3 Национальный банк Республики Беларусь
3.1 Роль, задачи и цели Национального банка Республики Беларусь
Национальный банк Республики Беларусь – центральный банк Республики Беларусь, находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Современная роль Национального банка в экономике страны заключается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
Основными целями деятельности Национального банка является:
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной дисциплины.
Национальный банк и его структурные подразделения освобождаются от уплаты всех налогов и сборов (пошлин). Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка. Прибыль Национального банка образуется в результате осуществления им деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Национальный банк передает в доход республиканского бюджета часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, а остальную часть прибыли направляет в резервный и иные фонды, предназначенные для обеспечения его деятельности.
Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Президенту Республики Беларусь. Подотчетность Национального банка Президенту заключается в следующем:
утверждение Президентом устава Национального банка, изменений и дополнений к нему;
назначение с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка и освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь;
определение Президентом аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка, утверждение Президентом годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.
Национальному банку принадлежит исключительное право эмиссии денег.
Основными задачами Национального банка на данном этапе развития экономики страны являются:
участие в разработке и реализации денежно-кредитной политики государства;
поддержание стабильности денежного обращения;
обеспечение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам;
создание государственного фонда золотовалютных резервов.
использование методов денежно кредитного управления банковской системой для развития рыночной экономики.
Выполнение этих задач осуществляется на основе эмиссии денег, кредитования коммерческих банков, продажи и покупки золота и иностранных валют и поддержания внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы.
3.2 Функции Национального банка Республики Беларусь
В процессе решения поставленных задач Национальный банк выполняет три главные функции:
регулирующую;
контрольную;
информационно-исследовательскую.
К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении, поддержание стабильности национальной валюты, регулирование деятельности всей банковской системы республики.
Контрольная функция включает в себя банковский надзор, определение соответствия требованиям банковского законодательства деятельности банка, контроль за соблюдением норм и нормативных показателей.
Информационно-исследовательская функция присуща всем центральным банкам. Национальный банк реализует ее посредством публикации своих информационных бюллетеней, осуществления методологического и методического руководства банковской деятельностью.
Кроме этого Национальный банк выполняет ряд функциональных задач:
разрабатывает и совместно с Правительством проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь;
осуществляет эмиссию денег и регулирует денежное обращение;
регулирует кредитные отношения и является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование (под рефинансирование банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условиях возвратности и платности);
осуществляет валютное регулирование, организует и осуществляет валютный контроль;
выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка;
организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;
консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства, и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения Республиканского и местных бюджетов;
осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, проводит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;
осуществляет надзор и регулирование деятельности банковских институтов в целях обеспечения безопасности и ликвидности;
устанавливает порядок приведения банковских операций;
осуществляет эмиссию своих ценных бумаг и регистрирует ценные бумаги банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов;
организует расчетное и (или) кассовое обслуживание отдельных государственных органов, перечень которых определен в уставе Национального банка;
создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет ими;
организует инкассацию и перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;
осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;
другие функции в соответствии с Банковским кодексом и законодательными актами Республики Беларусь.
3.3 Структура и органы управления Национального банка Республики Беларусь
Национальный банк представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из структурных подразделений центрального аппарата и структурных подразделений в областных центрах и г. Минске. Структурные подразделения и организации Национального банка действуют на основании уставов (положений) утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка.
Органами управления Национального банка являются: Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.
Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.
Правление Национального банка принимает решения в форме постановлений и приказов. Правление состоит из Председателя Правления и заместителей Председателя Правления, включая первых заместителей. Кроме того, членами Правления Национального банка являются представители Совета Министров, председатель правления одного из коммерческих банков, официальный представитель уставных банковских объединений, избираемый совместным решением данных банковских объединений.
Правление Национального банка принимает решения простым большинством голосов избранных членов (не менее 2/3 от общего числа). Председатель Правления руководит деятельностью Правления, а также представляет Национальный банк как центральный орган государственного управления и как юридическое лицо. Полномочия Председателя Правления определены Уставом Национального банка Республики Беларусь.
Совет директоров Национального банка Республики Беларусь — исполнительный орган, который обеспечивает выполнение банковских функций Национального банка как юридического лица. Председатель Правления Национального банка является руководителем Совета директоров Национального банка.
Совет директоров Национального банка выполняет следующие функции:
организует проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
определяет возможность выдачи лицензий и осуществляет надзор за юридическими лицами, занимающимися выдачей кредитов от своего имени за счет вкладов либо других возвратных средств, полученных от физических и юридических лиц;
рассматривает и утверждает смету расходов Национального банка на очередной год и др.
Совет директоров руководит деятельностью центрального аппарата Национального банка, организует исполнение законодательных актов, нормативных документов Правления Национального банка, дает разъяснения по их применению, обеспечивает контроль за исполнением своих решений.
