15.5. Мониторинг деятельности обособленных подразделений.
Мониторинг деятельности территориальных подразделений осуществляется как службами центрального офиса по своим направлениям, так и службами внутреннего контроля на местах. Службы внутреннего контроля в филиалах напрямую подчиняются центральному офису. Фактически управляющий не должен иметь права влиять на оплату труда данных сотрудников, увольнять и принимать их на работу без согласования с центральным офисом.
С помощью программного обеспечения в обязательном порядке ежедневно могут отслеживаться не только балансы территориальных подразделений, но и оборотно-сальдовые ведомости. Все осуществляемые проводки проверяются, выделяются нетиповые. И при закрытии операционного дня всегда существует возможность их ручной коррекции. По сути, осуществляется последующий контроль. Однако в будущем необходимо будет переходить к программному обеспечению, которое позволит осуществлять контроль в онлайновом режиме в момент совершения операции.
А теперь давайте рассмотрим ряд направлений подлежащих «инвентаризации» для повышения эффективности филиальной сети.
1. Количество точек присутствия. В первую очередь необходима ревизия работы филиалов и отделений. Их классификация и группировка должна базироваться на значениях прибыльности и эффективности на основании внутренних и внешних сравнительных показателей (benchmarks). Часто, 10-15% филиалов/отделений в конце списка, стабильно показывающие низкие результаты (не только сейчас, но и в прошлых докризисных периодах), могут быть закрыты. При открытии новых точек необходимо более пристально подходить к определению расположения офисов, с точки зрения численных методов статистики и анализа пассажиропотока, и, разумеется, учитывать потенциальный объем спроса на банковские услуги в конкретных регионах в новых условиях.
2. Численность персонала. Для принятия оперативных решений по изменению численности персонала необходимо использовать проверенные методики нормирования труда и организовать сбор и анализ объективной статистики об объемах и количестве операций по функциям. Как показывает практика, для сбора статистики предпочтительней использовать не вопросники, а выгрузки из автоматизированных систем. А для методик нормирования вместо экспертных оценок целесообразно составлять фотографии рабочего времени и проводить хронометраж операций.
3. Размер площади точек присутствия. Возможен пересмотр филиальной модели работы «банк-в-банке» и переход к модели работы «точка продаж/обслуживания», подразумевающей небольшие по площади отделения, которые располагаются в удобных для клиентов местах: на оживленных улицах, на предприятиях, в торговых центрах и т.д. Это позволяет снизить стоимость капитальных вложений и ускорить процесс открытия и закрытия точек продаж (обслуживания). Использование при этом облегченной лизинговой схемы также позволяет снизить стоимость капитальных вложений и улучшить баланс.
4. Функции управления и риск менеджмента. Необходимо пересмотреть лимиты, кредитную политику и кредитные процедуры, регламенты делегирования полномочий, механизмы подотчетности и организационные структуры филиалов. Централизация данных направлений позволяет обеспечить усиленный контроль, поскольку возрастает цена ошибки при принятии неверных решений на местах. Одновременно централизация этих функций позволяет добиться существенной экономии, что особенно важно в условиях сокращения объемов кредитования.
5. Основные бизнес процессы. Унификация и стандартизация бизнес процессов, штатных расписаний, должностных инструкций позволяют снизить затраты на подготовку персонала, снизить операционные риски, повысить качество обслуживания, увеличить скорость вывода на рынок новых продуктов.
6. Обеспечивающие и поддерживающие функции. Централизация данных функций, а в отдельных случаях и их аутсорсинг, помогают сократить затраты на содержание сети. При этом централизация не обязательно означает передачу этих функций в головной офис, возможно создание Общих Центров Обслуживания (ОЦО, shared services centre). ОЦО является некоторым аналогом головному офису, однако он не осуществляет функций управления, а выполняет только операционные функции, что позволяет снизить их стоимость. Для иллюстрации приведу набор функций, которые обычно централизуются и передаются в общий центр обслуживания: клиентский сall-центр и внутренняя служба поддержки, поддержка функционирования ИТ-систем, бэк-офис, претензионная работа и работа с просрочкой, управление персоналом (HR), инкассация и пересчет наличности, обслуживание «внешних» банкоматов и POS-терминалов, административно-хозяйственное обеспечение и транспорт (в рамках одного города).
