logo search
Основы банковского дела

1. Понятие, элементы, принципы организации банковской системы

Под банковской системой понимается совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Банковская система функционирует на основании 2-х законов: «О ЦБ РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности». В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы РФ, к числу которых относятся следующие: двухуровневая структура (1-й ярус – ЦБ, 2-й ярус: коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции, осуществление банковского регулирования и надзора Центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности.

Банковская система реально существует, если выполняются следующие критериальные условия:

  1. в стране в достаточном количестве действуют банки и небанковские кредитные организации, ориентиром при этом выступает объем платежеспособных потребностей предприятий, организаций и населения в банковских услугах,

  2. банковские операции в стране проводят только получившие соответствующие лицензии кредитные организации,

  3. в стране действует и эффективно справляется со своими, только ему присущими функциональными обязанностями и установленными полномочиями центральный банк,

  4. действуют самые различные (по формам собственности, по организационно-правовым формам, размерам или масштабам деятельности, территориальному признаку, характеру деятельности и т.д.) экономически целесообразные виды коммерческих банков и небанковских кредитных организаций, охватывающие все сферы национальной экономики и внешнеэкономические связи, занимающие все реально имеющиеся сегменты рынка финансов и ссудного капитала, осуществляющие такой спектр операций, который полностью покрывает спрос субъектов экономики на банковские услуги на каждой данной территории.

  5. банки и другие кредитные организации в разнообразных формах и регулярно взаимодействуют в рамках законности с клиентами, центральными банками и другими органами государственной власти и управления, друг с другом и со вспомогательными организациями.

Элементами банковской системы являются:

1. банки. Классификация банков:

2. небанковские кредитно-финансовые институты – это учреждения формально банками не являющиеся (не имеющие банковской лицензии), но основная деятельность которых связана с оказанием финансовых услуг и осуществлением операций, аналогичных банковским. К ним относятся: кредитные кооперативы, ломбарды, лизинговые, форфейтинговые и факторинговые компании, учетно-вексельные конторы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, риэлтерские фирмы, эмитенты ценных бумаг, пластиковых карт и дорожных чеков, финансовые брокеры и инвестиционные консультанты, инвестиционные компании и фонды, компании рискового финансирования, финансовые компании, дилинговые центры, клиринговые палаты, трастовые компании, трансфер-агенты, депозитарии (хранители ценных бумаг), регистраторы,

3. нефинансовые участники банковского рынка: торговые дома, почта, промышленные предприятия.

Ведущим элементом системы являются банки, как автономные, независимые финансовые коммерческие предприятия, которые сосредотачивают временно свободные денежные средства, вклады, предоставляемые во временное пользование в виде кредитов, займов, ссуд, имеющиеся денежные средства, посредничают во взаимных платежах, расчетах межу предприятиями, учреждениями и отдельными лицами, регулируют денежное обращение в стране, включая эмиссию денег.

Только банки вправе реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций), они являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узко специализированными, т.е. каждая такая организация действует на ограниченном числе сегментов финансового рынка.

Принципы формирования и функционирования здоровой и эффективной банковской системы: управляемость, эволюционность (постепенное равномерное развитие), адекватность реальному сектору экономики, функциональная полнота (наличие всех элементов системы в необходимых пропорциях), саморазвитие (способность противостоять угрозе стабильности и самосовершенствование), открытость (свобода входа и выхода из системы), эффективность (в том числе для клиентов и страны в целом), адекватное правовое сопровождение.