2.Фонд социальной защиты населения, его формирование и использование
Финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными составляющими являются: страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты.
Фонды социального страхования – это обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан и хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения в соответствии с установленными квалификационными условиями.
Страховые фонды создаются по определенным правилам и преследуют цель компенсации рисков в пределах установленных нормативов. Способы формирования страховых фондов, подходы к определению их размеров и достаточности для осуществления последующих социальных платежей могут быть разными в зависимости от целей социальной политики государства.
Основными источниками поступлений средств в фонды социального страхования служат страховые взносы.
Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости – государством, и аккумулируемые в страховых фондах на цели социальной защиты.
Взносы на социальное страхование часто отождествляют с налогами, что неправомерно по сути. Взносы на социальное страхование схожи с налогами ввиду обязательного характера и порядка их уплаты. Однако налоги являются для индивидуума безэквивалентным и безвозвратным платежом, тогда как взносы предполагают последующее осуществление социальных выплат на принципе эквивалентности. Страховой взнос предполагает наличие зависимости между отчислениями и социальными выплатами, имеющими одинаковую базу исчисления – индивидуальный трудовой доход.
Базой начисления взносов на социальное страхование обычно выступает заработная плата, а тарифы взносов устанавливаются в процентном отношении к ней. Устанавливая ставки страховых взносов, государство может регулировать тарифную политику в зависимости от современных экономических и социальных потребностей.
Социальная защита населения в Республике Беларусь регламентирована Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенным в действие с 1 апреля 1995 г. Социальное обеспечение может проводиться на основе обязательного государственного, а также добровольного и дополнительного социального страхования.
Основными принципами государственного социального страхования являются:
1)участие работающих граждан и нанимателей в создании государственных страховых фондов;
солидарный характер их создания, обеспечивающий содержание нетрудоспособных и неработающих трудоспособными и работающими;
гарантированность пенсий, пособий и прочих социальных выплат;
равенство граждан в праве на социальное страхование;
дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и прочих социальных выплат.
Добровольное и дополнительное социальное страхование может осуществляться негосударственными страховыми органами (страховщиками) за счет собственных средств нанимателей или самих граждан.
Обязательному государственному страхованию подлежат лица, работающие на основе трудовых договоров; членства в кооперативах, предприятиях и обществах коллективных форм собственности. Государственное социальное страхование может также распространяться и на другие категории граждан при условии оплаты страховых взносов (предпринимателей; членов крестьянских хозяйств; творческих работников; работников, работающих по договорам подряда; иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь).
Средства государственного социального страхования размещаются во внебюджетном фонде социальной защиты населения, не подлежат изъятию, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.
Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь создан 1 июля 1993 г. на основе пенсионного фонда и фонда социального страхования, является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства социальной защиты населения. Источниками его финансовых ресурсов являются:
а) обязательные взносы нанимателей и граждан;
б) добровольные страховые взносы выше перечисленных категорий граждан (предприниматели, члены кооперативных хозяйств и т. д.);
в) ассигнования из республиканского бюджета на выплату пенсий и пособий военнослужащим срочной службы и их семьям и прочие расходы;
г) доходы от инвестиционной деятельности (капитализации средств);
д) средства, поступающие по регрессным искам;
е) добровольные пожертвования.
Кроме того, в фонд поступают суммы начисленной пени, а также финансовых санкций и штрафов. Пеня начисляется на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере 1/2 учетной ставки Национального банка. К недоимке относятся не внесенная в срок сумма страховых взносов и сумма задолженности, выявленная у плательщика взносов. Финансовые штрафы и санкции взыскиваются в следующих случаях: а) за отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в местных органах фонда в размере 10 % полагающихся к уплате сумм, страховых взносов; б) за сокрытие и занижение при начислении страховых взносов суммы оплаты труда в размере всей суммы сокрытого (заниженного) фонда оплаты труда, а при повторном нарушении штраф взимается в двойном размере.
Страховые взносы уплачиваются один раз в месяц в день, определенный коллективным договором для выплаты заработной платы за истекший месяц. При этом наниматель представляет в банк платежное поручение на перечисление страховых взносов в фонд, и только после этого банк выдает средства на оплату труда.
Основным источником формирования финансовых ресурсов фонда являются обязательные страховые взносы нанимателей и граждан. Их размер основан на тарифах, устанавливаемых Верховным Советом Республики Беларусь, и может зависеть от состояния техники безопасности и условий труда.
В настоящее время для основной массы плательщиков установлен тариф в размере 35 % от фонда оплаты труда, для предпринимателей и фермерских хозяйств — 15 % от их доходов, для граждан — 1 % от заработной платы, для коллегии адвокатов — 5 %, а для предприятий и организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, — 30 %.
Для организаций и предприятий, использующих труд инвалидов, пенсионеров, ветеранов войны, труда и Вооруженных сил, установлены льготы, регламентированные законодательством. В частности, для предприятий, организаций, объединений и учебных учреждений общества инвалидов и пенсионеров тариф установлен в размере 4,7 %. Предприятия при благотворительных организациях, на которых работает не менее 50 % инвалидов и пенсионеров, производят отчисления в размере 20,4 % от фонда оплаты труда.
Выплаты из фонда производятся при наступлении следующих страховых случаев: болезнь или временная нетрудоспособность, включая нетрудоспособность, связанную с беременностью и родами; рождение ребенка и уход за ним до достижения им возраста трех лет; инвалидность; достижение пенсионного возраста; потеря кормильца; потеря работы; производственные травмы и профессиональные заболевания; смерть застрахованного или члена его семьи.
Средства фонда используются на выплату: пенсий по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет; пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями; пособий, связанных с рождением ребенка и уходом за ним; пособий по болезни и временной нетрудоспособности, а также пособий, связанных с санаторно-курортным лечением и оздоровлением; пособий по безработице; пособий на погребение.
При одновременном наступлении таких страховых случаев, как инвалидность, достижение пенсионного возраста и потеря работы, выплачивается один вид пенсий или пособия.
- Тема 16 Сущность и значение страхования
- 1. Социально-экономическая сущность страхования и его роль в современной рыночной экономике
- 2. Страховой рынок и его структура
- 3. Классификация страхования
- 4. Страховой тариф и его построение
- 5. Финансовые основы страховой деятельности
- Тема 17. Социальное страхование
- 1.Сущность и значение социального страхования
- 2.Фонд социальной защиты населения, его формирование и использование