3.Основные инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка Кыргызской Республики.
1. Операции на открытом рынке
- инструмент, используемый для регулирования ("стерилизации"/ пополнения) уровня ликвидности в банковской системе.
1.1. Аукционы по продаже нот НБКР
Ноты - это государственные краткосрочные ценные бумаги, выпускаются в обращение НБКР на срок 7, 14, 28 дней на еженедельных аукционах. Доходность определяется в зависимости от спроса и предложения со стороны коммерческих банков. Расходы на инвестпроекты в 2013 году составят 21,8 млрд ... НБКР объявляет аукцион по размещению нот НБКР сроком обращения 28 дней .
1.2. Покупка/продажа государственных ценных бумаг на условиях РЕПО (т.е. с обязательством их обратной продажи/покупки в определенную дату в будущем и по заранее оговоренной цене) на вторичном рынке
Операции проводятся как по инициативе НБКР, так и комбанков на регулярной основе. Доходность операций определяется исходя из уровня текущих ставок на финансовом рынке. Средний срок операций РЕПО - 6 месяцев.
1.3. Прямая покупка/продажа ГЦБ на вторичном рынке
Данные операции позволяют предоставлять или изымать ликвидность на более длительный период, соответствующий дате погашения торгуемой ГЦБ. Операции проводятся как по инициативе НБКР, так и коммерческих банков.
2. Учетная ставка - инструмент, используемый как основной ориентир при определении стоимости денежных ресурсов в экономике. Размер учетной ставки привязан к текущей доходности нот НБКР сроком обращения 28 дней, устанавливаемой на еженедельных аукционах по размещению нот НБКР.
3. Обязательные резервные требования (ОРТ)
- инструмент, используемый в качестве регулятора объема денежных агрегатов, банковского кредита и спроса на ликвидность, а также как средство снижения риска неплатежеспособности банковской системы. В качестве резервных активов используются средства коммерческого банка на корреспондентском счете в НБКР. Объем ОРТ рассчитывается еженедельно и определяется в процентах от среднедневного объема депозитов за предыдущую неделю. В настоящее время норма ОРТ составляет 10% , а в состав депозитной базы включаются все депозиты, за исключением депозитов в иностранной валюте со сроком до погашения более 1 года. Базовый (расчетный) период выполнения ОРТ составляет 2 недели. За выполнение ОРТ НБКР выплачивает компенсацию, за несоблюдение взимает плату.
4. Операции рефинансирования (кредитование) банков
-инструмент прямого воздействия на денежную массу используемый для корректировки уровня резервов в коммерческих банках в случае возникновения дефицита финансовых средств.
4.1. Кредит "овернайт"
Предоставляется в национальной валюте на один день, под залоговое обеспечение, для поддержания краткосрочной ликвидности банка. В качестве залогового обеспечения принимаются государственные ценные бумаги Кыргызской Республики, размещаемые через НБКР, имеющие дату погашения не позднее последнего дня квартала, в который осуществляется выдача кредита "овернайт". Процентная ставка устанавливается в размере 1,5 от учетной ставки НБКР. Используется регулярно по инициативе коммерческого банка.
4.2. Кредит последней инстанции
Предоставляется в исключительных случаях коммерческим банкам, испытывающим серьезные финансовые проблемы, на срок не более 6 месяцев. Процентная ставка устанавливается Правлением НБКР. Используется по инициативе коммерческого банка при условии наличия программы оздоровления банка.
5. Операции на валютном рынке
- операции с иностранной валютой на межбанковском валютном рынке
5.1. Валютные интервенции
Операции по покупке/продаже иностранной валюты. Проводятся с целью предотвращения резких колебаний обменного курса сома. Операции проводятся по инициативе НБКР.
5.2. SWAP-операции
Соглашение об обмене иностранной валюты на эквивалентную сумму в национальной валюте на определенный срок, по окончании которого участники SWAP-соглашения возвращают друг другу основные суммы и процентные платежи, оговоренные при заключении сделки. Применяется для воздействия на уровень краткосрочной ликвидности коммерческих банков (до 5 дней). Операции проводятся по заявкам коммерческих банков.
Вопрос независимости центральных банков.
Этот вопрос очень важен, так как разная степень независимости центральных банков означает их различные возможности и методы проведения денежно-кредитной политики.
В мировой практике среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков принято выделять следующие:
1. Доля собственности государства в капитале центрального банка.
