logo search
4335_Kjj

Морское страхование.

Состоит из трёх частей:

  1. Страхование грузов – КАРГА;

  2. Страхование судов – КАСКО;

  3. Страхование ответственности судовладельца.

Это один из видов имущественного страхования его целью является, возмещение ущерба причинённого страхователю гибелью или повреждением во время морского пути объекта, с которым связано его имущественный интерес.

Морской путь – это время стоянки, время перевалки, складирования, промежуточной, речной, сухопутной перевозки.

Страхователем может быть любое лицо, имеющее законный имущественный интерес в морском предприятии или в его составных частях и получают выгоду от его благополучного завершения или ущерб от потерь, повреждения. Можно страховать не только уже имеющийся интерес, но и ожидаемый от благополучного завершения морского предприятия.

Объектом морского страхования может быть всякий связываемый с торговым мореплаванием имущественный интерес – это судно, в том числе и находящееся в постройке, груз, фрахт, плата за проезд, ожидаемая от продажи груза прибыль, заработанная плата.

Страховая сумма должна соответствовать страховой стоимости, но при страховании грузов сюда включается ожидаемая прибыль.

  1. Страхование грузов - КАРГА

В российской страховой практике грузы страхуются на одном из следующих условий, это:

  1. с ответственностью за все риски.

По этому договору возмещение от гибели или повреждения груза или его части, произошедшей по любой причине за исключением за исключением случаев предусмотренных договором, а так же убытки, расходы и взносы по общей аварии.

В морском страховании под аварией понимаются убытки и расходы причинённые морскому предприятию. Аварии бывают общими и частными.

Чтобы авария была признана общей нужно:

При общей аварии убытки делятся между всеми участниками аварии.

При частной аварии убытки ложатся на владельца имущества.

Договор, заключающийся на данным условиях обеспечивает объём страхового покрытия, т.к. он страхует от всех рисков:

  1. с ответственностью за частную аварию.

Обеспечивает возмещение убытков от повреждения или полной гибели груза или его части в результате:

Кроме того, этот договор покрывает убытки вследствие пропажи транспортного средства без вести, а так же убытки, расходы и взносы по общей аварии.

Вместе с тем этот договор не покрывает следующие риски:

  1. без ответственности за повреждение.

По договору возмещается убытки о полной гибели груза, если его части в тех же случаях и на тех же условиях, что и за страхование в п. №2.

Не возмещаются ущербы от повреждения груза.

Эти договоры страхования груза могут заключаться, как на единую перевозку, так и на перевозку всего груза в течение определённого срока, то в этом случае оформляется «генеральный» полис. Договор страхования может предусматривать перевозку груза партиями или по частям, но при этом в договоре страхования страховая сумма указывается полностью на весь груз, а ответственность страховщика по каждой партии груза определяется исходя и з доли этой партии в общей страховой сумме, обычно, эти договоры предусматривают условную/безусловную франшизу. Для заключения договора страхования на перевозку груза, страховщик получает от страхователя письменное заявление. В заявлении необходимо отобразить следующие требования:

  1. точное название груза, род упаковки, вес;

  2. номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;

  3. вид транспорта;

  4. способ отправки груза:

  1. пункты отправления, перегрузки, назначения груза;

  2. дата отправки груза;

  3. страховая сумма;

  4. условия страхования.

Ответственность по договору страхования начинается с момента когда груз будет взят со склада в пункте отправления и продолжается в течение всей перевозки, включая перегрузки на склад грузополучателя или какой-либо другой склад. Ответственность страховщика после выгрузки груза на склад длится ещё несколько дней. При предъявлении претензии на страховое возмещение страхователь или выгадоприобретатель обязан документально доказать следующее:

Для доказательства своего страхового интереса используются следующие документы:

Чартер партии – это документ, который оформляется договором морской перевозки груза, заключаемый с условием предоставления для перевозки груза, либо сего судна, либо его части, либо определённых судовых помещений.

Коносамент – это транспортный документ, выдаваемый перевозчиком отправителю груза, перевозимых водным путём, он подтверждает принятие груза к перевозке и обязывает перевозчика передать груз в порту назначения грузополучателю.

Для доказательства страхового случая используются документы:

В случае пропажи перевозящего средства без вести, то используется:

Документы для определении размеров претензии по убыткам:

В случае требований о возмещении убытков, расходов и взносов по общей аварии. Предоставленный обоснованный расчёт диспаша (диспашор – человек, занимающийся диспашей).

При этом на стороне требующего распределения убытков среди участников, требуется доказать, что заявленные убытки и расходы, действительно должны быть признаны общей аварией.

  1. Страхование судов – КАСКО.