Итак, мы рассмотрели основные аспекты банковской деятельности: продукт, цена, персонал, место. Определенная комбинация этих факторов формирует уникальное конкурентное преимущество банка. Именно его необходимо продавать клиентам с помощью способов и инструментов клиентской работы. Однако успешный этап продажи не гарантирует успеха на рынке. Правильная организация банковской деятельности, использование современных методов организационного проектирования, грамотная организация филиальной сети и стандартизация большинства процессов с целью минимизации рисков также являются неотъемлемой частью эффективной работы банка.
- Оглавление
- 1.2. Банковское законодательство.
- 1.3. Банковская система рф. Центральный банк Рф.
- 1.4. Банковский надзор.
- 2.1. Нормативные акты для регистрации кредитной организации.
- 2.2. Требования к кредитной организации при регистрации. Банковские операции.
- 2.3. Органы управления кредитной организацией.
- 2.4. Порядок регистрации кредитной организации.
- 3.1. Основные понятия в сфере финансового мониторинга.
- 4.1. Необходимость внутреннего контроля в коммерческом банке.
- 4.2. Основные понятия внутреннего контроля.
- 4.3. Новые тенденции в организации внутреннего контроля в коммерческих банках.
- 5.1. Необходимость участия Центрального Банка рф в системе внутреннего контроля коммерческих банков.
- 5.2. Оценка деятельности службы внутреннего контроля.
- 5.3. Банковский аудит.
- 5.4. Методы аудиторской проверки.
- 5.5. Аудит системы внутреннего контроля.
- 6.1. Понятие рисков банковской деятельности
- 6.2. Управление рисками на разных уровнях.
- 6.3. Риски ликвидности и снижения капитала.
- 6.4. Внешние риски.
- 8.1. Расчетно-кассовое обслуживание.
- 8.2. Вексельные операции.
- 8.3. Депозитные продукты.
- 8.4. Кредитные продукты.
- 8.5. Факторинг.
- 8.6. Операции с иностранной валютой.
- 9.1. Основные понятия в сфере банковского ценообразования.
- 9.2. Этапы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.3. Методы ценообразования в коммерческих банках.
- 9.4. Факторы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.5. Стратегии ценообразования.
- 9.6. Модели деятельности коммерческого банка.
- 10.1. Специфика банковского маркетинга.
- 10.2. Особенности бизнес-коммуникаций в банковской сфере.
- 10.3. Факторы, влияющие на стратегию продвижения банка.
- 10.4. Ключевые элементы бизнес-коммуникаций коммерческих банков.
- 10.5. Клиентская работа в коммерческом банке.
- 10.6. Формы прямого поиска клиентов
- 1. Привлечение клиентов через давно и успешно обслуживающихся в данном банке.
- 11.1. Особенности маркетинга услуг.
- 11.2. Сущностная характеристика маркетинга услуг.
- 11.3. Процесс разработки новой услуги.
- 11.4. Каналы распределения для услуг.
- 12.1. Особенности управления коммерческим банком в современных условиях.
- 12.2. Роль руководителя в коммерческом банке.
- 12.3. Формы взаимодействия персонала и руководителя.
- 12.4. Организационная структура коммерческого банка.
- 12.5. Виды организационных структур.
- 12.6. Виртуальные структуры.
- 12.7. Взаимодействие фронт- и бэк-офиса.
- 12.8. Методы повышения эффективности работы бэк-офиса.
- 13.1. Построение команды коммерческого банка.
- 13.2. Ситуационный менеджмент в коммерческом банке.
- 13.3. Роль оценки персонала в управлении персоналом.
- 13.4. Показатели оценки персонала в коммерческом банке.
- 14.1. Соотношение системы мотивации и системы управления.
- 14.2. Механизм построения системы мотивации.
- 14.3. Система мотивации в динамике.
- 14.4. Задачи по совершенствования системы управления банком.
- 14.5. Стимулирование сотрудников.
- 15.1. Основные понятия.
- 15.2. Бизнес-план открытия филиала.
- 5. Операции с иностранной валютой:
- 15.3. Нормативное регулирование открытия обособленных подразделений.
- 15.4. Построение структуры управления филиалами.
- 15.5. Мониторинг деятельности обособленных подразделений.
- 16.1. Идеи развития коммерческого банка.
- 16.2. Новые системы управления персоналом.
- 16.3. Новые технологии внутренних коммуникаций.
- 16.4. Новые системы обучения.
- 17.1. Тенденции развития технологий в банковском бизнесе.
- 17.2. Новые банковские системы.
- 17.3. Модели банковских услуг на дому.
- 17.4. Возможности Internet для банковского бизнеса.
- 17.5. Системы межбанковских коммуникаций.