2. Процедура назначения или выбора руководства банка;
3. Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
4. Право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
5. Наличие законодательного ограничения кредитования правительства.
Рассмотрим эти критерии на примере Национального банка.
По существующему законодательству, уставный капитал Банка Кыргызстана является государственной собственностью. Но, исходя из зарубежного опыта, следует отметить, что состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики не оказывает существенного влияния на его независимость.
В Кыргызстане, как, например, в Австрии, Великобритании, Дании, США, Германии, руководство банка выбирается или назначается из предложенных кандидатур. Председатель Банка Кыргызстана назначается сроком на семь лет и освобождается от должности Президентом Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано раньше установленного срока. НБКР же более зависим от государства.
В Конституции КР закреплены основополагающие идеи организации и деятельности Центробанка, а в законе – его задачи и функции. Однако в ряде стран, например, в США и Швеции формулировка задач центрального банка в законодательстве дана лишь в общих чертах, а в Англии – вообще не зафиксированы. Эти задачи базируются также в на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах.
Неоправданно высока независимость НБКР по фактору права государственных органов вмешиваться в проводимую им денежно-кредитную политику. По существующему Закону «О Национальном банке» НБКР обязан всего лишь предоставить в Жогорку Кенеш проект «Основных направлений денежно-кредитной политики», предварительно представив его Президенту и правительству КР. А Жогорку Кенеш ограничивается его рассмотрением. По степени независимости Нацбанк уступает только центральным банкам Германии и Швейцарии, в законодательстве которых отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка, а также Австрии и Дании, где это право не предусмотрено. Кыргызстан находится примерно на одном уровне с Нидерландами и Швецией, но нельзя забывать, что эти страны имеют давно сформировавшиеся и стабильно функционирующие банковские системы.
По последнему критерию – наличию законодательного ограничения кредитования правительства Банк Кыргызстана не вправе предоставлять кредиты Правительству Кыргызской Республики и другим государственным органам.
Статус банка не так важен, как законодательное определение его полномочий и прописанный механизм контроля за его деятельностью. Обязательная строгая подотчетность должна сочетаться с наделением центробанка достаточными полномочиями для выполнения его функций.
Заключение.
Итак, мы видим, что перед Национальным банком Кыргызской Республики стоит грандиозная задача восстановления и оптимизации проведение денежно-кредитной политики, банковской системы, исключительная важность которой в настоящее время обусловлена инфляционными проблемами.
Но не стоит забывать, что денежно-кредитная политика эффективна лишь в сочетании с другими составляющими единой финансовой политики государства и не способна обеспечить долгосрочный эффект экономического роста. Долгосрочного эффекта можно достичь лишь с помощью эффективной инвестиционной политики, для которой требуется создание комплекса благоприятных условий в краткосрочный период. Это и должны обеспечить денежно-кредитная и фискальная политика государства.
Из поставленных мною задач, видно, что денежно-кредитная политика, проводимая Национальным банком Кыргызской Республики соответствует общим требованиям, существующих в мировой экономике. НБКР обладает достаточным инструментарием и независимостью для регулирования таких показателей, как инфляция и безработица. Но опыт показывает, что этого недостаточно для поддержания экономического роста. Из этого можно сделать вывод о том, что денежно-кредитная политика нашего государства должна выработать свой собственный механизм, обладающий спецификой применительно к экономике переходного периода.
Это и остается главной задачей не только Национального банка Кыргызской Республики, но и всего государства в целом.
Список использованной литературы.
1. Закон Кыргызской Республики “О Национальном банке Кыргызской Республики” г.Бишкек от 29 июля 1997 года N 59
2. Банковский Вестник Кыргызской Республики. №12, 2005. стр 18-19
3. Бабичева Ю.А. / Банковское дело: Справочное пособие, М, Экономика, 1994г.
4. Банковское дело. Под ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кроливецкой. М., «Финансы и статистика», 1995 г.
5. Банковское и кредитное дело. М., 1994 г.
6. Большой экономический словарь. М., 1994 г.
7. www.nbkr.kg
- Глава1. Центральный банк и денежно-кредитная политика
- Глава2. Национальный банк и денежно-кредитная политика
- Глава 1. Центральные банки и денежно-кредитная политика.
- 3. Денежно-кредитная политика.
- Глава 2. Национальный банк и денежно-кредитная политика Кыргызской Республики.
- 3.Основные инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка Кыргызской Республики.