;
разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других центральных органах управления;
финансовое обеспечение подведомственных учреждений и организаций;
участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирование внешней государственной задолженности;
контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.
Министерство финансов в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет многочисленные функции, к которым прежде всего относятся: методическое руководство бюджетно-финансовой сферы в республики, изучение экономики и финансов отраслей национального хозяйства, разработка предложений по совершенствованию финансово- кредитного механизма и увеличению доходов бюджета; организация работы по составлению проекта республиканского бюджета, определение порядка, сроков составления и предоставления Министерству финансов министерствами, ведомствами, исполкомами, предприятиями, учреждениями, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты; составление проекта республиканского бюджета и вместе с проектом закона о бюджете на очередной бюджетный год представление их в Совет Министров Республики Беларусь.
В функции Министерств финансов входит осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами; проведение работы по совершенствованию налогового законодательства и подготовка проектов соответствующих актов; анализ влияния действующей налоговой системы на обеспечение доходной части бюджета и на финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Министерство финансов определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам; обеспечивает использование республиканского бюджета, осуществляет систематический контроль за исполнением бюджета, обобщает и анализирует информацию об исполнении бюджета, осуществляет методологическое руководство и контроль за соблюдением государственной валютной дисциплины и целый ряд других функций, связанных с управлением финансами.
Являясь центральным органов управления, Министерство финансов проводит свою деятельность через финансовые управления областных и городских исполкомов, организует финансовую деятельность подведомственных предприятий, объединений, организаций, учреждений и осуществляет контроль за их работой.
Исходя из многочисленных функций по управлению финансами, Министерство финансов наделено и большими правами. Министерство финансов имеет право требовать и получать от всех центральных органов управления, предприятий, объединений, организаций и учреждений информацию об осуществлении финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств; материалы для бюджетного планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины и т.д.
Исходя из решения новых задач, Правительство Республики Беларусь утвердило новую структуру Министерства финансов. В составе министерства имеются: бюджетное управление; управление финансов промышленности и торговли; управление финансирования и совершенствования органов управления; управление налоговой политикой; управление финансирования непроизводственной сферы и социальной защиты населения; управление финансов сельского хозяйства и продовольствия; главное контроль-ревизионное управление и др.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.Важнейшими функциями этого министерства являются: контроль за соблюдением налогового законодательства, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех государственных налогов и других платежей; подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства.
К органам отраслевого управления финансами относятся: финансовые управления, финансовые отделы министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.
- А. А. Вишневский, с. И. Филипович
- Учебное пособие
- 1. Финансы и финансовая деятельность государства.
- Финансы и финансовая деятельность государства
- 1.2. Общая характеристика финансовой системы республики беларусь
- 1.3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в республике беларусь
- Финансовое право как отрасль права
- 2.1. Понятие финансового права и его предмет
- Финансовый контроль
- 3.1. Понятие, виды, формы и методы финансового контроля
- 3.2. Ревизия как основной метод финансового контроля
- Этапы проведения ревизии
- 3.3. Аудит в республике беларусь
- Бюджетное устройство республики беларусь
- 4.1. Понятие и роль бюджета
- 4.2. Понятие, предмет и источники бюджетного права
- 4.3. Бюджетная система республики беларусь и принципы ее построения
- 4.4. Республиканский и местные бюджеты
- 4.6. Дефицит бюджета и методы его финансирования
- 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 5.1. Понятие и принципы бюджетного процесса
- 5.2. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
- 6. Общая характеристика правового регулирования государственных доходов
- 6.2. Понятие налоговых платежей. Виды общереспубликанских и местных налогов и сборов
- 7. Краткая характеристика порядка уплаты некоторых налогов
- 7.1. Налоги на прибыль и доходы
- 7.2. Налог на добавленную стоимость
- 7.3. Акцизный налог
- 7.4. Подоходный налог с физических лиц
- 7.5. Налог на недвижимость
- 7.6. Земельный налог
- 7.7. Чрезвычайный налог
- 7.8. Налог на приобретение автотранспортных средств
- 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 8.1. Права и обязанности должностных лиц налоговых
- 8.2. Виды нарушений налогового законодательства
- Виды нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и меры ответственности.
- 8.3. Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
- 9. Правовые основы государственного кредита
- 9.1. Понятие, значение, формы и виды государственного кредита
- 9.2. Понятие и виды государственного долга
- 9.3. Управление государственным долгом
- 10. Правовое регулирование страхования
- 10.1. Понятие и значение страхования
- 10.2. Основные направления развития страхования в
- 10.3. Государственное регулирование
- 11. Правовые основы банковского кредита
- 11.1. Банковская система республики беларусь
- Основными целями деятельности Национального банка являются:
- 11.2. Порядок создания и прекращения деятельности банков
- Для государственной регистрации в Национальный банк представляются следующие документы:
- Учредителям банка может быть отказано в его регистрации в следующих случаях:
- 11.3. Основные направления деятельности банков. Банковский кредит
- 12. Правовые основы денежного обращения в республике беларусь
- 12.1 Понятие денег и денежной системы
- 12.2. Порядок наличного денежного обращения
- Порядок приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов
- Порядок ведения кассовой книги и хранения денег
- Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины
- Грубым нарушением Правил ведения кассовых операций являются систематические нарушения:
- 12.3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- 13. Правовые основы расчетов
- 13.1. Порядок открытия счета в банке.
- Виды банковских счетов
- Оформление открытия счетов предприятиям и предпринимателям
- Не требуется представления документа о регистрации (перерегистрации) и копий учредительных документов следующим организациям и учреждениям:
- Переоформление и закрытие счетов
- Открытие и закрытие счетов физическим лицам
- Закрытие счета физического лица производится:
- 13.2. Правовые формы расчетов юридических и
- Расчеты платежными требованиями
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты платежными требованиями – поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Списание средств со счетов плательщиков без их согласия (бесспорный порядок списания средств)
- Расчеты чеками из чековой книжки
- Расчеты расчетными чеками
- 13.3. Расчеты с помощью банковских
- 14. Правовое регулирование валютных отношений
- 14.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 14.3. Валютный контроль