Совет директоров вправе издавать соответствующие распоряжения, указания, предписания и другие акты, которые обязательны для исполнения работниками центрального аппарата Национального банка, подведомственных учреждений и организаций, банков и других кредитных учреждений, действующих на территории Республики Беларусь.
Совет директоров Национального банка Республики Беларусь принимает следующие решения:
о регулировании кредитного рынка;
об изменении процентных ставок Национального банка;
о регулировании валютного рынка и нормах ввоза-вывоза иностранной валюты;
о работе подразделений Национального банка на рынке наличной иностранной валюты;
о выпуске банкнотов нового дизайна, юбилейных монет, монет из драгоценных металлов, банкнотов в качестве объекта коллекционирования и тезаврации, об изъятии отдельных банкнотов, монет, о распоряжении резервными фондами банкнотов, монет, организации их эмиссии;
о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений и организаций Национального банка Республики Беларусь;
о государственной регистрации и ликвидации банков, кредитных, финансовых и других учреждений, занимающихся банковскими операциями;
о покупке, продаже недвижимости для обеспечения деятельности Национального банка Республики Беларусь, его предприятий, учреждений, организаций;
о структуре Национального банка, об утверждении положений о его подразделениях, уставов юридических лиц подведомственных предприятий, учреждений, организаций. Утверждает руководящих работников системы Национального банка в соответствии с перечнем должностей, определенных Правлением Национального банка;
о выпуске ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь;
о предоставлении Совету Министров Республики Беларусь, местным органам исполнительной и распорядительной власти кредитов, обеспеченных долговыми обязательствами;
о получении долговых обязательств от Министерства финансов Республики Беларусь;
о заключении контрактов (договоров) на изготовление банкнотов и монет;
о порядке распоряжения резервными фондами.
Члены совета директоров Национального банка, за исключением Председателя Совета директоров Национального банка, избираются Правлением Национального банка сроком на четыре года. Совет директоров Национального банка принимает решения простым большинством голосов избранных членов Совета директоров при условии присутствия на заседании не менее 70% от общего числа членов. Руководителем Совета директоров Национального банка Республики Беларусь является Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь.
Работники Национального банка подразделяются на работников, являющихся государственными служащими, и работников, которые осуществляют техническое обслуживание и обеспечение деятельности Национального банка и не являются государственными служащими.
Правовой статус работников Национального банка, являющихся государственными служащими, определяется законодательством Республики Беларусь о государственной службе.
Помимо ограничений, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о государственной службе, работники Национального банка, являющиеся государственными служащими, не имеют права:
иметь или приобретать лично либо через посредников акции (доли) банков или небанковских кредитно-финансовых организаций;
занимать должности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях и иных организациях на условиях штатного совместительства.
Работники Национального банка, являющиеся государственными служащими, могут получать кредиты только в Национальном банке. Льготное кредитование работников Национального банка осуществляется на условиях, определенных законодательными актами Республики Беларусь для льготного кредитования граждан Республики Беларусь.
3.4 Организация банковского надзора
Национальный банк как высший орган банковского регулирования и контроля в процессе взаимоотношений с коммерческими банками стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков, однако определяет порядок создания банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности. Национальный банк устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования банковских операций и денежного обращения.
В Республике Беларусь сложилась система банковского надзора, в основных чертах соответствующая мировым стандартам. Она включает стадии регистрации и лицензирования банков и небанковских кредитно–финансовых организаций, осуществления дистанционного надзора на основании отчетности, надзора на местах в виде инспекционных проверок, применения соответствующих мер надзорного реагирования к банкам, нарушающим банковское законодательство, и к банкам, оказавшимся в кризисном финансовом положении, реорганизации и ликвидации банков в случае необходимости.
Органом банковского надзора является Национальный банк Республики Беларусь.
Основной целью банковского надзора является обеспечение стабильности банковской системы и доверия к ней, сокращение риска потерь для кредиторов и вкладчиков банков.
В соответствии с Концепцией развития и совершенствования банковского надзора в Республике Беларусь, определяющей национальную стратегию развития банковского надзора на среднесрочную перспективу, главной стратегической задачей банковского надзора является недопущение системных банковских кризисов. К основным задачам также относятся:
обеспечение должного контроля за допуском в банковскую систему добросовестных, финансово устойчивых и обладающих надежной репутацией инвесторов, а также за профессионализмом и репутацией высшего руководства банков;
установление пруденциальных ограничений рисков банковской деятельности, требований по достаточности капитала и резервов, соответствующих международной практике и учитывающих экономическую ситуацию в стране;
осуществление эффективного текущего надзора за деятельностью банков как путем анализа официально представляемой отчетности, так и посредством инспекционных проверок банков;
своевременное применение корректирующих мер, обеспечивающих поддержание (или восстановление) платежеспособности, ликвидности и надежности банков;
своевременный вывод с рынка банков, положение которых не поддается исправлению, минимизация последствий банкротств банков для банковской системы и кредиторов.
