8.2. Вексельные операции.
Вексель - это составленное по установленной законом форме безусловное письменное денежное обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю) и оплаченное гербовым сбором.
Сущность векселя можно выразить следующим образом. Вексель - это письменное долговое обязательство, в котором воплощено право на определенное имущество. Это право может быть реализовано только тем, кто законно обладает векселем. Вексель не является именным документом. Право на вексель обычно передается с помощью индоссамента (передаточной надписи на векселе), однако возможна и его уступка. Вместе с тем, вексель не может предъявить любое лицо, не упомянутое в векселе (например, нашедший вексель). Вексель - самостоятельное платежное обязательство. Вексель имеет силу при выполнении определенных формальных предписаний, изложенных в законе о векселе. Эти указания необходимо строго выполнять, чтобы ценная бумага не потеряла характер векселя. Выполнение данных обязательных предписаний - важная предпосылка для обращения векселей. Банковский вексель – инструмент привлечения ресурсов.
Используется два основных вида векселей: простые и переводные (тратта). В свою очередь простые и переводные векселя делятся на процентные и дисконтные.
Процентные векселя - это векселя, на вексельную сумму которых начисляются проценты. Вексельная сумма - это денежная сумма, указанная векселем, подлежащая платежу. Дисконтные векселя - это векселя, которые выписываются или продаются с дисконтом - разницей между ценой реализации и ценой погашения векселя.
Простой вексель представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте покупателю и его приказу.
Переводной вексель представляет собой письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя плательщику уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю или его приказу. Банки не имеют права выпускать переводные векселя.
Вексель может быть учтен в коммерческом банке. Учет векселей состоит в том, что векселедержатель передает ранее полученные векселя банку по индоссаменту до наступления срока платежа (или в момент наступления платежа) и получает за это вексельную сумму за вычетом определенного процента от этой суммы. Этот процент называется учетным процентом или дисконтом. Соответственно, чаще всего векселя удовлетворяют потребность клиента в РАСЧЕТАХ, то есть один клиент банка может приобрести у банка вексель, рассчитаться с поставщиком за поставленный товар этим векселем, а поставщик может предъявить в банк, указанный вексель, и получить денежные средства. При этом, банк зарабатывает за счет комиссии за выдачу векселя, процентные доходы на размещенные средства (которые он привлек с помощью векселя) и, если вексель предъявлен раньше срока, на дисконте.
Таким образом, залогом успешной продажи вексельных продуктов является широкая клиентская база (чтобы предприятие могло оперативно и без потерь предъявить вексель к учету). Широкая клиентская база нарабатывается с помощью расчетно-кассовых операций. Следовательно, механизмы успешной продажи векселей аналогичны механизмам продажи расчетно-кассовых продуктов.
Основным риском при совершении вексельных операций является предъявление к учету поддельных векселей. Основным способом страховки от этого является изготовление бланков векселей с различными степенями защиты, а также ведение информационной базы, в которой будут отражаться выданные и погашенные векселя. При предъявлении поддельного векселя, информации о нем не будет в базе, что не позволит принять его к учету.
- Оглавление
- 1.2. Банковское законодательство.
- 1.3. Банковская система рф. Центральный банк Рф.
- 1.4. Банковский надзор.
- 2.1. Нормативные акты для регистрации кредитной организации.
- 2.2. Требования к кредитной организации при регистрации. Банковские операции.
- 2.3. Органы управления кредитной организацией.
- 2.4. Порядок регистрации кредитной организации.
- 3.1. Основные понятия в сфере финансового мониторинга.
- 4.1. Необходимость внутреннего контроля в коммерческом банке.
- 4.2. Основные понятия внутреннего контроля.
- 4.3. Новые тенденции в организации внутреннего контроля в коммерческих банках.
- 5.1. Необходимость участия Центрального Банка рф в системе внутреннего контроля коммерческих банков.
- 5.2. Оценка деятельности службы внутреннего контроля.
- 5.3. Банковский аудит.
- 5.4. Методы аудиторской проверки.
- 5.5. Аудит системы внутреннего контроля.
- 6.1. Понятие рисков банковской деятельности
- 6.2. Управление рисками на разных уровнях.
- 6.3. Риски ликвидности и снижения капитала.
- 6.4. Внешние риски.
- 8.1. Расчетно-кассовое обслуживание.
- 8.2. Вексельные операции.
- 8.3. Депозитные продукты.
- 8.4. Кредитные продукты.
- 8.5. Факторинг.
- 8.6. Операции с иностранной валютой.
- 9.1. Основные понятия в сфере банковского ценообразования.
- 9.2. Этапы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.3. Методы ценообразования в коммерческих банках.
- 9.4. Факторы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.5. Стратегии ценообразования.
- 9.6. Модели деятельности коммерческого банка.
- 10.1. Специфика банковского маркетинга.
- 10.2. Особенности бизнес-коммуникаций в банковской сфере.
- 10.3. Факторы, влияющие на стратегию продвижения банка.
- 10.4. Ключевые элементы бизнес-коммуникаций коммерческих банков.
- 10.5. Клиентская работа в коммерческом банке.
- 10.6. Формы прямого поиска клиентов
- 1. Привлечение клиентов через давно и успешно обслуживающихся в данном банке.
- 11.1. Особенности маркетинга услуг.
- 11.2. Сущностная характеристика маркетинга услуг.
- 11.3. Процесс разработки новой услуги.
- 11.4. Каналы распределения для услуг.
- 12.1. Особенности управления коммерческим банком в современных условиях.
- 12.2. Роль руководителя в коммерческом банке.
- 12.3. Формы взаимодействия персонала и руководителя.
- 12.4. Организационная структура коммерческого банка.
- 12.5. Виды организационных структур.
- 12.6. Виртуальные структуры.
- 12.7. Взаимодействие фронт- и бэк-офиса.
- 12.8. Методы повышения эффективности работы бэк-офиса.
- 13.1. Построение команды коммерческого банка.
- 13.2. Ситуационный менеджмент в коммерческом банке.
- 13.3. Роль оценки персонала в управлении персоналом.
- 13.4. Показатели оценки персонала в коммерческом банке.
- 14.1. Соотношение системы мотивации и системы управления.
- 14.2. Механизм построения системы мотивации.
- 14.3. Система мотивации в динамике.
- 14.4. Задачи по совершенствования системы управления банком.
- 14.5. Стимулирование сотрудников.
- 15.1. Основные понятия.
- 15.2. Бизнес-план открытия филиала.
- 5. Операции с иностранной валютой:
- 15.3. Нормативное регулирование открытия обособленных подразделений.
- 15.4. Построение структуры управления филиалами.
- 15.5. Мониторинг деятельности обособленных подразделений.
- 16.1. Идеи развития коммерческого банка.
- 16.2. Новые системы управления персоналом.
- 16.3. Новые технологии внутренних коммуникаций.
- 16.4. Новые системы обучения.
- 17.1. Тенденции развития технологий в банковском бизнесе.
- 17.2. Новые банковские системы.
- 17.3. Модели банковских услуг на дому.
- 17.4. Возможности Internet для банковского бизнеса.
- 17.5. Системы межбанковских коммуникаций.