logo search
Методичка Жмайло А

2.1.2.Типы и группы финансовых отношений

Финансовые отношения - отношения двух его противоположных сторон.

Тип финансового отношения есть вся совокупность условий, на которых стоимость передается от одного участника рынка к другому.

Исходные типы финансовых отношений разделяются в зависимости от способа их образования и национальной принадлежности финансовых ресурсов.

Финансовые отношения основываются на процессах формирования и использования первичных и вторичных доходов участников рынка. Первичные доходы образуются в результате отношений распределения. Вторичные доходы образуются в результате отношений перераспределения.

Финансовые отношения разделяются по способу образования (возникновения) финансовых доходов (расходов) на отношения распределения и отношения перераспределения.

Отношения распределения есть отношения, связанные с образованием первичных доходов из выручки от реализации. Эти отношения, с одной стороны, представляют собой разделение валового дохода участника рынка на затраты и его собственный (производственный) чистый доход. С другой стороны - разделение затрат на валовые и чистые доходы других участников рынка.

Перераспределительные отношения связаны с дальнейшим движением (передачей) чистых доходов между участниками рынка. Передача чистого дохода может происходить с его последующим возвратом или без такового, т. е. безвозвратно. Передача чистого дохода может происходить за плату или бесплатно. Сочетание указанных способов передачи чистого дохода имеет четыре варианта: передача с возвратом за плату и бесплатно, передача без возврата за плату и бесплатно.

Деление финансовых отношений в зависимости от национальной принадлежности чистого дохода есть их деление на национальные и международные финансы.

Логически отношения перераспределения следуют за отношениями распределения. Однако на практике обе группы отношений часто имеют место одновременно, поскольку в процесс перераспределения вовлекаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. В результате возникает замкнутая цепочка распределительно-перераспределительных отношений. Финансовые отношения есть всегда единство отношений распределения и перераспределения.

Основные группы распределительных отношений. Распределительные отношения состоят из двух групп.

Во-первых, это разделение валового дохода участника рынка на затраты и его собственный, или производственный, чистый доход, который включает прибыль и амортизационные отчисления.

Во-вторых, это деление затрат на валовые и чистые доходы других участников рынка, к которым относятся заработная плата, рентные платежи и косвенные налоги государству.

С формальной точки зрения отношения распределения выручки от реализации достаточно просты, так как сводятся лишь к трем группам отношений и связанных с ними пропорций:

Однако указанные группы пропорций совсем не равнозначны. Первая пропорция имеет ярко выраженный социальный характер и проявляется в возможном противостоянии интересов коммерческой организации и интересов ее работников. Борьба за повышение заработной платы является изначальным сопутствующим явлением в развитии рыночной экономики.

Вторая пропорция имеет отношение к характеру собственности на землю и природные ресурсы. Если земля с ее ресурсами есть собственность коммерческой организации, то рентные платежи остаются в ее собственности, что выражается в увеличении размеров прибыли над ее среднеотраслевыми показателями. В этом случае природа выступает как бесплатный источник дополнительной прибыли.

Обе указанные пропорции тесно связаны с отношением между прибылью и амортизационными отчислениями. Увеличение амортизационных отчислений есть фактор уменьшения размеров прибыли, и наоборот. Для самой коммерческой организации эта пропорция совершенно безразлична, так как обе указанные части стоимости есть ее полная собственность.

Третья пропорция показывает, какую долю валового дохода забирает государство вне какой-либо связи с выплатой чистого дохода работникам и собственникам земли. Косвенные налоги увеличивают цену реализации товаров и услуг, т. е. удорожают их для конечных потребителей.