Банковским кодексом Республики Беларусь закреплены права и полномочия Национального банка, позволяющие осуществлять пруденциальное регулирование деятельности банков.
Сформировалась система основанных на мировом опыте и рекомендованных Базельским комитетом по банковскому надзору пруденциальных требований к банкам. Данная система включает следующие основные требования:
достаточности капитала для покрытия основных рисков банковской деятельности (до 2005 года учитывался, в основном, кредитный риск);
управления ликвидностью, включая согласование требований и обязательств банка по срокам размещения и привлечения, а также требования к структуре активов банка по уровню ликвидности;
ограничения крупных кредитных рисков, включая ограничения риска на одного клиента, группу взаимосвязанных клиентов, на одного связанного с банком клиента (инсайдера) и связанных с ним лиц, а также ограничения общей суммы рисков на всех инсайдеров и общей суммы крупных рисков;
создания резервов на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, а также резервов под обесценение ценных бумаг и ряд других.
Основу отношений Национального банка с банками в направлении повышения устойчивости банковской системы, как и ранее, составляют формирование нормативной базы, регламентирующей деятельность банков, и совершенствование надзора и контроля за их функционированием.
Центральным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора является приближение к международным стандартам, разрабатываемым Базельским комитетом по банковскому надзору и другими международными финансовыми институтами, последовательное внедрение и следование проверенным мировой практикой принципам и подходам к банковскому регулированию и надзору.
Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками законодательства, определяет правила публикации и содержание публикуемой информации, используемой для оценки их степени надежности.
Для осуществления регулирования деятельности банков и надзора за нею Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности этих банков, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательством Республики Беларусь санкции к нарушителям.
В случае систематического невыполнения нормативов, несоблюдения указаний и предписаний Национального банка, возникновение ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, Национальный банк уведомляет совет банка или его акционеров:
о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка;
о замене руководства банка;
о реорганизации банка;
о ликвидации банка.
В рамках экономических санкций, применяемых к коммерческим банкам, устанавливаются следующие меры экономического воздействия:
списание в бесспорном порядке с корреспондентского счета недовнесенных средств в различные фонды;
взыскание штрафов;
увеличение установленной нормы обязательных резервов, размещаемых в Национальном банке;
введение особых режимов функционирования корреспондентского счета;
введение особых режимов работы банка.
В целях выполнения надзорных функций Национальный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей банка в случае приобретения ими более десяти процентов акций (долей) банка.
Национальный банк в целях выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, осуществляет анализ деятельности банков. В случае выявления таких ситуаций Национальный банк вправе применить меры воздействия, предусмотренные Банковским кодексом Республики Беларусь.
- Основы банковского дела
- Предисловие
- Примерный тематический план занятий
- Программа дисциплины
- Тема 1: банковская система республики беларусь
- Тема 2: правовые основы и безопасность деятельности коммерческих банков
- Тема 3: национальный банк республики беларусь
- Тема 4: коммерческий банк
- Тема 5: баланс коммерческого банка
- Тема 6: ресурсы коммерческого банка
- Тема 7: банковский кредит
- Тема 8: лизинг и факторинг в банковской деятельности
- Тема 9: трастовые операции банков
- Тема 10: расчетно-кассовое обслуживание
- Тема 11: операция банков с ценными бумагами
- Тема 12: валютные операции банков
- Тема 13: оценка деятельности коммерческого банка
- Тема 14: банковские риски
- Тема 15: банковский менеджмент и маркетинг
- Основы банковского дела
- 1 Банковская система Республики Беларусь
- 2 Правовые основы и безопасность деятельности коммерческих банков
- 3 Национальный банк Республики Беларусь
- 4 Коммерческий банк
- 5 Баланс коммерческого банка
- 6 Ресурсы коммерческого банка
- 7 Банковский кредит
- 8 Лизинг и факторинг в банковской деятельности
- 9 Трастовые операции банков
- 10 Расчетно-кассовое обслуживание
- 11 Операции банков с ценными бумагами
- 12 Валютные операции банков
- 13 Оценка деятельности коммерческого банка
- 14 Банковские риски
- 15 Банковский менеджмент и маркетинг
- Литература:
- Раздел 3 оценка доходности финансовых инструментов
- 1. Оценка доходности
- Будущая и текущая стоимость
- Операции с ценными бумагами
- Дисконтные векселя
- Облигации
- Кредитные операции
- Валютные операции
- 5.1 Конверсионные операции
- 5.2 Кросс-депозитные операции
- Литература, рекомендуемая для решения задач
- Вопросы для подготовки к зачету и экзамену