Это одна из древнейших и сложных отраслей народного страхования.

Суда делятся на группы по:

Торговые суда делятся на наливные и сухогрузы.

Страховщики принимают на страхование любой имущественный интерес связанный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасностей во время или в период постройки судна.

Условия страхования плавающих средств завися от цели их использования. Наиболее крупная сфера деятельности это страхование торговых судов.

КАСКО страхование предполагает возмещение ущерба от повреждения и конструктивной гибели транспортного средства.

Страховое покрытие распространяется на:

  1. судно;

  2. машинное оборудование;

  3. оснащение;

  4. всё, что есть на борту.

Страхуя все убытки, которые произошли во время судовождения различают понятия полной гибели и полной конструктивной гибели судна.

Полная гибель судна – это означает, что судовладелец потерял судно безвозвратно.

Полная конструктивная гибель судна ­ это собственность, находящаяся в состоянии не подлежащим восстановлению, она признаётся в случае если затраты на на ремонт большей стоимости корабля после ремонта.

Включение оплаты спасательных работ в объёме страхового покрытия было вызвано необходимостью защиты окружающей среды от вызванных аварий.

Характеристическими чертами страхования судов является:

  1. ограничение области страхования, она является крайне конкурентной, т.к. в мире насчитывается около 80 тыс. судов;

  2. срок страхования обычно составляет один срок;

  3. в полисе обязательно указываются географические рамки планирования грузов;

  4. страховая сумма и тариф установлена в индивидуальной для каждого судна, т.к. нет одинаковых условий эксплуатации и характеристики судов, на тарифную ставку влияют следующие показатели:

Объём страхового покрытия в зависимости от условий страхования.

Условия страхования судов

Объём страхового покрытия

С ответственностью за гибель и повреждения

С ответственностью за повреждение

С ответственностью только за полную гибель, включая расходы по спасанию

С ответственностью только за полную гибель

Убытки вследствие полной гибели судна

+

+

+

Расходы по устранению повреждений, его корпуса, механизмов машин, оборудования

+

+

Убытки, расходы, взносы по общей1 аварии и доли риска

+

+

Необходимые расходы, связанные со спасением судна

+

+

Необходимые и целесообразно-производственные расходы по предварительному уменьшению и установленных убытков

+

+

+

Не возмещаются убытки, произошедшие вследствие:

Договор страхования судов заключается на основании письменного заявления, в котором сообщаются точные сведения о судне, страховой сумме, условия страхования.

Если судно страхуется на один рейс, то указывается пункт начала и окончания рейса, пункты захода и продолжительность рейса.

Если судно страхуется на определённый срок, то указывается район плавания и срок страхования.

  1. Страхование ответственности судовладельца.

По мере развития судоходства появилось большое количество судов, насыщение морей плавсредствами, а так же всё большее и лучшее оснащение портов, дорогостоящими, в основном, сооружениями, отсюда возрастает ответственность за возможное причинение ущерба третьим лицам. Эти риски, обычно, покрываются через клуб, взаимного страхования судовладельцев (P&I). Эти клубы взаимного страхования судовладельцев, менеджеров и других лиц связанных с эксплуатацией судов по отношению к третьим лицам. В настоящее время действует около 70 P&I клубов, которые расположены преимущественно в Англии, Швеции, Норвегии и США. Деятельность этой организации основана на международной организации представителей, т.е. корреспондентов клуба. Корреспонденты клуба защищают интересы членов клуба в определённой стране, а при необходимости привлекают специалистов и экспертов. Финансовая база клуба состоит из взносов членов клуба, из которых формируются страховые фонды. Страховые взносы подразделяются:

  1. предварительные взносы.

Определяются советом директоров к началу полисного года (полисный год начинается 20.02 в 12:00 АМ по Гринвичу);

  1. дополнительные взносы.

Если в конце полисного года обнаруживается, что предъявленных претензий больше, то тогда делаются дополнительные взносы;

  1. чрезвычайные взносы.

Они собираются при возникновения катастрофических убытков.

Основные страховые риски через P&I клубы

  1. груз;

  2. телесные повреждения;

  3. повреждения неподвижно плавающих объектов;

  4. столкновения;

  5. перемещение остатков судна;

  6. претензии со стороны команды;

  7. отсутствие возмещения по общей аварии;

  8. штрафы;

  9. расходы на буксировку;

  10. карантинные издержки;

  11. имущество на корабле;

  12. судебные издержки.

Крупнейший клуб: «Бермудская ассоциация взаимного страхования судовладельцев соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии».

Суммарный тоннаж застрахованного этим клубом – 200 БРУТТО регистрированных тонн. Наш «Ингосстрах» работает по правилам этого клуба.