logo search
ОДКБ

8.1. Расчетно-кассовое обслуживание.

В основном расчеты между организациями осуществляются безналичным путём с помощью банковской системы. Каждое предприятие, учреждение, организация может иметь в банках расчетные (текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и другие) счета, об открытии которых ежеквартально информируются налоговые органы.

На расчетный счет предприятия поступает выручка за реализованную продукцию, авансовые платежи, ссуды банка, дебиторская задолженность, наличные деньги из кассы и т.д.

С расчетного счета производятся безналичные платежи, выдаются наличные деньги на выплату заработной платы, командировочные, хозяйственные и представительские расходы. Выдача наличных денег производится согласно квартальному кассовому плану, который сдаётся в банк.

Выдачу денег, а также безналичные перечисления с расчетного счета банк осуществляет, как правило, на основании приказов владельца расчетного счета или с его согласия на оплату (акцепта).

В исключительных случаях банк производит принудительное списание денежных средств с расчетного счета. Например, по приказам финансовых органов перечисляются просроченные налоги и сборы и т.п. Кроме того, банк может по собственной инициативе списывать денежные средства, например, за пользование банковским кредитом (процент за кредит), суммы за расчетно-кассовое обслуживание и др.

Первичными документами, на основе которых производятся операции на расчетном счете, являются

Платежное поручение служит для списания указанной в нем суммы с расчетного счета предприятия на расчетный счет получателя.

Денежный чек является приказом банку о выдаче с расчетного счета указанной в нем суммы наличных денег.

Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. В подтверждение о получении денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом.

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком и принимается банком покупателя к исполнению только при наличии средств на расчетном счете покупателя и письменном согласии его о полной или частичной оплате.

Выписка из расчетного счета - второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием.

Аккредитив - поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Денежные средства в сумме аккредитива перечисляются с расчетного счета покупателя на счет аккредитивов или покупателю выдается ссуда. Это менее предпочтительная форма расчетов для покупателя, так как, но лишается сумм денежных средств еще до отгрузки материалов поставщиком.

Основной задачей управления расчетно-кассовым обслуживанием является успешное выполнение поручений клиентов и самого банка. Основной потребностью клиента в расчетно-кассовом обслуживании является БЫСТРОЕ прохождение различного типа информации по межбанковским счетам, проведение платежей и поступлений В СТРОГОМ СООТВЕТСТВИИ С ПОРУЧЕНИЯМИ КЛИЕНТОВ и в режиме реального времени.

Особенностью рассчетно-кассового обслуживания является строгая регламентация законодательством и Центральным банком РФ правил проведения безналичных и наличных расчетов.

Безналичные расчеты регулируются «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденным Центральным Банком РФ 03.10.2002 г №2-П (в редакции от 02.05.2007 г.).

Операции банков с наличными деньгами регулируются «Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты в кредитных организациях на территории Российской Федерации», утвержденным Центральным Банком РФ 24.04.2008 г. №318-П.

Особое внимание в последнее время при проведении расчетно-кассовых операций уделяется финансовому мониторингу, который организуется в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (которые, в свою очередь, разработаны в соответствии с действующим законодательством).

Задача персонала банка состоит в организации расчетно-кассового обслуживания в строгом соответствии с требованиями указанных нормативных актов с минимальными рисками потерь для банка и максимальной доходностью. В этой связи в рамках учетной политики банка специалистами банка разрабатываются детализированные правила и указания по организации конкретных расчетных технологий, их отражению по счетам бухгалтерского учета, организации внутрибанковского контроля.

Таким образом, основным фактором успешной продажи расчетно-кассового обслуживания является предложение современных технологий, обеспечивающих быстрое и точное проведение платежей по оптимальным ценам. Уникальным здесь может быть круглосуточная работа, быстрая обработка платежей, удобный банк-клиент и т.д. Фактор места или качественного обслуживания имеет не слишком большое значение. Если платежи проведены быстро и точно, общение с операционистом навряд ли понадобится клиенту.

Организация банком расчетно-кассового обслуживания сопровождается целым рядом рисков. К основным расчетным рискам относятся:

Риск неплатежа и нарушения сроков платежа.

Например, предприятие направило в банк платежное поручение в банк о перечислении денежных средств со своего расчетного счета в сумме 1 000 000 руб. на расчетный счет поставщика. Однако банк в течение 3 дней не исполнил это поручение, поскольку на корреспондентском счете банка отсутствовали необходимые денежные средства (например, из-за того, что другой клиент несвоевременно рассчитался по кредиту). Основной причиной данного риска является неэффективное управление ликвидностью банка, когда у последнего оказывается недостаточно средств на корреспондентском счете, чтобы своевременно выполнить свои обязательства. Основным способом нейтрализации данного риска является повышение эффективности управления ресурсами в коммерческом банке. Так, в нашем примере, банк должен был бы постараться получить кредит на межбанковском рынке в сумме 1 000 000 руб., чтобы исполнить поручение клиента вовремя (либо изыскать другие способы привлечения денежных средств или формирования резервов на такие случаи заранее). Необходимо также отметить, что этот риск проявляется и при осуществлении переводов денежных средств от одного физического лица другому.   

Риск несоблюдения и нарушения законодательных и нормативных требований к организации расчетов.

Например, проведение безналичных расчетов на территории РФ в иностранной валюте, нарушение установленных требований при открытии, ведении и закрытии расчетных и текущих счетов клиентов, использовании форм безналичных расчетов, не предусмотренных нормативными актами РФ, нарушение стандартов установленного порядка заполнения и оформления расчетных документов и т.д. Основным способом нейтрализации данного риска является максимальная автоматизация процессов расчетов, чтобы исключить влияние человеческого фактора.

Операционные или технологические риски, связанные с качеством работы всех подразделений банка, участвующих в расчетных операциях.

Эти риски связаны с возможными сбоями в технологической цепочке прохождения денежно-расчетных документов от момента открытия клиентского счета, предъявления документов к оплате до момента зачисления средств на счета получателей и сверки материалов аналитического и синтетического учета. Основным способом нейтрализации данного риска, также как и в предыдущем пункте, является максимальная автоматизация процессов расчетов, чтобы исключить влияние человеческого фактора.