logo search
курсовая

2.2 Инструменты денежно-кредитной политики цб рф

Цели достигаются посредством определенных инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ:

1) Процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентная ставка позволяет стимулировать либо сдерживать экономическую активность предприятий и потребителей. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. В результате она служит ориентиром верхней планки краткосрочных процентных ставок на денежном рынке и используется в качестве базы для установления штрафных санкций к кредитным организациям.

2) Операции на открытом рынке - покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков. Операции на открытом рынке - третий способ контроля над денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю - продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

Операции на открытом рынке нередко происходят в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). Это происходит следующим образом. Центральный банк продает ценные бумаги с условием их обязательного выкупа по более высокой цене по истечении определенного времени.

Когда ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном Банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.

3) Изменение норм обязательных резервов - метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях. Норма обязательных резервов устанавливается центральным банком в процентах от величины депозитов. Ее величина зависит:

а) от вида вкладов (по срочным вкладам она ниже в сравнении с вкладами до востребования);

б) от размеров банков (для крупных банков она выше в сравнении с мелкими банками).

Изменение нормы обязательных резервов происходит в двух основных формах: в форме увеличения и в форме уменьшения. В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение.

Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков.

Обязательные резервы хранятся в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Кроме обязательных резервов коммерческие банки могут хранить и избыточные резервы - суммы сверх обязательных резервов на непредвиденные случаи, например для увеличения потребности в ликвидных средствах. Чем большая сумма хранится в избыточных резервах, тем больше теряется доход, который коммерческие банки могли бы получить в случае использования их в обороте.

Функция резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1 – 2% пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется.

Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов.

1 января 2013 г. обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России, составили 425 585,7 млн. руб., что на 47 215,6 млн. руб. больше, чем сумма обязательных резервов 1 января 2012 г. По данным ЦБ РФ обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России, на 1 марта 2013 г. составляют 446 661,8 млн. руб. Кредитные организации активно пользовались механизмом усреднения обязательных резервов, т.е. выполняли часть обязательных резервов путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России (см. Таблицу 1).

4) Изменение учетной ставки - это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у центрального банка; осуществляется в форме повышения или понижения учетной ставки.

В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем заимствования у центрального банка, вызывая тем самым сокращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Коммерческие банки, получая дорогой кредит, сами увеличивают свои ставки по ссудам, вследствие чего происходит удорожание кредита вообще.

Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получение банковских кредитов, понижается процентная ставка, расширяются кредитные операции, увеличивается денежное предложение.

Учетная ставка (ставка рефинансирования), как правило, ниже ставки межбанковского рынка.

Ставка рефинансирования ЦБ РФ в настоящее время составляет 8,25 % (Указание Банка России от 13 сентября 2012 г. № 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"). Рост против предыдущей ставки рефинансирования составил 0,25 пункта. Это было единственным изменением ставки рефинансирования в 2012 году.

Предыдущая ставка рефинансирования в размере 8,00 % действовала с 26 декабря 2011 г. по 13 сентября 2012 г., то есть почти 9 месяцев, а ставка в 8,25 % действует с 14 сентября 2012 г. и по настоящее время (см. Таблицу 2).

5) Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Темпы прироста денежной массы заметно сократились за 2 года. По статистическим данным ЦБ РФ в январе 2012г. прирост денежной массы увеличился на 22,3% по сравнению с 2011 годом, а прирост денежной массы в январе 2013 г. составил 11,9% по сравнению с данными 01.01.2012 г., что на 10,4% меньше (см. Таблицу 3).

Денежно-кредитная политика, осуществляемая центральным банком, производится посредством политики дешевых или дорогих денег. Политика дешевых денег присуща в основном экономическому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легко доступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций и ВВП. Политика дорогих денег сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, понижает доступность кредита, тем самым сокращает инвестиции, сокращает совокупные расходы и ограничивает инфляцию.

Используя названные инструменты кредитно-денежной политики, центральный банк воздействует на промежуточные цели - денежную массу, ставку процента, обменный курс. Эти действия преследуют достижение конечных целей кредитно-денежной политики.

Кредитно-денежная политика приводит к различным результатам в коротком и долгом периодах. В коротком периоде в большей мере влияет на реальный выпуск и в меньшей - на цены. В долгом периоде изменение денежной массы влияет главным образом на уровень цен и в небольшой мере - на реальный объем выпуска.

Ограничение кредитования - этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов.

В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

Заключение

Как показал анализ взглядов ученых на исследуемую проблему, понятие «банковская система» можно рассматривать в широком и узком смысле.

В узком смысле под банковской системой понимают совокупность банков, осуществляющих кредитные, расчетные и иные операции, регулируемые нормативными актами.

В широком смысле «банковская система» — это банки, небанковские кредитные организации, а также вспомогательные организации.

