1.5. Принципы банковской деятельности.
Сущностные черты банка, его функции и роль в экономике неизбежно определяют принципы банковской деятельности.
Рассмотрим более подробно принципы банковской деятельности.
1 принцип - ориентация на удовлетворение потребностей клиентов.«Все для клиента» — вот правило, которым руководствуются банки, желающие выстоять в конкурентной борьбе, обеспечить свое устойчивое развитие. Добиваясь прибыли для клиента, банки получают возможность заработать собственную прибыль, направляемую ими как на увеличение своих капиталов, так и на материальное поощрение своих сотрудников.
2 принцип – принцип платности.Поскольку банк является экономическим субъектом, это означает, что он не может выступать в роли благотворительной организации, свои операции банк выполняет на платной основе, получая комиссионное вознаграждение, плату за кредит и другие операции. Принцип платности отражает коммерческую основу банковской деятельности. Как экономический субъект банк за счет платности операций не только покрывает свои затраты по ведению банковского дела, но и получает прибыль.
3 принцип – принцип взаимной заинтересованности сторон.На практике данный принцип проявляется в установлении между банком и его клиентами партнерских отношений. Деятельность банка при этом носит предпринимательский характер, своими капиталами банк содействует реализации хозяйственных проектов.
4 принцип – принцип планомерности банковской деятельности.Осуществляя текущую деятельность, банки неизбежно планируют как поступление ресурсов, так и их перераспределение. К примеру, разрыв во времени между производством платежа за счет кредита и его погашением предполагает оценку возможностей не только заемщика, но и банка-кредитора в текущем и в будущем периоде, требует планирования денежного потока, обеспечивающего как платежеспособность клиента, так и ликвидность кредитного учреждения.
5 принцип – принцип рациональной деятельности.Этот принцип определяет сохранение фундаментальных условий устойчивого развития кредитных организаций - их ликвидности, прибыльности, конкурентоспособности, качества обслуживания и безопасности. Практика показывает, что успех деятельности банка возможен тогда, когда ему удается за счет профессионализма, учета внешних и внутренних факторов рационально вести свое хозяйство, управлять капиталом, активами, пассивами, различными видами рисков.
6 принцип – принцип законопослушания.Банк как общественный и экономический институт более всего заинтересован в соблюдении законов и правил профессиональной деятельности, что обеспечивает стабильность банковского бизнеса. Опыт показывает, что банки, прикрывающие неблагоприятную деятельность клиентов, зачастую сами оказываются замешанными в незаконном (полузаконном, «сером») бизнесе и в итоге несут убытки и даже разоряются. Поэтому банковская деятельность является объектом строгого регулирования.
*******
Принципы банковской деятельности — это предмет пристального внимания современных банкиров. Еще в декабре 1863 года Хаг Мак Каллох, будучи фактически министром финансов США, обратился ко всем национальным банкам с письмом, где сформулировал принципы (правила), которым необходимо следовать в организации банковской деятельности.
В частности, он рекомендовал соблюдать следующие правила: «Осуществляйте банковскую деятельность честно, открыто, законно. Руководствуйтесь не искушением перспективы получить большой доход, а тем, что может быть создано по Закону о национальной валюте. «Блестящие финансы» не являются признаком законной банковской деятельности, а „блестящие финансисты" в банковском деле в основном оказываются мошенниками и плутами. Платите своим служащим такую зарплату,1которая позволит им жить безбедно и без воровства, и требуйте от них выполнения всех обязанностей. Если кто-то из ваших служащих живет не по средствам, увольте его, даже если он может гладко объяснить свои сверхзатраты. Расточительность, если сама по себе не является преступлением, неизбежно ведет к нему. Человек, тративший больше заработанного, не может быть надежным банковским служащим.
Относитесь к своим клиентам любезно, помня, что банк процветает тогда, когда процветают его клиенты, но никогда не позволяйте им определять вашу политику».
******
- Часть 3. Банки
- Тема 2. Кредитная и банковская системы
- 2.1. Кредитная система: содержание, структура и элементы
- I. Фундаментальный блок:
- II. Организационный блок:
- III. Регулирующий блок:
- II. По степени развитости:
- III. По географическому признаку.
- 2.3. Признаки банковской системы
- 2.4. Банковская система и ее элементы
- I. Фундаментальный блок (сущность его элементов):
- 1.1. Банк как денежно-кредитный институт.
- 1.2. Структура банка.
- 1.3. Функции банка.
- 1. Функция аккумуляции денежных средств.Особенности аккумуляции средств банками состоят в том, что:
- 1.4. Роль банка.
- Количественная сторона деятельности банка
- Качественная сторона деятельности банка
- Общественное назначение банка
- 1.5. Принципы банковской деятельности.
- II. Организационный блок (сущность его элементов):
- 2.1. Виды банков.
- 2.2. Основы банковской деятельности.
- 2.3. Организационная основа банковской деятельности.
- III. Регулирующий блок(сущность его элементов):
- 2.5. Развитие банковской системы
- 2.6. Особенности развития банковской системы России
- 2.7. Организация банковских систем зарубежных стран
- Организационная структура Федеральной резервной системы сша