С точки зрения устойчивости, банковскую систему необходимо рассматривать в широком смысле, т.е. банковская система – это включенная в экономическую систему страны единая и целостная (взаимосвязанная и взаимодействующая) совокупность элементов: банков, небанковских кредитных учреждений и организаций инфраструктуры, каждый из которых выполняет свою особенную функцию (функции), проводит свой перечень банковских и вспомогательных операций, в результате чего объем потребностей общества в банковских продуктах удовлетворяется в полной мере. В структурном плане это не только банки, но и их союзы, ассоциации, группы, холдинги и объединения; небанковские кредитные организации; вспомогательные организации (расчетно-кассовые и клиринговые центры, фирмы по аудиту банков, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами банков, организации, определяющие рейтинг банков и обеспечивающие банки специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами).

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации двухуровневая, включает в себя: Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Первый уровень банковской системы РФ занимает Центральный банк Российской Федерации. Он является государственным учреждением и находится в исключительной федеральной собственности. Основной целью деятельности Центрального банка является поддержка покупательной способности рубля через борьбу с инфляцией, обеспечение стабильности кредитно-банковской системы, с издержками денежной эмиссии.

Второй уровень банковской системы РФ — это разветвленная сеть коммерческих банков, предоставляющих широкий выбор кредитно-финансовых услуг, реализующих денежно-кредитную политику Банка России на местах.

Одна из целей функционирования Банка России — развитие и укрепление банковской системы страны. Центральный банк осуществляет лицензирование, контроль и надзор банковской деятельности, методологическое обеспечение учета операций и расчетов в национальной и иностранной валютах.

Денежно-кредитная политика Центрального Банка как составная часть государственно-монополистического регулирования экономики представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).

Банк России осуществляет денежно-кредитную политику посредством основных инструментов и методов: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование кредитных организаций; 5) установление ориентиров роста денежной массы; 6) прямые количественные ограничения; 7) эмиссия облигаций от своего имени.

Приложение

Таблица 1: «Обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России» (в млн. руб.)

Год/месяц

Объем обязательных резервов

1 января 2011

188 375,6

1 марта 2011

195 225,7

1 декабря 2011

369 558,1

1 января 2012

378 370,1

1 марта 2012

393 888,9

1 декабря 2012

419 532,8

1 января 2013

425 585,7

1 февраля 2013

440 967,0

1 марта 2013

446 661,8

Таблица 2: «Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации»

Период действия

%

Нормативный документ

14 сентября 2012 г. –

8,25

Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

26 декабря 2011 г. – 13 сентября 2012 г.

8

Указание Банка России от 23.12.2011 № 2758-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

3 мая 2011 г. – 25 декабря 2011 г.

8,25

Указание Банка России от 29.04.2011 № 2618-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

28 февраля 2011 г. – 2 мая 2011 г.

8

Указание Банка России от 25.02.2011 № 2583-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

Таблица 3: «Денежная масса (национальное определение) в 2013 году (денежный агрегат М2)» (млрд. руб.)

Дата

Денежная масса в национальном определении (денежный агрегат М2)

Темпы прироста денежного агрегата М2, %

к предыдущему месяцу

к соответст- вующему месяцу предыдущего года

01.01.2011

20 011,9

9,6

31,1

01.06.2011

20 160,9

0,7

22,4

01.12.2011

21 920,0

2,6

20,0

01.01.2012

24 483,1

11,7

22,3

01.06.2012

24 365,9

0,8

20,9

01.12.2012

25 080,6

1,4

14,4

01.01.2013

27 405,4

9,3

11,9

01.02.2013

26 745,0

-2,4

13,2

Список используемой литературы и ресурсов интернета:

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 05.02.1996, N 6, ст. 492.

  2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" // "Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, N 28, ст. 2790.

1. Андрюшин С., Кузнецова В. Курсовая политика центральных банков стран с формирующимся рынком. Вопросы экономики. 2011. №12.

2. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Макроэкономика. Издательство «ПИТЕР». С-Пб, 2010.

3. Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие. Издательство: «Альма Матер». М, 2007.

4. Грязнова А. Г., Юданова А. Ю. Макроэкономика. Теория и российская практика. Издательство: «КНОРУС». М, 2008.

5. Гребенников П. Н. Макроэкономика. Издательство: «Юрайт». М, 2011.

6. Жарковская Е.П. Банковское дело. Издательство: «Омега-Л». М, 2006.

7. Кочеткова А. А. Экономическая теория. Издательство: «Дашков и К». М, 2011.

8. Лаврушин О. И. Банковское дело. Издательство: «КНОРУС». М, 2012.

9. Носова С. С. Экономическая теория. Издательство: «КНОРУС». М, 2008.

10. Носова С. С., Новичкова В. И. Экономическая теория для бакалавров. Издательство: «КНОРУС». М, 2009.

11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. Издательство: «Норма». М, 2007.

12. Серегина С. Ф. Макроэкономика. Издательство: «Юрайт». М, 2011.

13. Тосунян Г.А. Банкизация России: право, экономика, политика (Монография). Издательство: «Олимп-бизнес». М, 2008.

14. Эскиндаров М. А. Экономическая теория. Кейсы из российской практики. Издательство: «КНОРУС». М, 2009.

15. www.akm.ru

16. Информационно-аналитические материалы с официального сайта Центрального Банка Российской Федерации www.cbr.ru

2